Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как выбрать брендинговое агентство, чтобы не потратить время и деньги зря


Предприниматели обращаются в брендинговое агентство, когда нужно создать новый бренд, незначительно обновить существующий или сделать ребрендинг. В статье мы разберем основные ошибки при выборе партнера для этих задач. А также вы узнаете, как провести эффективный тендер и получите шаблоны правильного брифа и коммерческого предложения.

Какие агентства сегодня представлены на рынке

Пятнадцать лет назад основной запрос компаний к агентствам был связан с разработкой дизайна: логотипов, брендированных ручек и блокнотов. Прошло время, и рынок изменился — теперь бизнесу важно транслировать уникальные образы и смыслы, которые вызывают эмоции и надолго запоминаются потребителям. Именно это и помогает сделать грамотно выстроенный брендинг. Логотип и фирменный стиль в целом — только часть бренда, способ рассказать о главной идее и сформировать нужный образ.

Теперь бизнесу важно транслировать уникальные образы и смыслы

Как создать сильный бренд?

  1. Провести комплекс исследований. Увидеть реальную ситуацию на рынке, оценить предложения конкурентов и понять глубинные потребности аудитории.
  2. Создать стратегию бренда. Сформировать центральную идею, смыслы, ценности и продумать, как бренд должен позиционировать себя на рынке.
  3. Разработать коммуникации. Придать результатам прошлых этапов правильную вербальную и визуальную форму.

Рассмотрим три типа агентств, которые могут встретиться на рынке брендинга, — с краткой характеристикой.

Виды агентств на рынке
Виды агентств на рынке

Многообразие агентств, предлагающих услуги брендинга на Российском рынке, — на одной картинке

Многообразие агентств, предлагающих услуги брендинга на Российском рынке, — на одной картинке

Как понять, к какому виду относится то или иное агентство? Открыть сайт и посмотреть последние кейсы. Если в них, наравне с созданием дизайна, упоминается этап исследований и стратегии, — имеет место договориться о встрече. Попросите руководителя отдела исследований и стратегии присутствовать на ней. Пусть расскажут о двух–трех проектах, где были реализованы эти этапы.

Пример кейса на сайте Opencore
Пример кейса на сайте Opencore

Пример кейса Openсore, опубликованный на сайте агентства. Включает в себя исследования, разработку стратегии и коммуникации. В списке задач отражены ключевые этапы

Пример кейса Openсore, опубликованный на сайте агентства. Включает в себя исследования, разработку стратегии и коммуникации. В списке задач отражены ключевые этапы

Ошибки выбравшего

Как мы видим, уже на старте предприниматель может столкнуться с «подводными камнями», «‎заплыв в воды» не самого добросовестного агентства. К сожалению, список ошибок, которые совершает бизнес при выборе исполнителей, на этом не заканчивается.

Рассмотрим основные:

  1. Обращаются в любое агентство, кроме брендингового. Звучит странно, но на практике случается и такое. Существует огромное количество агентств — креативных, рекламных, маркетинговых. Все они имеют разную специализацию и решают конкретные задачи. Разработка бренда, — это, мягко говоря, не их профиль.
  2. Выбирают только по контенту из портфолио. Куда важнее оценить работу в разрезе трех этапов, о которых мы говорили ранее. Запрашивайте краткие выводы по исследованиям и просите объяснить, почему на их основе агентство разработало ту или иную стратегию, визуальные и вербальные коммуникации.
  3. Не озвучивают бюджет. Высок риск получить стандартное коммерческое предложение, которое не учитывает ресурсы бизнеса.
  4. Не составляют бриф. Ввиду отсутствия информации агентства начнут задавать однотипные уточняющие вопросы. На поиск релевантного предложения уйдет огромное количество времени.
  5. Не отправляют свою форму коммерческого предложения для заполнения. У каждого агентства формат и структура КП отличаются. Получив 10 разных вариантов, сравнивать их будет проблематично.
  6. Принимают решение о сотрудничестве без личного общения. Недостаточно просто посмотреть презентацию и КП. Разработка бренда — процесс, требующий грамотной синхронизации и коммуникации заказчика с исполнителем. Очень важно, чтобы он проходил в комфортном для обеих сторон ключе.
  7. Настаивают на постоянном офлайне. Сегодня во многих агентствах работают специалисты, которые территориально находятся не только в разных городах России, но и мира. Собирать их вместе порой бывает достаточно трудно и бессмысленно.
  8. Ищут агентства со специализацией только в конкретной отрасли. Есть риск столкнуться с шаблонными решениями. Лучше расширить поиск и рассматривать, тех, кто может предложить не только ходьбу по проторенной дорожке, но и свежие, нетривиальные идеи.
  9. Не запрашивают примеры по этапам работы. Попросите показать отчеты по исследованиям, разработанную концепцию или брендбук. Часто проекты находятся под NDA, — в таком случае, можно запросить примеры без конкретных данных.
  10. Не читают договор. Важно, чтобы результаты будущей работы, которые были озвучены на презентации, четко коррелировали с пунктами в договоре. Если заметили несоответствие — обязательно проясните этот момент и попросите включить недостающую информацию в договор.

Ошибки, упомянутые выше могут очень дорого обойтись предпринимателю. Хорошие новости: придерживаясь комплексного подхода в выборе исполнителя и уделяя внимание не самым очевидным, на первый взгляд, деталям, можно избежать распространенных ловушек и выбрать действительно подходящее агентство. Пусть на это и потребуется больше времени.

Шаблоны для отбора

Представим ситуацию: вы отправили заявки в пять брендинговых агентств и получили от них пять совершенно разных коммерческих предложений. Плюс еще пять различных вариантов брифа, заполнение которых ляжет на плечи вашего бизнеса. Вопрос: сколько времени уйдет на то, чтобы просто сравнить полученную информацию, — не говоря уже о том, чтобы выбрать наилучшее предложение?

Гораздо эффективнее будет создать собственные шаблоны документов, — и уже с ними выходить на коммуникацию с агентствами. Мы в Opencore создали формы, которые подойдут для разных отраслей бизнеса: от производства молочной продукции до IT. Посмотреть и скачать шаблон брифа вы можете здесь, шаблон коммерческого предложения, который должны заполнять агентства, — здесь.

Зачем нужен бриф и КП?
Зачем нужен бриф и КП?

Краткая памятка. Бриф и КП. Что это такое и зачем они нужны?

Краткая памятка. Бриф и КП. Что это такое и зачем они нужны?

Как провести брендинговый тендер

Далее мы разберемся, как сравнивать агентства, — и выбирать наиболее подходящее под цели и задачи бизнеса. Сделать это можно с помощью грамотно проведенного тендера. Начать работу советуем с грамотного планирования сроков: трех-четырех недель для его проведения будет достаточно.

Трех-четырех недель достаточно для проведения тендера

После мониторинга сайтов и изучения кейсов необходимо составить список из 5 релевантных кандидатов. Напишите каждому запрос. Подробно расскажите в нем про условия тендера и отправьте заполненный бриф вместе с коммерческим предложением.

Что важно обозначить:

  • объясните, что на первом этапе вы ждете от агентства заполненное коммерческое предложение на основе брифа;
  • укажите, сколько времени есть у агентства на изучение материалов, заполнение КП и отправки уточняющих вопросов;
  • расскажите о ходе коммуникации: по электронной почте или в мессенджере;
  • опишите ваш ход действий после анализа коммерческих предложений;
  • уточните порядок выбора победителя тендера.

После получения КП их необходимо будет сравнить. Для этого мы в Opencore сделали удобную сравнительную таблицу. Она поможет оценить предложения и выбрать брендинговое агентство, которое подходит под конкретный запрос.

Вместо выводов

  1. Изучайте кейсы, опубликованные на сайтах брендинговых агентств. Обращайте внимание чтобы в них присутствовал не только блок по разработке дизайна, но и блоки, посвященные исследованиям и стратегии.
  2. Организовывайте встречи с потенциальными исполнителями. Запрашивайте примеры по каждому каждому выполненному этапу работы. Если проекты находятся под NDA, — запрашивайте примеры без конкретных данных и показателей.
  3. Пользуйтесь шаблоном брифа, коммерческого предложения и сравнительной таблицей. С ними вам будет легко провести тендер и найти партнеров, чтобы разработать сильный бренд или глобально обновиться.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Михаил Леликов
Михаил Леликов

Вы когда-нибудь сталкивались с псевдобрендинговыми агентствами или откровенными обманщиками? Расскажите о своем опыте в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации