80% селлеров, которые работают с Т-Банком, — одиночки, только у 20% продавцов на маркетплейсах есть команда. Об этом рассказал директор по электронной коммерции Т-Бизнеса Илья Кретов на закрытой встрече для крупных селлеров — «T-Bank DNA: продукт, команда, результат».
Собрали главные лайфхаки от Ильи: как понять, что селлеру нужна команда, и как выбрать достойного кандидата среди соискателей.
Как селлеру понять, что пришло время собирать команду
Команда нужна, когда селлер хочет расти по доходам. Представьте, каким видите свой бизнес на маркетплейсе через несколько лет, и разберитесь, какие специалисты помогут достичь целей.
«Если устраивает зарабатывать 100 тысяч в месяц — тогда не надо нанимать команду. А если хотите больше, тогда вот точка роста».

Илья Кретов
Директор по электронной коммерции
Чтобы бизнес развивался, часть задач нужно переложить на кого-то другого. Себе можно оставить самую важную компетенцию — то, что получается лучше всего. Например, если вы хороши в переговорах, продолжайте добывать партнеров и выгодные цены на товар. Пусть карточками товаров, инфографиками и расходами занимается кто-то другой.
Убедитесь, что вам хватит времени и ресурсов собрать сплоченный коллектив, а не закрыть куски команд фрилансерами. Самая распространенная ошибка — уделять много времени найму «компромиссных» сотрудников, которые возьмут на себя ряд задач, но не будут участвовать в развитии бизнеса. В таком случае заботиться о развитии бизнеса вы все равно будете один, но при этом придется управлять еще и огромным количеством подрядчиков.
Формируйте роли будущих сотрудников под бизнес-цели. Представьте, что ждете от бизнеса через год, три или пять лет. Например, хотите увеличить выручку в пять раз — кто для этого нужен? Не обязательно менеджеры по продажам. Если плохо дружите с цифрами, возможно, пригодится аналитик. Если занимаетесь закупками в Китае, но не разбираетесь в рынке, наймите специалиста по закупкам за рубежом.

Как селлеру выбрать подходящего сотрудника на собеседовании
У работодателей принято отбирать специалистов по жестким компетенциям и гибким навыкам. Но Илья Кретов советует селлерам присмотреться и к другим вещам.
Убедитесь, что человеку небезразличен продукт, который вы производите и продаете. Спросите у соискателя, что он будет делать, если получит должность. 90% кандидатов ответят, что нужно погрузиться в процессы и составить стратегию, — но это еще не все.
«Это может показаться странным, но я предпочитаю смотреть на тех, кто бросается с места в карьер: на собеседовании узнает о проблемах и предлагает варианты решения. Даже если это будет неправильный шаг, важна лидерская позиция человека и навык менять что-то из нее.
Когда я собеседовался в eBay, у меня спросили, можно ли рекламировать по телевизору браузер Google Chrome. Я сказал, что это бредовая идея, которая плохо повлияет на конверсию, предложил другие варианты. Через неделю после собеседования Chrome все-таки показали по телевизору, но я уже работал в eBay».

Илья Кретов
Директор по электронной коммерции
Если кажется, что человек обманывает на собеседовании, посмотрите, как он рассказывает о себе. Такие люди обычно говорят только о блестящих результатах и рекламируют себя. Чтобы отсеять такого кандидата, не только спросите о прошлом опыте, но и предложите решить бизнес-кейс. Если соискатель «поплыл» — значит, в его послужном списке не все правда.
Как мотивировать команду
Чтобы бизнес рос, у команды на маркетплейсе должны быть цели, а сотрудники должны расти над собой.
Если вам нужен лидер — ищите того, кто поведет за собой команду, но при этом не будет отрываться от нее. Представьте, что команда — это сборная по велоспорту. Когда команда выстраивается «змейкой», друг за другом, она едет быстрее. Но в голове этой велосипедной «змейки» должен быть человек, который задаст темп остальным.
«Человек приходит на хорошую работу, а уходит от токсичного руководителя»
Важно, чтобы лидер не увлекался своими результатами настолько, чтобы оторваться от коллектива. Руководитель заботится о команде и подтягивает ее до своего уровня, развивается вместе с ней. Помните, что любой человек приходит на хорошую работу, а уходит от токсичного руководителя.
Чтобы мотивировать команду, перед ней нужно ставить цели, но делать это можно по-разному. Например, можно предложить решать задачи вместе и получать премию тоже вместе. Либо разделить сотрудников на несколько продуктовых команд: кто быстрее «добежит» до результата, тот и получит награду.

Как расставаться с сотрудниками с пользой для бизнеса
Даже хорошие сотрудники иногда уходят из команды, но это не повод расстраиваться, а возможность пересмотреть процессы.
Используйте увольнение сотрудника как возможность посмотреть на команду под другим углом. Под лежачий камень вода не течет, поэтому смена кадров в команде — нормальный процесс.
Любой наем — это компромисс. В процессе собеседования важно выявить сильные стороны человека и понимать, чем можно компенсировать слабые. Искусство управления командой заключается в том, чтобы компенсировать недостаток одних скиллов другими. Если сотрудник увольняется и все рушится — значит, в команде стоит что-то изменить.

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок и лайфхаки успешных продавцов

Расскажите, как собираете команду. Какие принципы вам помогают?