Более 20 лет я работаю в строительной сфере. С 2006 по 2013 годы был партнером и старшим исполнительным вице-президентом ГК «Промстрой», которая проектирует и строит железные дороги. Затем перешел в холдинг инфраструктурного строительства «Трансстрой СПб», где первые два года работал финансовым директором, а затем стал генеральным директором и членом совета директоров.
В 2019 году я решил оставить корпоративную карьеру и вместе с партнером Алексеем Дроздовым запустил бизнес — бутиковое консалтинговое бюро в области инвестиционно-строительной деятельности Incepta Group (с 2022 года — «Прагма»), которая со временем стала разрабатывать цифровые решения для стройки. В статье расскажу о том, как мы создавали новое для рынка решение на стыке стройки и ИТ, и дам рекомендации разработчиком подобных продуктов.
Как появилась идея Pragmacore
В процессе общения с клиентами, крупными строительными компаниями, мы поняли, что отрасль испытывает множество проблем. Так, многие фирмы утопали в бумажной работе, менеджеры тратили лишь 20% времени на принятие решений, а оставшиеся 80% — на поиск данных в рабочей документации по проектам. Из-за хаоса на стороне менеджмента строительные бригады зачастую простаивали, а это приводило к миллионным убыткам. Эти проблемы актуальны и сейчас: по моим подсчетам, потери из-за простоев составляют до 30% от общей суммы расходов на строительство здания.
Почему так происходит? Любая большая стройка — это сложный процесс, который состоит из множества этапов. Среди них — проектирование объекта, расчет бюджета, подготовка плана работа и собственно возведение здания. Хотя все согласовывается, в процессе проекты, а вместе с ними и планы работ, постоянно меняются. Это может быть связано с поставками материалов, регулирующими органами и пр. При этом каждое изменение требует согласований с проектировщиком, правок в проектную документацию и рушит графики всех участников стройки.
Мы решили исправить ситуацию, разработав цифровую платформу, которая объединила бы всех участников строительного процесса, от проектировщиков до бригадиров, и автоматизировала бы процессы по подготовке и реализации проектов. Так, в 2020 году мы приступили к созданию Pragmacore — IT-решения для управления строительными процессами.

Как выглядел рынок
Похожие программы тогда уже были — они доступны в России с начала 2000-х. Но в основном разработкой занимались иностранные вендоры, поэтому продукты не всегда отвечали запросам российских строительных компаний. Например, американская Primavera пользовалась спросом, но была сложна для интеграции и требовала найма специалистов по работе с сервисом. Существовало и старейшее отечественное решение Spider, но оно во многом повторяло популярные американские программы, включая все их недостатки.
Для разработки простого, интуитивно понятного продукта ушли около двух лет, 100 млн рублей и 30 разработчиков. В 2022-м мы представили площадку. На тот момент она включала семь модулей. Среди них — модули для проектирования, визуализации (или дашборд, который позволяет видеть все данные по проекту на одном экране), найма строителей, расчета бюджета. Позднее мы добавили еще три, в том числе предиктивную аналитику на базе искусственного интеллекта (ИИ). Она используется на начальном этапе планирования строительного проекта и позволяет делать прогнозы по срокам его реализацию, бюджету и возможным сложностям. Впоследствии мы дорабатывали функционал площадки, и сейчас она включает 12 модулей. Среди самых свежих — модуль лазерного сканирования и сопоставления выполненных строительных работ с BIM-моделью объекта (то есть цифровая копия будущего здания).
Фактически мы создали полноценную среду общих данных, замкнутый контур управления проектом. Он объединяет все ключевые процессы и сферы стройки — вплоть до эксплуатации готового объекта. В одной программе можно видеть данные о проекте, закупках, состоянии строительных работ, количестве занятых людей, единиц техники. Так пользователь может получать полную и объективную картину происходящего с проектом. Платформа Pragmacore подходит для проектов любого масштаба (от строительства частного жилого дома до жилищного комплекса или инфраструктурного объекта) и легко адаптируется под потребности каждого клиента.
Успехи
Выход на рынок оказался своевременным. После февральских событий 2022-го иностранные вендоры софта один за одним стали покидать отечественный рынок и ограничивать доступ к программа российским клиентам. Так, российские компании лишились доступа к своим облачным аккаунтам в Autodesk и хранившейся в них проектной документации. Это сыграло нам на руку: мы стали продавать продукт, как универсальный инструмент для управления стройкой, в том числе на замену ушедших с рынка решений.
Мы были не единственной российской компанией, которая боролась за клиентов в новых условиях. Что помогло нам привлечь аудиторию? Экспертиза в строительстве. Pragmacore — отражение моего более чем 20-летнего опыта работы в сфере строительства. За это время я успел побывать с самых разных сторон «баррикад» — в качестве подрядчика, заказчика и консультанта. Отсюда и понимание, что именно нужно строителям при управлении проектами. А иногда подробные продукты создают программисты, не имеющие отношения к строительству. В результате их системы получаются «сырыми», работать с ними сложно. Мы же досконально знаем все процессы и понимаем, как они должны отражаться в нашей программе. Поэтому наш продукт приживается в компаниях в 90% случаев.
В создании платформы мы руководствовались потребностями участников рынка. Я понимал, что иностранные программы вроде Primavera очень сложны, поэтому нам нужно было создать что-то более простое. Мы сделали доступный, но при этом надежный и информативный продукт. Он функционирует не в отрыве от реальности. Мы прекрасно понимаем, что большинство небольших подрядчиков продолжают вести свои расчеты в Excel. Но все данные из этой программы очень легко выгружаются в нашу платформу. Кстати, интерфейс Pragmacore очень похож на Excel — это облегчает ее освоение.
Рекомендации разработчикам подобных продуктов
Пригласить строителей в команду. Нельзя создать отраслевой продукт, не зная эту сферу изнутри. Строительная индустрия настолько сложная и обширная, что даже за несколько месяцев «глубокого погружения» в нее невозможно узнать все нюансы. Моя любимая метафора: только когда ты «пропустил» через почки и печень все потребности будущей аудитории и смог добиться каких-то результатов, у тебя получится связать стройку и IT.
Выбрать аудиторию. Это стало одной из сложностей нашей компании на первых порах. Разрабатывая продукт, мы не думали, на кого рассчитываем: крупные компании или средний и малый бизнес? Изначально мы связались с крупными игроками. Но столкнулись с длительными циклами продаж и свойственной им бюрократией. К тому же не многих интересовала повышение эффективности за счет цифровизации и автоматизации. Поэтому мы переключились на малый и средний бизнес, который сам подтянулся к нашей платформе. Со временем наша аудитория менялась, а с ней и функционал, и сейчас мы работаем с заказчиками разной величины в гражданском, промышленном и инфраструктурном строительстве. Но на старте важно не размывать фокус.
Думать о потребностях целевой аудитории. Все стремятся удивить строителей необычным функционалом, который не всегда соотносится с реальными потребностями строительного бизнеса. Отталкиваться нужно от конкретных потребностей вашей аудитории. Например, по нашим наблюдениям, в первую очередь, фирмам важно избавиться от рутины, которая съедает время и приводит к ошибкам на стройке. Поэтому функционал продукта на первом этапе должен быть максимально полезным, который помог бы исключить человеческий фактор из работы, принимать решения на основе данных и синхронизировать строительные процессы.
Сосредоточиться на главном. Невозможно сразу создать продукт, который даст строителям 100% всей информации о стройке: количестве занятых сотрудников, данных по закупкам и т.д. Это требует много времени и ресурсов. Поэтому важно выбрать приоритетные направления работы, в диалоге с потенциальными и текущими клиентами, и постепенно расширять функционал.
Идти от простого — к сложному. Многие зарубежные решения сложны в освоении. При этом в строительной сфере низкий уровень цифровой зрелости кадров. Если не принимать этот аспект в расчет, то вашим продуктом просто некому будет пользоваться. Тратить много сил и времени на обучение тому, как работать в новой программе, строители не станут.
Какое ИТ-решение хотели бы создать вы? Поделитесь идеями в комментариях.