Из-за нехватки кадров на рынке труда работодатели все чаще переманивают чужих сотрудников. К такой практике прибегают почти 70% компаний, особенно при поиске рабочего персонала, менеджеров по продажам и производственных специалистов. Для бизнеса это способ найти высококвалифицированные кадры, которые не нужно готовить к сложным задачам.
Этично ли переманивать сотрудников у конкурентов? Всегда ли этот метод подбора кадров эффективен? Можно ли положиться на сотрудника, который сменил работу, как только увидел больше перспектив? Мы предложили высказаться по этим вопросам героям, которые хантили чужих сотрудников — и теряли своих.
Юрий Нестеренко: переманивает ценные кадры из других компаний
Мы несколько раз переманивали сотрудников из других компаний. Если у человека есть компетенции, которые помогут мне закрыть определенные вопросы, и я вижу, что его потенциал на текущем месте не реализован, я найду, как его реализовать у нас. Например, человек очень хочет придумывать классные интеграции, партнерки, а ему говорят: «Занимайся своими прямыми обязанностями, больше тебе тут ничего не светит». Тогда мы предлагаем много классных, новых, интересных задач под эти решения.
«Стоит сказать, какой человек классный, что его не ценят и что у вас по-другому, и через несколько недель размышлений он весь ваш»
Многие представители нашей профессии тщеславны. Стоит сказать, какой человек классный, что его не ценят и что у вас по-другому, и через несколько недель размышлений он весь ваш.
Мы не всегда срабатывались с теми, кого переманили. Например, я познакомился с пиарщиком одной компании, и он показался мне перспективным для сотрудничества. Я задавал правильные вопросы, давил на болевые точки и создал ему поле для размышлений. В итоге я сделал предложение, от которого он не смог отказаться.
Но мы проработали всего два месяца — не подошли друг другу. Так бывает, ведь в команде я не один, я в основном руковожу процессами, остальные задачи — на других членах команды. Даже если мне кажется, что человек идеально подходит и его навыки будут востребованы, на деле все может быть по-другому. Сотрудник может отлично говорить, но при этом не уметь писать. Он может без уважения относиться к коллегам, а со мной быть вполне учтивым. Это можно сравнить со сложным механизмом, в котором хорошая работа зависит от качества каждой детали в комплексе. Поэтому теперь я начинаю с более глубокого анализа компетенций, прежде чем задуматься о хантинге.
Мы не боимся, что сотрудник, которого мы переманили, так же легко уйдет к конкуренту. Если такое случится — значит, этот человек не наш, а мы не его команда мечты. Все сотрудники проходят испытательный срок, мы об этом предупреждаем. Если нам или новому человеку некомфортно друг с другом, об этом надо сказать. Не сможем решить проблему на первом этапе — дальше будет хуже, проверено опытным путем.
Рынок коммуникаций особенный, я регулярно вижу подобные кейсы переманивания. Хотя если мне что-то обещают — например, проработать не меньше года, — а потом уходят к конкурентам, становится немного обидно.
Мы бы не стали переманивать чужих сотрудников на позиции руководителя, близкого к важным документам. Это всегда риски, и цена может быть слишком высокой.
Финансовая выгода переманивания обычно не в нашу пользу. Деньги — основная причина для перехода сотрудников из одной компании в другую. Мы действуем не из стремления найти в другой компании человека дешевле, чем при обычном поиске. Наш интерес — в ценном кадре.
Иван Ильин: не будет переманивать сотрудников, чтобы закрыть вакансию
Я не буду переманивать сотрудника, чтобы закрыть вакансию. Цель «закрыть вакансию» — так себе бизнес-цель. Если нужно построить что-то интересное и человек делал подобное, есть смысл договориться. Можно прийти к конкуренту или партнеру, обсудить с ним, найти варианты, которые подойдут обеим сторонам без ухудшения репутации и отношений. Важно, чтобы это было результативно для компании в будущем. А для простого «закрыть вакансию» есть более дешевые для репутации бизнеса и простые способы. Для этого нет смысла переманивать человека у конкурентов или партнеров.
«Это выглядит как манипуляция — найти человека внутри партнерских отношений, а потом его переманивать»
Переманивать сотрудника не стоит, если важны отношения между компаниями или руководством. Однако следить за подобным почти невозможно, когда компания переходит за 90+ человек. У HR свои задачи, и они могут отличаться от видения собственников. Следить, кто кого переманивает друг у друга, становится неэффективно и почти бесполезно. Плюс у сотрудника свои цели: если он готов идти к конкуренту, это его выбор, и он для него может быть правильным.
Но моя позиция категорична: это выглядит как манипуляция — найти человека внутри партнерских отношений, а потом его переманивать. Готов ли бизнес обоюдно так поступать и создавать атмосферу недоверия на рынке?
В нашей агентской практике были разные случаи: наших сотрудников переманивали и клиенты, и конкуренты. Мы в таких ситуациях не поднимаем кипеж: если сторонам такие отношения подходят, это их дело. В борьбу подобные кейсы не превращаем, своих дел много.
Недавно наш клиент переманил хорошего сотрудника из команды, и тот согласился. Мы не запрещаем подобные переходы, но относимся к ним как к подарку. Значит, мы недоработали и неэффективно построили отношения с клиентом и сотрудником.
А еще был случай, когда мы повысили сотрудника до руководителя отдела, а на следующий день узнали, что его переманили. Договорились, объявили команде о его новой должности, но на следующий день человек уже пришел с принятым оффером от партнера. Такова жизнь, каждый сотрудник — человек, и не всегда поведение людей мы можем предсказать. В таких случаях доуточняем намерение и не встаем препятствием, если человек выбрал такой путь.
Артем Вайгунас: переманивает сотрудников на заказ
Переманивание — очень рабочий метод найма, особенно в условиях дефицита персонала на рынке. Насколько переманивать культурно, красиво — да пофиг вообще. Мой внутренний моральный ориентир мне не позволяет только работать со сферами, которые связаны с алкоголем, сигаретами и с черным бизнесом — как колл-центры мошенников, компании с мутным продуктом, но слишком громким маркетингом.
Бизнес часто ставит четкие требования рекрутерам к поиску кадров: «Есть компании A, B, C, D, желательно из них забрать определенного сотрудника». Но бывает, что дают просто определенные параметры сотрудников. Тогда я могу зайти в чаты по рекрутингу и попросить отписаться ребят из этих сфер. А потом напрямую спросить, есть ли у них сотрудники, которые планируют сменить место работы по данным направлениям. Это нормальная практика.
Если таких сотрудников нет, будем переманивать оттуда, откуда это возможно. Где-то в открытую, а где-то скрыто — в случае с компаниями и партнерами, с которыми не хочется конфликтовать.
У меня было несколько заказов, когда компании просили переманить сотрудников. Мне давали четкое задание: «Есть пять компаний, в которых работают нужные нам специалисты: по версии руководства, они отличились теми или иными способностями». Мы изучаем, какие сейчас условия у сотрудника и как их сделать гораздо лучше. Потом выясняем намерения и мотивы сотрудника во время разговора с ним: хочет ли он перейти из компании, почему.
Например, мне нужно было переманить из другого подразделения компании руководителя отдела продаж. У него была очень большая лояльная база, которую можно было сразу отжать — это бы принесло достаточно высокую прибыль. Это, кстати, была прямая мотивация коммерческого директора компании, которую он мне открыто озвучил.
Я связался с сотрудником и начал выяснять его внутренние мотивы. Оказалось, что от него требовали личные продажи, постоянный контроль, но никакого развития он не получал, поэтому не было мотивации работать дальше. Все это я рассказал коммерческому директору и дал заключение: «Если мы предложим этому сотруднику возможность влиять на процесс продаж, на развитие компании, на обучение сотрудников, он 100% всю базу переманит к вам».
Так и случилось. Этот руководитель отдела продаж перешел в другую компанию, где ему предложили не только контролировать сотрудников, но и обучать их, а еще внедрять новые бизнес-системы и идеи.
Переманивать сотрудников дорого. Стоимость профессиональных услуг хантера высокая, и срок переманивания бывает разным — от одной недели до нескольких месяцев. Бывает сложно выяснить мотивы сотрудника, чтобы его правильно переманить. Однако бизнес получает финансовые преимущества.
Как-то мы переманили специалиста, который умеет круто настраивать рекламу. Директор компании — мой знакомый, поэтому через полгода я поинтересовался, как сотрудник себя проявил. Оказалось, он дал бизнесу +140% экономии по сравнению с другими сотрудниками.
Другой случай: переманили менеджера по продажам в конкурирующую компанию — и за два месяца компания получила около 400 000 ₽ чистой прибыли. Трудозатраты на сотрудника вместе с хантингом были всего 50 000 ₽. То есть он принес 350 000 ₽ прибыли — это неплохо.
«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше»
Риск, что сотрудник, которого переманили, так же легко уйдет к конкуренту, есть всегда. В последнее время люди часто меняют работу. Мы отказываемся от стереотипа, что человек должен 10—20—30 лет быть на одном месте, и переходим к идее «рыба ищет, где глубже, человек — где лучше». Поэтому всегда есть вероятность, что топового специалиста, который еще и не скрывает своих навыков — публикует статьи, видео, выступает на отраслевых мероприятиях, — схантит другая компания с более выгодным предложением.
Моя собственная компания совсем не большая, состоит сейчас из одного человека — меня, а вот меня самого переманивали, и не раз. Последний — был в прошлом году, когда меня из фриланса втянули снова в найм, в корпорацию, изготавливающую оборудование для старта космических ракет. Теперь я косвенно связан с «Байконуром» и «Восточным», и горжусь этим