22 июля в Махачкале произошла трагедия в
Следственный комитет возбудил уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. После ЧП следователи задержали 18-летнего аниматора: по данным СК, в ходе игры он поджег перчатку и отбросил ее на пол, где стояла емкость с бензином, — из-за этого и разгорелся пожар. Позже силовики задержали еще одного аниматора и владельца квеста.
Мы узнали у экспертов, какие требования безопасности и закона нужно учесть организаторам квестов, чтобы сделать игру безопасной для клиентов.
Как выбрать и подготовить помещение
Для квест-комнат действуют те же требования противопожарной безопасности, что для других помещений для оказания услуг.
«Желательно, чтобы квест-комната располагалась не в подвале и не на первом этаже, если там на окнах стоят решетки. Высокие этажи тоже не подойдут: даже с третьего эвакуировать людей не так просто. Идеально, если квесты организуют в отдельно стоящем здании, к которому есть пути подъезда экстренных служб. Либо на первом этаже, где на окнах нет решеток.
Нужно обратить внимание, чтобы в помещении было как можно больше аварийных выходов и включалось аварийное освещение. Препятствий — ступеней, узких коридоров — должно быть как можно меньше.
Помещение должно быть оборудовано дымовыми датчиками, системами оповещения, огнетушителями и противопожарной кошмой».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
Бизнес может удостовериться в безопасности квест-комнаты, пригласив частного специалиста. Например, электрик оценит, в порядке ли проводка и другие коммуникации, а инженер по охране труда и технике безопасности посмотрит на помещение комплексно.
«Учредителям бизнеса нужно самим пройти маршрут, который они выбирают для квеста, тестово прогнать по нему людей, которые будут оценивать его именно с точки зрения безопасности».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
Как подготовить сотрудников
Сотрудников квест-комнаты нужно проинструктировать, как вести себя в чрезвычайной ситуации, как устроена эвакуация из помещения и как оказывать первую помощь пострадавшим. Персонал должен уметь считывать сигналы дымовых датчиков и хорошо знать, где находятся огнетушители. Чтобы убедиться, что сотрудники знают правила, инструктажи необходимо проводить раз в неделю, а тестирования — раз в месяц.
Эксперты рекомендуют, чтобы при себе у персонала были аптечка, фонарик на случай отключения света, свисток, чтобы в темноте подавать сигнал клиентам или спасателям, и EDC-набор. В такой набор входят вещи для выживания, например стеклобой и одеяло спасателя.
«Если вы берете человека на ответственную должность, у него уже должен быть навык взаимодействия с людьми, должен быть жизненный опыт. Ротация должна быть минимальная, потому что очень важный момент — это вовлеченность сотрудника. Если он вовлечен, любит свое место работы, он будет радеть за качество и безопасность мероприятий».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
«Наша позиция: если в квесте задействованы актеры, это должны быть люди именно с актерским образованием. Администраторы или сотрудники, принимающие звонки в квест-комнату, ничем не отличаются от такого же персонала, например, в салонах красоты. А операторам, которые ведут игру по камерам и через пульт управления, необходимо пройти обучение конкретно на том оборудовании, что установлено в квест-комнате.
Контролировать качество работы сотрудников нужно с помощью тайных покупателей, плановых проверок и внутренних зачетов».

Владимир Жиганов
Руководитель сети «Клаустрофобия»
От каких спецэффектов и игр лучше отказаться
Для создания спецэффектов недопустимо использовать вещи, которые действительно могут нанести вред или привести к опасной ситуации. Например, горючие жидкости, бензопилы, лезвия.
«В игре все должно быть бутафорным. Давно придуманы бензопилы без двигателя внутреннего сгорания, в них нет масла и керосина. Вместо этого там установлена колонка, чтобы создавать устрашающий звук. Такая бензопила легкая, и нанести ею травму невозможно».

Владимир Жиганов
Руководитель сети «Клаустрофобия»
«Даже дым-машина, казалось бы, безобидная, может своим эффектом вызвать панику у людей и давку. Когда появляется задымление, у человека могут возникнуть проблемы с дыханием, может проявиться астма, закружиться голова.
Фейерверки, хлопушки, другие устройства с открытым пламенем могут спровоцировать пожар. Горючие жидкости, газовые баллоны, аэрозоли нужно убирать — например, гость в темноте может зажечь зажигалку и спровоцировать возгорание.
Стоит отказаться от тяжелых предметов, которые могут упасть на людей, от вещей, которые могут поранить».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
Нельзя запирать людей в клетках на механические замки или фиксировать участников квеста другим способом, при котором они не могли бы выбраться самостоятельно. Нельзя использовать механические замки на путях эвакуации или организовывать квест-комнаты таким образом, чтобы на механические замки были закрыты все пути из них.
«Организатору нужно изучить негативный опыт других квест-румов. Какие происшествия были в России, на Западе, в других странах? Так вы поймете, что бывают и пожары, и панические атаки у людей, и травмы. Исходя из чужого опыта, нужно подстелить соломку в своем проекте.
Пройдите квесты у конкурентов и посмотрите, как у них все работает. В идеале — съездите за границу и изучите зарубежные квест-комнаты, так как зачастую за границей требования к безопасности гораздо выше, чем у нас».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
Как общаться с клиентами
Организатору нужно уведомить клиентов об уровне страха, который гость может испытать во время игры. Использовать можно разные шкалы, например 5/5 или 10/10. Опираясь на градацию, клиент сам принимает решение, готов он участвовать в квесте или нет.
«Не только персоналу, но и гостям нужно проводить инструктажи. Нужно рассказать о путях эвакуации на случай ЧП, показать, где находятся указатели. Предупреждайте гостей, что в случае чрезвычайной ситуации они должны выполнять указания персонала, не должны прятаться. Объясните, какие вещи гостям не стоит брать с собой: те же зажигалки.
Если квест-комната большая и рассчитана на много участников, у персонала должны быть громкоговорители и яркая одежда, чтобы сотрудников можно было отличить от гостей».

Эд Халилов
Эксперт по выживанию и безопасности
Как сферу проведения квестов регулирует закон
В марте 2024 года в России вступил в силу ГОСТ для проведения детских квестов. Для взрослых такого документа пока нет, но его планируют разработать в будущем.
«При организации квестов для взрослых можно ориентироваться на ГОСТ для детских мероприятий — там хорошо рассмотрены вопросы безопасности.
Крупные игроки мечтают, чтобы власти расширили ГОСТ и на квесты для взрослых. ГОСТ определит единые правила и стандарты для индустрии».

Владимир Жиганов
Руководитель сети «Клаустрофобия»
«ГОСТ — это рекомендация, но при расследовании несчастных случаев и при проверке надзорными органами ссылка на ГОСТ выступит помощником для бизнеса.
Думаю, что после внедрения ГОСТа количество игроков, которые ведут квест-бизнес вчерную, без разрешительных документов и соблюдения правил безопасности, будет сокращаться».

Оксана Пальчикова
Юрист
При организации квестов учитывайте требования таких документов:
- Закон о защите прав потребителей.
- Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
- Санитарные нормы уровня шума на рабочих местах, в помещениях и на территории жилой застройки.
Какие рекомендации экспертов считаете особенно важными? Почему?