Аналитики коммуникационного агентства Modifiers провели исследование деятельности наиболее популярных российских онлайн-школ в области психологии и готовы поделиться выводами о том, как будет развиваться этот рынок в ближайшее время.
Результаты психологических онлайн-школ в 2024 году
Рынок онлайн-школ России в области психологии завершает год ростом на 25-30%. Как показывает исследование, объем рынка онлайн-школ к концу года может составить 24 млрд рублей. Это пятая часть от общего объема рынка психологии в России, который по прогнозам составит 125 млрд рублей в 2024 году.
Несмотря на положительную динамику увеличения объемов рынка, аналитики отмечают тенденцию замедления темпов роста, которая сохранится и в 2025 году.
Рейтинг наиболее популярных и надежных онлайн-школ
Аналитики агентства в исследовании рассмотрели работу наиболее популярных в России онлайн-школ психологии, которые присутствуют в различных рейтингах, упоминаются в статьях СМИ, публикуют финансовые показатели, работают на открытых площадках типа платформы GetCourse.
Из их числа был сформирован ТОП-5 рейтинг онлайн-школ в России — самых надежных и востребованных. Эксперты учитывали те проекты, которые специализируются только на психологии, и не включали в список школы, где психология является одним из множества самых разных направлений в обучении (дизайн, нутрициология, стиль).
В исследовании отмечается, что финансовая отчетность на сайте ФНС доступна только по трети исследованных школ. Часть из них используют собственные обучающие системы (LMS ), не прибегая к возможностям таких площадок как GetCourse. Еще две школы, по которым публично доступна финансовая отчётность, специализируются на системной психологии. Открытый университет «Симург» работает в интеграции с GetCourse и регулярно попадает в рейтинги топовых школ на этой платформе.
Остальные онлайн-школы либо не раскрывают показатели, либо их выручка составляет менее 10 млн рублей.
Пять главных трендов для психологических онлайн-школ на ближайшие 3-5 лет
По прогнозам аналитиков агентства, для онлайн-школ в ближайшие несколько лет будут актуальны и продуктивны следующие стратегии.
Сосредоточенность на работе с имеющимися клиентами, долгосрочных программах для них, подписках и программах лояльности, которые позволят снизить зависимость доходов от привлечения новых клиентов, повышая их за счет текущей базы.
Создание программ, обучающих практическим и терапевтическим навыкам самопомощи. Подобные инструменты повысят ценность курсов психологического образования в глазах потенциальных студентов, привлекая как тех, кто хочет получить новую профессию, так и людей, занимающихся саморазвитием.
Гибкие схемы оплаты для расширения охвата. Это позволит привлечь более широкую аудиторию, особенно менее платежеспособные сегменты.
Использование возможностей нейросетей в обучении. ИИ может помочь адаптировать обучение под индивидуальные запросы конкретных студентов. Подобные решения повысят конкурентоспособность курсов.
Создание комьюнити и поддерживающего сообщества. Построение сильного сообщества вокруг курсов с менторингом и поддержкой через чаты и вебинары будет способствовать высокой вовлеченности в онлайн-курсы для студентов.
Где онлайн-школы будут брать клиентов?
Текущий год показал, что поток клиентов из социальных сетей значительно снизился и продолжит сокращаться в ближайшем будущем.
Из всех социальных сетей Telegram — единственный приводил в 2024 году новую аудиторию.
Динамика количества лидов, привлекаемых из разных каналов в первом полугодии 2024 по сравнению с первым полугодием 2023 по данным GetCourse:
- VK: -50%;
- Instagram*: -24,6%;
- YouTube: -8,8%;
- Facebook*: -2%;
- Telegram: +5%.
На этом фоне онлайн-школы сосредоточили силы на сохранении внимания и создания новых продуктов для своей лояльной аудитории. Поэтому в 2024 году произошел прирост доли повторных продаж.
Кто выбирает психологические онлайн-школы для обучения
Сделав анализ отзывов о работе онлайн-школ, исследователи выявили, какие именно группы людей чаще всего приходят на обучение в психологические онлайн-проекты:
- люди, которые ищут средства психологической поддержки и курсы личностного роста;
- те, кто интересуются психологией для начинающих;
- психологи, стремящиеся к повышению уровня знаний и навыков;
- специалисты из смежных сфер: коучинг, подбор персонала, маркетинг;
- представители малого и среднего бизнеса;
- женщины, которые хотят проработать отношения с близкими;
- люди, которым интересны самопознание и психология как хобби.
Среди наиболее востребованных направлений и подходов в психологии, представленных в крупнейших онлайн-школах, также будут присутствовать: метод расстановок (системная терапия), когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), гештальт-терапия, психологический коучинг, нарративная практика и другие.
*Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, запрещенной на территории РФ
Как считаете, отличаются ли результаты после очных сессий с психологом и прохождения онлайн-программ? Поделитесь мнением в комментариях.