ROI, или Return on Investment, — показатель, с помощью которого можно оценить эффективность вложений в проект или маркетинговую кампанию. Если ROI положителен, бизнес получит прибыль. Если отрицателен — уйдет в минус.
Что такое ROI
ROI — это показатель, который измеряет соотношение прибыли и затрат и определяет эффективность инвестиций. Помогает оценить вложения как в собственный бизнес, так и в другие компании. Чем выше показатель, тем быстрее вернутся инвестиции.
Зачем его считать
ROI показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого вложенного рубля. В расходах считают все траты, совершенные для достижения цели: производство продукта, рекламный бюджет, зарплаты сотрудников, аренду офиса и другие.
ROI помогает проанализировать результаты кампании — например, сделать вывод, в каких каналах выгоднее продавать товары и услуги или размещать рекламу. На основе этих данных можно лучше спланировать бюджет в следующий раз.
Формула расчета ROI
Рассчитать окупаемость инвестиций можно по формуле:

Рассмотрим на примере.
Бренд одежды Ultimate вложил в маркетинговую кампанию 100 000 ₽ и после этого получил доходы 50 000 ₽.
ROI = (50 000 ₽ − 100 000 ₽) / 100 000 ₽ × 100% = − 50%
Отрицательное значение ROI указывает на то, что бизнес сработал в убыток. Затраты превысили прибыль, а значит, нужно пересмотреть маркетинговую стратегию, например заменить креативы или выбрать другой рекламный канал.
Разновидности показателя
Показатель ROI используют, чтобы оценить общую эффективность инвестиций. Есть его разновидности для оценки вложений в разные аспекты бизнеса и маркетинга:
- ROMI;
- ROAS;
- ДРР.
ROMI, или Return on Marketing Investment, — то же самое, что ROI, только для маркетинга. Если показатель выше 0%, вложения в маркетинг окупаются. Если ниже — значит, бизнес тратит на продвижение больше денег, чем получает.
ROAS, или Return on Ad Spend. Помогает посчитать прибыль конкретного рекламного канала или кампании. Например, с его помощью можно сравнить эффективность разных рекламных кампаний.
ДРР, или доля рекламных расходов. Показывает, сколько бизнес потратил на рекламу и сколько рублей выручки ему это принесло. Показатель помогает оценивать рекламные кампании и отдельные способы рекламы.
Какой ROI считается хорошим
Чтобы кампания окупилась, ROI должен быть положительным. Это означает, что проект принес больше денег, чем на него потратили.
ROI > 0% — доход больше вложений
ROI = 0% — доход равен вложениям
ROI < 0% — доход меньше вложений
Но нельзя делать выводы об эффективности вложений только по ROI в отрыве от контекста. Во многом ROI зависит от отрасли, бизнес-модели, целей компании. Например, на этапе запуска продукт требует больших вложений, а его ROI может быть невысоким — но в будущем это может измениться.
Как повысить коэффициент рентабельности
Есть несколько способов повысить ROI:
- Оптимизировать расходы.
- Увеличить доходы.
- Автоматизировать бизнес-процессы.
- Фокусироваться на самых выгодных позициях.
Оптимизировать расходы. Нужно проанализировать все статьи расходов и найти возможности для их уменьшения. Например, пересмотреть ассортимент товаров или поискать новых поставщиков.
Увеличить доходы. В этом помогут, например, рост объема производства, расширение ассортимента или клиентской базы.
Автоматизировать бизнес-процессы. Передача рутинных задач специальному ПО снижает расходы на персонал и уменьшает количество ошибок. А использование аналитики данных позволяет повысить эффективность работы и снизить затраты, например на нерабочие рекламные инструменты.
Фокусироваться на самых выгодных позициях. Определить их помогут анализ спроса, целевой аудитории и маркетинговые инструменты, например ABC- или XYZ-анализ.
Ошибки при расчете ROI
Вот основные ошибки, которые можно допустить при расчете показателя:
- учесть не все затраты;
- учесть не все источники дохода;
- неправильно выбрать период.
Учесть не все затраты. Важны все деньги, которые потратили на проект. Например, стоимость оборудования, аренда помещения, зарплата работников.
Учесть не все источники дохода. Нужно брать в расчет все источники, которые приносят деньги. Например, если продаете товары не только на сайте и в офлайн-точке, но и через соцсети, нужно учитывать и их.
Выбрать неподходящий период. Некоторые вложения окупаются не сразу. Если посчитать ROI сразу после финала рекламной кампании, можно не учесть те продажи, которые клиенты сделают через время.
Что важно запомнить
- ROI — это показатель возврата инвестиций.
- Если ROI положительный, то есть выше 0%, значит, инвестиции окупились и принесли прибыль.
- Нельзя оценивать эффективность кампании или проекта только по ROI, важно учитывать контекст.
МАГЛОБ : КАК ВОССТАНОВИТЬ СВОЙ РЕГИСТРАЦЫОННЫЙ РОЙ ИНВЕСТ С МИЛЛИОНАМИ ??? ТАМ БЫЛ РОЙ ИНВЕСТ БАЛАНСЫ , И ВДРУГ ВСЁ ИСЧЕЗЛО ВМЕСТЕ С ПАМЯТЬЮ ???