ИП и руководители компаний могут бесплатно получить в налоговой квалифицированную электронную подпись — КЭП. За саму подпись платить не нужно, но придется покупать токен и лицензированную программу по работе с КЭП, если у вас их не было. Разобрались, как получить КЭП, сколько это будет стоить и как пользоваться подписью.
Чек-лист «Как зарегистрировать ИП»
О том, как стать ИП, рассказали в кратком чек-листе. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет ни о чем не забыть.
Для чего нужна электронная подпись
Квалифицированную электронную подпись используют, чтобы удаленно обмениваться документами с контрагентами и государственными органами.
С помощью КЭП можно:
- сдавать отчетность в налоговую;
- отправлять документы государственным органам — через портал госуслуг, сайт Росреестра и другие площадки;
- участвовать в госзакупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех электронных торговых площадках;
- взаимодействовать с ЕГАИС, если продаете алкоголь, или с системой «Честный знак» при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке;
- обмениваться документами с контрагентами.
Документ, подписанный КЭП, имеет такую же юридическую силу, как если бы человек подписал его от руки на бумаге.
Как работает КЭП
Технически КЭП — это файл с уникальным цифровым кодом, который прикрепляют к документу и приравнивают его к подписи на бумаге. КЭП позволяет определить владельца подписи и подтверждает, что документ не меняли перед отправкой.
Электронную подпись, которую получают в налоговой, записывают на специальную флешку — токен. На флешку также записывают сертификат — он содержит информацию об электронной подписи и ее владельце.
Схематично процесс подписания можно представить так:


Кто и где может получить КЭП
Электронную подпись для ИП и руководителей компаний бесплатно выдает налоговая инспекция.
Есть альтернативный способ получения КЭП — у доверенных лиц ФНС. Актуальный перечень размещен на сайте налоговой службы.
Сейчас получить подпись в налоговой могут все ИП и руководители компаний, кроме руководителей компаний из списка исключений. К ним относятся банки, операторы платежных систем и некредитные организации, такие как инвестиционные фонды и ломбарды. Они получают КЭП в удостоверяющем центре ЦБ РФ.
Также выпустить КЭП в налоговой не смогут сотрудники ИП и компаний, которые действуют по доверенности. Они по-прежнему должны получать подпись в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах.

Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

В чем особенность КЭП от налоговой
КЭП, которую выдает налоговая, универсальна и подходит для любых электронных документов. Например, если раньше для участия в госзакупках нужна была отдельная подпись, теперь КЭП от налоговой подойдет для всего.
Еще одна особенность КЭП от налоговой — она записывается только на токен. Чтобы подписывать документы, нужно вставлять токен в компьютер с установленной программой «КриптоПро CSP» или другой подобной программой. Подписывать электронные документы на другом устройстве, где нет этой программы, не получится.
Во сколько обойдется подпись, если получать ее в налоговой
Саму КЭП налоговая выпускает бесплатно. Но для ее использования понадобится купить токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP». Если у предпринимателя или компании уже есть токен или действующая лицензия, заменять их не нужно.
Стоимость токена и лицензии
Лицензию нужно покупать на каждое устройство, где планируете подписывать документы. Например, если ИП хочет пользоваться электронной подписью на рабочем и домашнем компьютере, придется покупать две лицензии.

Рассылка: как открыть бизнес с нуля
Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать

Как получить КЭП в налоговой и начать ею пользоваться
Чтобы получить КЭП в налоговой, нужно:
- Купить токен.
- Подать заявление.
- Собрать документы и получить КЭП.
- Установить программу «КриптоПро CSP».
Разберем отдельно каждый шаг.
Купить токен
Токен можно купить в интернет-магазинах или обратиться к компании — оператору электронного документооборота. Главное, чтобы оператор был сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России.
В налоговой поддерживаются токены формата USB Тип-А. Например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Подать заявление
Чтобы получить КЭП, нужно подать заявление. Это можно сделать в налоговой по предварительной записи или в личном кабинете ИП или компании на сайте ФНС.
Для подачи заявления на сайте налоговой службы зайдите в личный кабинет ИП или компании и выберите «Заявление на получение КЭП».

Заявление сформируется автоматически на основе данных, которые есть в личном кабинете.

Заявление на выпуск КЭП
Электронная подпись нужна компаниям и ИП, чтобы подписывать счета и договоры, сдавать отчеты, участвовать в госзакупках, подключить онлайн-кассу. Чтобы получить ее бесплатно, нужно подать заявление в любой удостоверяющий центр налоговой.
Собрать документы и получить КЭП
Если подаете заявление на бумаге в налоговой, нужно взять с собой паспорт, токен и знать СНИЛС. Сертификат электронной подписи запишут на токен сразу в день подачи заявления.
Если подаете заявление удаленно, за самим сертификатом КЭП все равно придется идти в налоговую. Понадобится СНИЛС, паспорт и токен, на который сразу запишут сертификат, если с документами все будет в порядке. Для этого в личном кабинете на сайте ФНС нужно выбрать из списка налоговую инспекцию, в которой вам удобно получить сертификат КЭП, а также день и время, когда хотите прийти за подписью. Так, в Москве есть только одна инспекция, которая выдает электронные подписи, — Межрайонная ИФНС № 46.
Установить программу «КриптоПро CSP»
Программу «КриптоПро CSP» нужно скачать и установить на компьютер, на котором вы будете подписывать документы.
Чтобы установить актуальную версию программы, ее нужно скачивать с главной страницы сайта КриптоПро. Дальше опишем пошаговый путь, как ее установить.
1. На сайте КриптоПро зайдите в раздел «Продукты» → «КриптоПро CSP» → «Загрузка файлов».

2. Зарегистрируйтесь. Для этого введите адрес электронной почты, задайте пароль, укажите фамилию и имя ИП или руководителя юридического лица, номер телефона и название компании.
3. Подтвердите, что согласны с лицензионным соглашением.
4. Чтобы загрузить рабочую версию программы, нужно купить лицензию. Нажать на кнопку «Купить», выбрать покупателя: юридическое или физическое лицо. Затем выбрать сертифицированную версию программы, которая подходит для вашего устройства. Например, КриптоПро CSP 5.0 R2 — она самая свежая. После — оплатить счет.

5. Если нужна демоверсия программы, ее можно скачать бесплатно. Такая версия программы поможет ознакомиться с КритоПро CPS до покупки, но полноценно с ней работать не получится.
6. Скачайте программу на компьютер.
7. Откройте папку, в которую сохранили программу, выберите пакет для установки КриптоПро CSP и запустите установку.

8. Установите сертификат. Для этого вставьте токен в компьютер, запустите КриптоПро CSP, выберите раздел «Контейнеры» и нажмите на «Установить сертификат».

Установите плагин «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in». Он нужен, чтобы создавать и проверять электронную подпись при отправке документов контрагентам и государственным органам через браузер.
Перевыпустить подпись можно удаленно в налоговой или у доверенного лица налоговой. В отдельной статье рассказали пошагово, как это сделать.
Главное
- Получить подпись в налоговой могут все ИП и руководители компаний, кроме руководителей компаний из списка исключений. К ним относятся банки, операторы платежных систем и некредитные организации, такие как инвестиционные фонды и ломбарды. Они получают КЭП в удостоверяющем центре ЦБ РФ.
- Налоговая выдает КЭП бесплатно. Нужно только заплатить за токен и лицензию «КриптоПро CSP». Лицензию надо покупать на каждое устройство, где планируете подписывать документы.
- КЭП, которую выдает налоговая, подходит для любых электронных документов.
Если получали КЭП, поделитесь, много ли заняло времени?
Только в лицензии в разделе Общее всё равно указано, что она «демонстрационная» и действует три месяца.
Эксперимент закончен, сейчас бесплатно лицензию КриптоПро не выдают.
Спасибо, хоть где то понятно и поэтапно расписали.
Это единственнй способ?
ГОСКЛЮЧ нельзя использовать? Там есть УКЭП.
Здравствуйте.
Мы уточним ваш вопрос, позже вернемся к вам с ответом.
Здравствуйте.
Госключ — это подпись, которой можно пользоваться только на госуслугах и в сервисах, которые интегрированы с Госключом.
КЭП в налоговой — более универсальная подпись для бизнеса.
Скажите, пожалуйста, можно ли записать одну КЭП в налоговой сразу на два токена? Есть ли возможность копирования токена? Я бы один хранила у себя, один отдала бухгалтеру. Так можно?
Здравствуйте. Такой возможности нет.
Банк Тинокофф, наряду с Налоговой, входит в перечень аккредитованных удостоверяющий центров (
https://digital.gov.ru/uploaded/files/perechen-akkreditovannyih-udostoveryayuschih-tsentrov-na-12012023.xlsx
).
Почему банк Тинькофф не выдает эти самые КЭП такого же качества, как Налоговая?
Или выдает?
Здравствуйте.
С 1 января 2022 года квалифицированную электронную подпись (КЭП) для юридических лиц и ИП выпускает только удостоверяющий центр ФНС, либо доверенные удостоверяющие центры ФНС. Эту информацию налоговая разместила на своем сайте —
https://www.nalog.gov.ru/rn46/news/activities_fts/11895229/?ysclid=le8s7vt8nd290672419
. Информацию о перечне доверенных лиц ФНС России можно увидеть в разделе
«Удостоверяющий центр ФНС России» — https://www.nalog.gov.ru/rn46/related_activities/ucfns/
.
Мы принимаем заявки на выпуск КЭП, однако получить ее можно только в удостоверяющем центре Основание, который является доверенным лицом УЦ ФНС и выпускает сертификаты от его имени.
Я что-то недопонял, или это нововведение — фактически сервисный дауншифтинг?
Смотрите: сертификат подписи действует чуть больше года и чтобы получить новый — нужно снова ножками ходить в налоговую. Но если тебе подпись нужна только чтобы раз в год подписать декларацию — подпись не имеет смысла. Потому что всё равно нужно идти в налоговую продлевать ее, а если ты идешь в налоговую — то можно и без всяких подписей — распечатать декларацию из тинькофф бухгалтерии и отнести ее на бумаге. И не платить за всякие пролоббированные крипто-про.
А этим нововведением добились, что посетителей налоговой станет больше.
P.S. кстати можно же еще бумажную версию декларации отправить по почте и не ходить в ФНС.
Здравствуйте.
Получать подпись — право, а не обязанность. Поэтому каждый решает для себя сам, нужна она или нет.
Теперь это обязанность! Иначе штраф от 10 до 20т.р. на ИП, и от 20 до 70тр. на юр.лиц.! Как минимум из-за того, что Росстат теперь принимает обязательную отчётность только в электронном виде с цифровой подписью. Либо покупай токен, оплачивай КриптоПро (налоговая только на КриптоПро выпускает), либо штраф. Грабеж, цифровое рабство и т.д.
Евгений, Чтобы продлить КЭП, не надо ходит в налоговую. Надо в личном кабинете подать заявление, они сформирую файл. Этот файл запишется на токен. Я лично так делал пару месяцев назад.
Добрый день, скажите пожалуйста можно ли ПЕРЕ выпустить подпись по доверенности?
Здравствуйте.
Нет, можно оформить новую подпись на представителя.
Здравствуйте! Как это можно сделать и какие документы нужны? Приезжали с этим вопросом в 46 налоговую, нас развернули
Здравствуйте!
Со списком документов и всей подробной информацией можно ознакомиться на сайте налоговой. Подробнее по ссылке:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/el_sign_getting/
Спасибо, возможно ли обратиться к сервису Тинькофф по такому вопросу?
Мы выпускаем КЭП только на ИП или директора компании. И подпись может получить только ее владелец.
Здравствуйте, истек срок у предыдущей ЭЦП. Можно ли использовать старый токен для выпуска новой?
Здравствуйте.
Можно, если эта модель есть в списке налоговой. Так, в налоговой поддерживаются токены формата USB Тип-А — например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Однако перевыпустить ЭЦП удаленно не получиться. Нужно обратиться в налоговую с токеном.
Лично продлевал как указано ниже, цитирование:
«В случае если у вас уже есть действующая ЭЦП,
вы можете продлить ее онлайн
, подтвердив пролонгацию вашей
действующей ЭЦП.
З
десь ключевое слово является –
действующей
ЭЦП. Т.е. если ЭЦП у вас была, но срок ее действия закончился, то придется проходить всю процедуру по ее выпуску с нуля — в том числе с личным визитом в налоговый орган на территории РФ…
Но если вы уложились в оставшийся срок действия уже выпущенной ЭЦП, то можете продлить срок ее действия еще на год, а потом еще… и все это удаленно! Кстати, это новая возможность стала доступна с 12 октября 2022 года, ранее такого не было.
Новая (пролонгированная) ЭЦП будет записана на тот же токен (флешку) , где была изначально ваша ЭЦП, полученная в налоговом органе (т. е. нового токена не потребуется).»
нормалёк, инструкция выглядит понятной.