Российский ритейл сталкивается с трудностями управления цепочками поставок. Рост таможенных сборов, снижение порога беспошлинного ввоза, санкции приводят к проблемам с логистикой. Они могут стать причиной упущенной выручки, по мнению 70% компаний.
На рынке РФ увеличивается доля отечественных товаров, сокращается список продукции для параллельного импорта, формируются дополнительные маршруты поставок — все это формирует новые правила игры. Как ритейлерам, дистрибьюторам и логистическим операторам адаптироваться? Какие решения помогут сохранить маржинальность? Обсудим в этой статье.
Тенденции в цепочках поставок ритейла
Для розничной торговли 2024 год сложился благоприятно. По данным Росстата, ее объем превысил 55,5 трлн рублей, что на 7,2% больше, чем в 2023 г. Нельзя не отметить, что ритейл достойно справляется с трудностями в логистике и внешнеэкономической деятельности.
Диверсификация поставок. В результате ухода международных брендов торговые сети лишились части товаров. Это стимулирует ритейлеров к работе с отечественными заводами и фабриками. Выросли продажи продукции российских брендов одежды, детских игрушек, техники.
Сотрудничая с местными поставщиками, сети достигают двух целей. Во-первых, уменьшают зависимость от импорта. Во-вторых, снижают издержки на фоне колебания курсов валют.
Оптимизация логистических процессов. Грузооборот в России увеличился. За первые три квартала 2024 г. только из Китая ввезено товаров на сумму $83,15 млрд. Это на 2,4% больше, чем за январь–сентябрь 2023 г. В итоге выросла нагрузка на логистическую инфраструктуру, возник дефицит транспортных и складских мощностей.
Расходы на перевозки становятся выше. Например, в сегменте автотранспортной логистики рост цен составил 29,7%, если сравнивать с 2023 г. Дороже всего обходится так называемая последняя миля — доставка товара конечному потребителю. Затраты на нее составляют до 40-55% общего бюджета на перевозки. Чтобы уменьшить расходы, ритейлеры внедряют технологии. «Пятерочка» стала использовать роботов для доставки товаров. «Яндекс Маркет» начал перевозки беспилотным транспортом.
Повышение эффективности управления запасами. Торговые сети стремятся точнее прогнозировать спрос, не хранить огромные объемы продукции на складах. В этом им помогает автоматизация. «Магнит» создал лабораторию искусственного интеллекта для эффективного управления ресурсами. «ВкусВилл» применяет нейросети, чтобы вовремя выявлять поврежденный товар.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Как меняются отношения ритейлеров и логистических компаний
Традиционно транспортные компании были подрядчиками, а торговые сети — клиентами. Однако ритейлеры перестраивают эту модель сотрудничества. Они хотят сами контролировать сроки, снижать затраты и следить за качеством перевозок.
Сети берут логистику в свои руки. Крупные торговые компании отказываются от услуг 3PL-операторов. Ритейлеры создают свои распределительные центры, закупают транспорт и выстраивают новые маршруты. У них снижается потребность в простом подрядчике, который привезет груз «из точки А в точку Б». Розничной торговле нужны партнеры, у кого гибкая стратегия и инновационные технологии.
Дарксторы становятся все популярнее. Раньше компании хранили продукцию на больших складах, как правило, за чертой города. Теперь в крупных городах растет число дарксторов — маленьких складов среди жилой застройки. Они нужны для экспресс-доставки. Благодаря ним ритейлерам удается быстрее обрабатывать онлайн-заказы и привозить товар потребителю. У сети «ВкусВилл» в 2024 г. работало в три раза больше складских точек в черте города, чем годом ранее. А бренд «Даркстор у дома» недавно привлек 50 млн рублей инвестиций на развитие бизнеса.
Растет конкуренция за водителей. Маркетплейсам, торговым сетям и логистическим компаниям нужны машины и люди, которые будут автомобилями управлять. Однако в стране дефицит водителей доходит до 40%. Бизнес, конкурируя за профессионалов, старается создавать комфортные условия для персонала, разрабатывает программы мотивации. По данным сервиса «Авито Работа», в 2024 г. компании предлагали дальнобойщикам зарплаты выше, чем представителям других рабочих профессий.
Таможенные пошлины и сборы: что нового
Цепочки поставок большинства ритейлеров трудно представить без внешнеэкономической деятельности. На 2025 год установлены новые величины платежей при импорте грузов:
- Повышены таможенные сборы. С 1 января вы должны платить 1067 рублей, когда ввозите товар, цена которого менее 200 тыс. рублей. При импорте продукции с более высокой стоимостью сбор тем больше, чем дороже груз.
- Снижено с 10 до 7 млн рублей пороговое значение цены товара, к которому применяют максимальную ставку таможенного сбора 30 тыс. рублей.
Есть хорошая новость для дистрибьюторов и сетей супермаркетов, торгующих продуктами питания. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) по-прежнему позволяет ввозить мясо крупного рогатого скота без пошлины, если количество не превышает 100 000 тонн.
Пошлины в 2025 г. пока не увеличили. Однако Правительство анонсировало изменения:
- Список товаров из недружественных стран, для которых действуют повышенные таможенные пошлины, дополнят. Сейчас в него входит в основном продукция для широкого круга потребителей. В перечень добавят товары, предназначенные для промышленных предприятий.
- Порог беспошлинного ввоза для физлиц намерены снизить с 200 до 100 евро с 1 января 2026 г.
- Пошлину при импорте продукции e-commerce (электронной торговли) хотят рассчитывать от полной стоимости товара, а не от ее разницы с пороговым значением 200 евро, как это делается сейчас.
Что будет с параллельным импортом
Сейчас закон позволяет дистрибьюторам пересекать границу с товарами некоторых категорий и продавать их на территории РФ, даже если правообладатель из недружественной страны не давал согласия.
С 10 марта 2025 г. перечень продукции, параллельный импорт которой разрешен Правительством, сократят. Изменения коснутся ряда брендов одежды, косметики и парфюмерии.
Как бизнесу адаптироваться к новым реалиям
Если вы занимаетесь розничной торговлей, то проблемы, о которых говорится выше, затрагивают и вашу компанию. Вот несколько советов.
Продумывайте заранее ценовую политику и маркетинговую стратегию в условиях роста издержек. Учитывая рост таможенных сборов, санкции, динамику цен на бензин и другие факторы, можно прогнозировать: стоимость логистики в 2025 г. вырастет. Следовательно, увеличатся ваши расходы. Их придется компенсировать, повышая цены или наращивая сбыт.
Однако потребители, столкнувшись с ростом стоимости товаров, могут перейти к конкурентам. Чтобы этого избежать, поставьте задачу вашему отделу маркетинга — перестроить стратегию продвижения. Так вашей компании будет легче сохранить текущих покупателей и привлечь новую аудиторию.
Ищите, как уменьшить затраты. Если вы сотрудничаете с логистической компанией, посоветуйтесь с ее экспертами. Пусть они оценят, можно ли снизить стоимость. Иногда это удается сделать, если изменить:
- Маршрут. Например, раньше грузили на судно в Шанхае. А стали везти по железной дороге до Даляня и только оттуда отправлять товар по морю.
- Вид транспорта. Доставляли продукцию на самолете — теперь вместо этого перевозите по железной дороге.
- Метод. Для вас выделяли фуру, и вы ее оплачивали. А сейчас ставят ваши коробки в общую машину, где много грузов других организаций. Затраты делятся на всех.
Пересмотрите подход к хранению продукции. В одних случаях дешевле арендовать складское помещение в деревне за 50 км. А в других ситуациях, наоборот, целесообразно переместить товар из пригорода в жилые районы областного центра.
Внедряйте цифровые инструменты. Сейчас автоматизируют самые разные процессы управления цепочками поставок. Применяя системы управления запасами и онлайн-мониторинга грузов, вы снизите потери.
Принято считать: «Цифровизация — дорогое удовольствие». Однако часть процессов реально делать с помощью технологий за небольшие деньги, а иногда совсем без затрат:
- Писать внутренние инструкции компании, касающиеся ВЭД, можно в бесплатной версии ChatGPT.
- Существуют TMS-системы для управления доставкой, за которые надо платить 5-15 тысяч рублей в месяц. Это по карману практически любому малому и среднему бизнесу.
- Разработка своего программного обеспечения для логистики обойдется в миллионы или десятки миллионов рублей. Такой вариант подходит крупным компаниям, которым важно повысить эффективность процессов.