Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска к GeekBrains. Образовательная платформа должна выплатить бывшим студентам 23,5 млн рублей. Истцы требовали возврата денег за курсы, так как остались не удовлетворены их качеством. В оферте GeekBrains были предусмотрены условия, которые позволяли не возвращать оплату, но это платформе не помогло.
Разбираемся в том, почему GeekBrains проиграла суд и как это отразится на сфере онлайн-образования.
Что случилось
GeekBrains — российская платформа онлайн-образования. Она продает курсы по программированию, аналитике, маркетингу, дизайну, управлению людьми и проектами.
Первый коллективный иск к GeekBrains 31 студент подал в декабре 2021 года. Сумма иска — 4,5 млн рублей. Еще до того, как суд рассмотрел заявление, GeekBrains начала выплачивать деньги, поэтому суд оставил иск без рассмотрения. В итоге GeekBrains возместила студентам только стоимость обучения, хотя они требовали еще и неустойку. Участников коллективного иска такой вариант устроил.
К моменту рассмотрения коллективного иска к нему присоединились другие студенты, которые тоже не могли добиться от GeekBrains выплаты денег. Тем, кто присоединился позже, GeekBrains ничего не предложила. Тогда студенты подали второй коллективный иск: 102 человека потребовали от платформы 25,7 млн рублей.
Суд отказался удовлетворять второй коллективный иск из-за того, что не увидел в нем общей проблемы.
«Чтобы суд принял к рассмотрению коллективный риск, нужно соблюсти ряд критериев, которые есть в законе. Всего их четыре: общий ответчик, общие интересы всех участников, использование одинакового способа защиты права, схожесть фактических обстоятельств.
В коллективном иске к GeekBrains суд не увидел схожести фактических обстоятельств из-за того, что студенты проходили разные курсы, а еще из-за того, что образовательная платформа регулярно незначительно меняла условия оферты. К примеру, GeekBrains достаточно было поменять адрес электронной почты в оферте для того, чтобы суд отклонил коллективный иск».
Юлия Алейник
Юрист из компании DestraLegal.ru
Получив отказ, студенты начали подавать индивидуальные иски.
Как в 2025 году создать небольшой бизнес: истории предпринимателей
- Как открыть суши-бар по франшизе в городе на 100 тысяч человек и окупиться за 5 месяцев
- Как создать производство умных домов полного цикла: история из Нижнего Тагила
- Бизнес на Урале: спа-салоны в новом русском стиле с планами выйти на всю Россию
- Импортозаместили Miro и привлекли 16,3 млн ₽ через выпуск акций: история flip
- Собрать 23 млн рублей через краудфандинг на бизнес-хобби — производство наличников
Что решил суд
Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска студентов к GeekBrains на общую сумму 25,7 млн рублей.
GeekBrains подавала апелляционные жалобы на первые 34 решения суда. Однако суд не удовлетворил их, и после этого образовательная платформа перестала обжаловать решения суда первой инстанции.
В компании DestraLegal.ru, которая представляет интересы студентов GeekBrains, заявили, что образовательная платформа уже выплатила деньги практически всем студентам, которые участвовали во втором коллективном иске. В некоторых случаях студентам пришлось забирать в суде исполнительный лист и по нему получать деньги в банке, где находится расчетный счет GeekBrains.
Студенты по всей стране продолжают подавать иски к GeekBrains — индивидуальных исков больше 1000. В марте 2024 года только в Москве количество исков от студентов — 965.
Что это значит
По мнению управляющего партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, суд в этом споре ожидаемо встал на сторону студентов.
«Спор GeekBrains и клиентов — это спор между потребителем и бизнесменом. В таких ситуациях считается, что потребитель — более слабая сторона, и поэтому все сомнения толкуются в его пользу. Этот принцип сформулировал Конституционный суд РФ, и на его основе складывается вся текущая судебная практика по вопросам защиты прав потребителей».
Дмитрий Шевченко
Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»
Шевченко считает, что у платформы не было особых шансов отменить принятое решение, поэтому она не стала его оспаривать.
«Решение суда достаточно мотивированное и обоснованное, вследствие чего, видимо, GeekBrains не увидела шансов на его отмену в случае дальнейшего обжалования и не стала предпринимать таких попыток.
Затягивание судебных разбирательств чревато увеличением судебных расходов, которые проигравшая сторона должна возместить. Судя по всему, эти обстоятельства стали ключевыми при принятии решения о продолжении спора».
Дмитрий Шевченко
Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»
По мнению юриста, аналогичным платформам лучше решать проблемы с клиентами в досудебном порядке.
«Доведение споров с потребителями до судебных разбирательств чревато взысканием не только стоимости договора в пользу потребителя и судебных издержек, но и штрафа за нарушение прав потребителя, а это 50% от суммы долга. Если помножить это на количество пострадавших потребителей, сумма только одного штрафа может получиться вполне внушительной».
Дмитрий Шевченко
Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»
А вот варианты включения в оферту или в договор с потребителем условий, которые могут помочь уйти от таких ситуаций, по мнению Дмитрия, не будут панацеей.
«Хитрые условия не дадут стопроцентной гарантии в случае возникновения спора как раз по причине того, что потребитель — более слабая сторона и суды всегда ищут возможность поддержать его позицию. Поэтому лучше такие споры решать в досудебном порядке. Но если этот момент уже пропущен и иск принят судом, для ответчика лучше и дешевле заключить мировое соглашение, чем просто проиграть дело».
Дмитрий Шевченко
Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»
У вас бывали случаи, когда клиенты просили вернуть деньги за услуги? Как вы решали эти вопросы? Поделитесь в комментариях.