Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

BPM


BPM, Business Process Management, — концепция управления бизнесом, по которой работа выстраивается и развивается как система взаимосвязанных бизнес-процессов. Автоматизировать такое управление помогают ИТ-системы — BPMS.

Рассказываем, чем поможет бизнесу такое управление, кому подойдет и какие задачи решает автоматизация бизнес-процессов.

Что такое BPM

BPM — это управленческая концепция. Ее смысл в том, что работу бизнеса делят на взаимосвязанные процессы и оптимизируют их.

Бизнес-процесс — это набор действий для достижения целей. Процесс начинается с определенного события и завершается, когда цель достигнута или запущен другой процесс.

Не процессПроцесс
Выложить товар на полку
Обработать заказ в интернет-магазине
Выгрузить отчет
Согласовать и оформить отпуск или командировку
Ответить на телефонный звонок
Искать нового сотрудника

Например, процесс «поиск нового сотрудника» состоит из последовательности шагов по работе с резюме соискателя:

  • получить резюме;
  • внести его в базу;
  • рассмотреть резюме;
  • отправить письмо и пригласить на собеседование № 1;
  • провести собеседование № 1.

Цель — найти нужного сотрудника. На каждом этапе процесс может быть завершен отказом работодателя или соискатель может передумать.

Можно автоматизировать процессы компании и контролировать их исполнение с помощью BPMS, Business Process Management System, — системы управления бизнес-процессами. Проще говоря, программы для автоматизации процессов. Например, Bitrix24.

Управлять бизнес-процессами можно и без BPMS, вручную, но с помощью специальной программы работать проще и быстрее.

Компания «Альфа» планировала оплатить часть счета от компании «Бета» — внести предоплату 50%. Но бухгалтер «Альфы» оплатил счет полностью. Сбой произошел на этапе согласования счета, так как в компании «Альфа» не было BPMS и процессы отслеживали вручную.

Бухгалтер принес счет на подпись, директор согласовал, думая, что бухгалтер помнит о выплате половины суммы. Бухгалтер забыл и перечислил всю сумму по счету. Из-за этого в компании «Альфа» возник кассовый разрыв и не хватило денег оплатить другие важные счета.

Если бы компания внедрила BPMS, оплату счетов можно было бы автоматизировать, контролировать — и не держать в памяти нюансы.

BPMS подойдет бизнесу, где тесно взаимодействуют разные отделы и подразделения. Это, например, производственные, торговые предприятия, интернет-магазины, банки и страховые компании.

Какие задачи помогает решать BPM-система

BPM-система помогает моделировать бизнес-процессы, контролировать их, ускорять и улучшать.

Система автоматизирует ручные процессы, определяет слабые, уязвимые точки в их организации, напоминает о сроках и задачах, собирает данные о процессах — время исполнения, загрузка специалистов, затраты — и отправляет ответственным.

Из каких компонентов состоит BPM-система

Структура BPM-системы:

  1. Конструктор для моделирования бизнес-процессов — графический редактор, который помогает визуализировать бизнес-процессы с помощью графиков и схем, настраивать правила и логику.
  2. Пользовательский интерфейс процессов и задач, чтобы сотрудники и руководители могли ставить задачи, расставлять их по приоритетности и выполнять.
  3. Инструменты для конфигурирования самой BPM-системы — разграничения прав доступа, управления данными.
  4. Инструменты для разработки компьютерных приложений и их встраивания в другие сервисы бизнеса.
  5. Решения для формирования отчетов.
  6. Модули, отвечающие за анализ и мониторинг.

Можно внедрять инструменты частями, но эффективнее использовать все составляющие.

Преимущества BPM-систем

Вот какие преимущества дает бизнесу использование BPM-систем:

  • повышают эффективность;
  • улучшают качество;
  • снижают операционные затраты;
  • повышают прозрачность и контроль;
  • повышают гибкость и адаптивность.

Повышают эффективность. BPM-системы помогают автоматизировать рутинные задачи, уменьшить время и затраты для их выполнения, снизить вероятность ошибок.

Улучшают качество. Автоматизации бизнес-процессов обеспечивают их соответствие установленным стандартам. Это помогает улучшить качество продукции и услуг, повысить удовлетворенность клиентов.

Снижают операционные затраты. BPM-системы помогают эффективнее использовать время и усилия сотрудников.

Повышают прозрачность и контроль. С помощью инструментов BPM-систем можно контролировать бизнес-процессы в реальном времени, своевременно выявлять узкие места или проблемные ситуации.

Повышают гибкость и адаптивность. BPM-системы позволяют бизнесу быстро адаптироваться к изменениям рынка и изменять процессы под новые требования.

Как выбрать BPM-систему

BPM-система должна не только удовлетворять текущие потребности бизнеса, но и легко адаптироваться к будущим изменениям, чтобы сохранять конкурентоспособность. Вот что нужно сделать:

  • четко определить задачи, которые нужно решить с помощью BPM-системы;
  • обратить внимание на возможность интеграции BPM-системы с программными продуктами, которые уже используете;
  • просчитать стоимость: кроме начальной цены лицензии или подписки нужно учесть долгосрочные расходы на обслуживание, обновление и поддержку;
  • изучить отзывы и рекомендации о реальной работе системы, уровне поддержки и возможных трудностях при внедрении. Многие разработчики предлагают бесплатный пробный период — это поможет оценить удобство и функциональность системы в реальных условиях работы бизнеса.

О том, на что стоит обратить внимание при выборе BPM-системы, рассказали в отдельной статье.

Как внедрить BPM в компанию

Когда выбрали подходящую BPM-систему, нужно:

  1. Сформировать команду проекта, которая будет взаимодействовать с партнером по автоматизации.
  2. Провести обучение сотрудников.
  3. Запустить систему в тестовом режиме — это поможет понять, как она работает на практике, удобна ли для пользователей.

Стоит внедрять систему поэтапно, чтобы избежать масштабных ошибок и протестировать ее работу в реальных условиях. После внедрения системы важно регулярно отслеживать результаты и при необходимости вносить корректировки.

Что важно запомнить

  1. BPM — это концепция управления, представляющая работу бизнеса как совокупность процессов.
  2. Подойдет бизнесу, у которого много разных подразделений.
  3. Все процессы можно автоматизировать с помощью BPM-системы, которая настраивается и дорабатывается под конкретный бизнес.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 623 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Визионерский обзор ключевых трендов в digital-маркетинге

Провели опрос среди лидеров компании, чтобы выяснить, что ждет отрасль в 2025 году, сохранит ли актуальность для маркетолога набор инструментов формата 2024, какие digital-инновации нас ждут и многое другое

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации