Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Вернуть товар поставщику можно только в случаях, прописанных в гражданском кодексе. В его положениях указано, что стороны могут самостоятельно определять в договоре купли-продажи некоторые моменты, например характеристики продукции.

Рассказываем, как вернуть бракованный или непроданный товар поставщику, оформить документы на возврат и провести операции в учете.

Когда можно вернуть товар поставщику

Если в договоре нет условий о возможности возврата товара, к которому у покупателя нет претензий, вернуть его можно только в следующих ситуациях:

  1. Качество не соответствует тому, о чем договаривались стороны, — ст. 475 ГК РФ.
  2. Поставщик привез не тот товар — ст. 480, 519, 468 ГК РФ.
  3. Поставщик поставил неверное количество товара — ст. 466 ГК РФ.
  4. Нет упаковки, или она повреждена — ст. 482 ГК РФ.

Обычно условия о качестве, ассортименте, количестве товара и упаковке есть в договоре с поставщиком. Например, можно указать, что поставщик должен привезти платья трех размеров: 42-го, 44-го и 46-го. Если привезут вещи 48-го и 50-го размеров, их получится вернуть.

Можно ли вернуть нереализованный товар

Бывает, что платья размеров S, M и L раскупили, а на XXS нет спроса. В договоре можно предусмотреть возврат поставщику нереализованного товара — то есть такого, который не удалось продать в течение определенного срока. Это еще называют обратной реализацией: в этой ситуации поставщик становится покупателем.

Условия возврата непроданного товара стороны оговаривают в договоре поставки.

Сроки возврата товара

Товар, для которого установлен гарантийный срок или срок годности, можно вернуть только до окончания этого срока.

Если у товара нет гарантийного срока или срока годности, оформить возврат нужно в течение двух лет после того, как его привезли. Но покупатель и продавец могут договориться о другом сроке.

Как оформить возврат товара: инструкция по шагам

Оформляют возврат товара так:

  1. Составляют акт ТОРГ-2.
  2. Составляют претензию о возврате товара.
  3. Составляют возвратную накладную ТОРГ-12.
  4. Принимают возврат денег.

Составить акт ТОРГ-2. Акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товара покупатели обычно составляют по форме ТОРГ-2. Но можно разработать и собственный вариант документа.

На основании акта ТОРГ-2 составляют претензию.

Унифицированная форма ТОРГ-2

Документ заполняет комиссия из трех человек от грузополучателя и одного — от поставщика. Акт составляют в четырех экземплярах: получателю, поставщику и перевозчику. Последний прикладывают к претензии поставщику.

Составить претензию о возврате товара. Это делают в свободной форме. В ней нужно обязательно указать реквизиты договора, расписать причины возврата бракованного товара, его количество и стоимость, а также свои требования. Например, требование к поставщику забрать бракованный товар со склада и требование о возврате денег, если ранее перечислили предоплату.

Претензия поставщику

Если дело дойдет до суда — претензия будет доказательством, что вы пытались решить проблему мирно, и жалобу не отклонят.

Составить возвратную накладную ТОРГ-12. Когда поставщик одобрит возврат, покупателю надо оформить накладную по форме ТОРГ-12 с от­мет­кой: «Воз­врат то­ва­ров». Накладную выписывают в двух экземплярах: один оставляют себе, другой — отправляют поставщику.

Товарная накладная

Бланк товарной накладной заполняет продавец, а покупатель подписывает ее при приеме товара. Для продавца документ подтверждает списание товара, а для покупателя — расходы на него.

Если поставщик работает на ОСН, он должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру. В нем уменьшают стоимость отгруженных ранее товаров на цену бракованных.

Корректировочный счет-фактура

Документ нужно составить в течение пяти дней после подписания соглашения об изменении условий сделки.

Принять возврат денег. Если за некачественные товары покупатель перечислил деньги, нужно потребовать их вернуть. Есть два варианта, как это сделать:

  1. Указать в претензии сумму к возврату и реквизиты банковского счета.
  2. Попросить поставщика перезачесть ранее внесенную оплату в счет другой отгрузки. Это актуально, если у покупателя с продавцом заключено сразу несколько договоров на поставку товаров.

Дальше расскажем, как оформить возврат товара в некоторых ситуациях.

Нюансы возврата некачественного товара

Порядок возврата зависит от того, на каком этапе были выявлены некачественные товары:

  • до приемки;
  • после приемки;
  • после оприходования у покупателя.

До приемки. Испорченные товары покупатель вправе не принимать. При этом даже не нужно составлять отдельные документы. Возврат некачественного товара можно сразу зафиксировать в отгрузочной накладной поставщика. Главное, чтобы с его стороны было лицо, уполномоченное принимать товарно-материальные ценности и подписывать накладные и акты по форме ТОРГ-2. Например, это может быть заведующий складом.

После приемки. Бывает, что невозможно выявить брак в момент приемки или сразу вернуть его поставщику. Например, если товар доставляет транспортная компания, у которой нет прав забрать его обратно.

В таком случае покупатель:

  1. Принимает товары по накладной ТОРГ-12.
  2. Оформляет акт о расхождении по количеству и качеству по форме ТОРГ-2 либо по другой форме, которую согласовали поставщик и покупатель.
  3. Направляет поставщику письменную претензию и ждет на нее ответ.

После оприходования. Порядок действий покупателя:

  1. Составляет акт о расхождении по количеству и качеству по форме ТОРГ-2.
  2. Направляет претензию поставщику.
  3. Если поставщик примет претензию и согласится забрать некачественный товар, оформляет ТОРГ-12 в двух экземплярах. Для поставщика эта накладная будет приходной — то есть обратная реализация.

Поставщик выставляет корректировочный счет-фактуру на сумму некачественной продукции.

Проводки для возврата товара

Бухгалтерские проводки зависят от способа возврата товара.

Возврат некачественного товара, который не оприходовали. Если продукцию не поставили на учет, на счетах бухучета ее не учитывают.

Если вы планируете хранить бракованную продукцию какое-то время на складе, ее нужно учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Проводки по возврату некачественного товара, который не оприходовали
СодержаниеДебетКредит
Приняли на хранение испорченные товары
002
-
Вернули поставщику испорченные товары
-
002

Возврат некачественного товара, который оприходовали. Это значит, что бракованную продукцию учли в бухучете и теперь она числится на балансе. Возврат можно отразить так:

Проводки по возврату некачественного товара, который оприходовали
СодержаниеДебетКредит
Отразили возврат испорченных товаров поставщику
76
41
Отразили возврат денег от поставщика
51
76
Скорректировали расчеты с поставщиком
60
76
Восстановили НДС по корректировочному счету-фактуре от поставщика
76
68.НДС

Обратная реализация. В бухучете отражают как обычную продажу. Проводки будут такие:

Проводки по обратной реализации
СодержаниеДебетКредит
Поступили товары от поставщика
41
60
Учли «входной» НДС
19
60
Приняли к вычету «входной» НДС
68
19
Отразили реализацию возвращаемых товаров
62
90
Начислили НДС с реализации
90
68
Списали себестоимость возвращаемых товаров
90
41

Главное

  1. Вернуть товар можно в ситуациях, установленных гражданским кодексом. Например, поставщик привез бракованный товар или неправильное его количество, с поврежденной упаковкой.
  2. Условия возврата непроданного товара нужно заранее прописать в договоре поставки.
  3. Если для товара установлен гарантийный срок или срок годности, его можно вернуть только до окончания этого срока.
  4. Если у товара нет гарантийного срока или срока годности, оформить возврат нужно в течение двух лет после поставки. Но можно договориться с контрагентом о другом сроке.
  5. Оформляют возврат товара так: составляют акт ТОРГ-2, претензию о возврате товара, возвратную накладную ТОРГ-12, ждут возврата денег.
Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

Если были сложности с возвратом товара, поделитесь, как решали?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных