Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Понять друг друга правильно: как наладить взаимодействие заказчика и исполнителя


Большие заказные ИТ-проекты в Red Collar — это сложные конструкции, состоящие из нескольких команд. Главная их цель — сделать качественный продукт, который будет выполнять бизнес-цели заказчика и понравится пользователям этого продукта.

И очень важно компании-разработчику и заказчику говорить на одном языке.

О том, как научиться выстраивать в таких проектах эффективную коммуникацию и как избежать сложностей расскажу в статье. А ещё, поделюсь советами, как понимать цели и задачи заказчика и попасть не только в его пожелания, но и запросы ЦА.

Ожидания vs реальность

Начнём с банальной и очень болезненной истории: у компании-разработчика начался проект, проведены брифы, команда начала создавать продукт, вложила много времени и сил… И случается классическая ситуация — продукт не соответствует ожиданиям.

В чём может быть причина? А всё очень просто: на этапе брифа не было сформировано чёткого понимания того, что нужно заказчику.

Поэтому делюсь золотыми правилами от аналитиков Red Collar на первых этапах разработки:

  1. Просите как можно больше референсов у заказчика, чтобы и заказчик чётко понимал, каким будет продукт, и ваша команда разработки.
  2. Обсуждайте каждый шаг в разработке, предоставляйте артефакты и согласовывайте их. Вот буквально просите «ок» от заказчика, чтобы каждый ваш шаг был официально подтверждён.
  3. Доступно объясняйте, что будет уметь конечный продукт.

Да, может показаться, что это утомительно и занудно. Но это полезно для вас и для заказчика, потому что гарантирует в будущем именно тот результат, который ожидается от ИТ-проекта.

Больше деталей

Брифинг — это не финал истории, особенно со стороны аналитика, который участвует в проекте по разработке.

Демонстрируйте промежуточные итоги не реже раза в неделю на созвонах или встречах. Важно сделать заказчика или его представителя непосредственными участниками процесса — это поможет всегда оперативно (по возможности, конечно) всё согласовывать и получать обратную связь «из первых рук».

Дайте понять заказчику, что вы не просто так пристаёте к нему со звонками — вы показываете ему и свою работу, и работу всей команды, потому что вам важно разработать продукт, который полностью соответствующий его ожиданиям.

А от того, насколько клиент вовлечён в работу, напрямую зависит его удовлетворенность конечным результатом.

Погружайте заказчика в тему

Да, мы живём в эпоху победившего диджитала, но многие люди всё ещё представляют себе процесс разработки полумагическим процессом, а айтишников — «нажимателями кнопочек», которые могут свою работу намного быстрее делать.

Как мы понимаем, это не имеет ни малейшего отношения к реальности, потому что каждый цифровой продукт — это сложный многоэтапный процесс, требующий огромных сил.

Прозрачность процессов в заказной разработке программного обеспечения
Прозрачность процессов в заказной разработке программного обеспечения

Очень важно сохранять в проектах прозрачность: так и заказчик, и команда компании-разработчика будут чётко понимать, что происходит и каким будет результат

Очень важно сохранять в проектах прозрачность: так и заказчик, и команда компании-разработчика будут чётко понимать, что происходит и каким будет результат

И именно это важно объяснить заказчику, делать пайплайны, рассказывать о задачах и целях каждой команды ИТ-проекта, смысл и результаты каждого этапа. Все эти моменты необходимо объяснить в самом начале совместной работы — на установочной встрече.

Мы в Red Collar считаем разумным добавить заказчика в таск-трекер — инструмент, в котором команде ставят все задачи. Это понятно и прозрачно покажет, кто над чем в какой момент работает. Так стоит делать даже на этапе дискавери, когда работает 1-2 специалиста — так заказчик пройдёт с вами весь путь разработки.

Работайте с актуальным стейкхолдером

Бывают ситуации, когда команда на протяжении долгого времени общается с представителем заказчика, согласовывает с ним все артефакты, но в последний момент выясняется, что представитель — не единственное и не главное лицо, принимающее решения (ЛПР).

Это может иметь негативные последствия — от полной переделки практически готового продукта до отказа от проекта. Чтобы исключить вероятность такого «сюрприза», я рекомендую компаниям-разработчикам на старте проекта запросить информацию у менеджера по продажам и внимательно выслушать представителя заказчика.

При первых же согласованиях уточняйте у заказчика, есть ли необходимость презентовать какие-либо результаты работ другим его заинтересованным коллегам. По возможности стоит провести брифинги с конечными пользователями, если ИТ-продукт предназначен для использования внутри компании.

В приоритете — видение заказчика

Это достаточно тонкий и сложный момент, потому что не всегда запрос заказчика может совпадать с реальностью. Тут важно запастись всем опытом, мощью аргументов, силой убеждения и применить их в разговоре с заказчиком и объяснить, почему некоторые пожелания либо нереалистичны, либо нерациональны.

Если же это не сработает, я рекомендую принять точку зрения заказчика, зафиксировать все договорённости и вновь каждый этап и каждый шаг согласовывать. Да, это может добавить лишней формальности, но в данном случае — это только плюс для вашей команды. Всё должно быть зафиксировано, согласовано и донесено до заказчика и ваших коллег.

Озвучивайте возможные проблемы сразу

На старте проекта компании-разработчику обязательно нужно подготовить дорожную карту и согласовать её с заказчиком. Она поможет заказчику совместно с командой отслеживать соблюдение сроков.

Дорожная карта для эффективной заказной разработки программного обеспечения
Дорожная карта для эффективной заказной разработки программного обеспечения

Дорожная карта помогает понятно визуализировать этапы создания ИТ-проекта

Дорожная карта помогает понятно визуализировать этапы создания ИТ-проекта

Но что ещё важнее — всегда озвучивайте команде и менеджеру проекта свои опасения по срокам и трудозатратам сразу, как только опасения появились. Если этого не сделать, проблему придётся решать в более сжатые сроки и с более серьёзными последствиями.

Согласованный функционал — прежде всего

Всегда держите фокус внимания на согласованном функционале! Бывают ситуации, когда активно вовлечённый в проект заказчик генерирует идею за идеей, а команда компании-разработчика, не желая терять его лояльность, обещает сделать всё, что он просит, и не отслеживает расширение списка задач. В результате новые предложения обрабатываются в ущерб согласованному функционалу.

Чтобы этого избежать, на старте ИТ-проекта детально изучайте договор и список зафиксированных функциональностей, сроки релиза и оцените, что можно будет уместить в подписанный договор. Также можно дополнительно обсудить с разработкой реалистичность внедрения новых идей. Если это не повредит разработке основного функционала и это не будет слишком трудозатратно, — предложите заказчику перенести всё в бэклог.

Озвучивайте менеджеру проекта свои опасения, просите разъяснить заказчику как можно раньше риски расширения списка задач: рост трудозатрат и сдвиг сроков релиза.

Что делать, если всё-таки возникло недопонимание

Итак, мы следовали зову здравого смысла, обсуждали каждый этап и момент, согласовывали все артефакты, держали в курсе всего функционала и шли по намеченной дорожной карте.

Но даже это не спасло — какая-то злая воля толкнула нас в пучину конфликта.

Что будем делать? Поделюсь финальным списком советов:

  1. Максимально погрузитесь во все нюансы проекта и договора.
  2. Хорошо подготовьтесь перед встречей с заказчиком, продумайте аргументы.
  3. Не спорьте с заказчиком напрямую, отстаивайте свою позицию вежливо, но решительно. На каждый свой довод подготовьте объективные аргументы.
  4. Используйте положительные и нейтральные формулировки: «проблема» и «конфликт» заменять на «возникшая ситуация», «дороже» заменять на «требует больших трудозатрат».
  5. Помните, что не все проблемы вы обязаны решить самостоятельно «здесь и сейчас». Если у заказчика и у вас не совпадает видение, необходимо озвучить, что у вас нет полномочий принимать решения, но вы обязательно привлечете руководство для решения проблемы заказчика наилучшим для него образом в рамках имеющихся возможностей.
  6. Если переговоры зашли в тупик, предложите взять паузу, чтобы дать всем расслабиться, а также подготовить аргументы, там, где их не хватает.

Безусловно, это не панацея, но действия из списка выше помогали мне и коллегам на проектах, надеюсь, будут полезны и вам.

Онлайн-банк для ИТ-бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для ИТ-бизнеса

  • Принимайте платежи со всего мира
  • Платите налоги в пару кликов с бесплатной онлайн-бухгалтерией
  • Выводите себе на дебетовую карту до 1 млн рублей и получайте кэшбэк
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алёна Болдырихина
Алёна Болдырихина

А как вы поддерживаете прозрачность процессов в заказных ИТ-проектах? Есть ли лайфхаки по тому, как наладить взаимодействие?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации