Около четырех лет назад наша компания задумалась над привлечением аудитории и развитием продаж через коллаборации. Методом проб и ошибок, получая отказы или тишину в ответ на предложения, мы собственным опытом выявили, какие именно факторы влияют на доверие партнеров. Именно благодаря этим факторам нашими партнерами стали Яндекс.Практикум и Дзен., а с крупными блогерами были созданы именные планеры, например с Марией Тарасовой (Maria KAKDELA), Катей Адушкиной и другими.
Мы готовы поделится своим опытом.
Как мы выбираем партнера в коллаборацию?
Не каждая коллаборация принесет неминуемый успех, тут, как и везде есть свои плюсы и минусы. Прежде чем идти в эту сторону, нужно взвесить все за и против.
Мы редко ищем блогеров или бренды для сотрудничества специально, обычно они сами обращаются к нам. Но всегда есть исключения. Например, во время разработки планера осознанности мы работали с разными экспертами в области медитаций и йоги. Этот опыт позволил создать систему отбора блогеров на сотрудничество. Рассказываем подробнее о важных моментах.
Интересы аудитории. Благодаря данным запросов в «Яндекс.Метрике» мы узнаем, чем увлечены наши потенциальные покупатели. Сейчас основные направления, которые мы можем выделить: материнство, здоровье, семья, книги, недвижимость, автомобили, брендовая одежда, финансы. Исходя из этого мы совпадаем по аудитории с людьми, которые ведут блог о семье или делятся лайфхаками в денежной сфере.
Другие сотрудничества. Нам неинтересно сотрудничество с теми, кто рекламирует неизвестные бренды, занимается рекламой ежедневно или не делает ее вовсе. Все должны понимать, как устроено здоровое сотрудничество.
Репутация. В связи с ценностями бренда мы не сможем сотрудничать с блогером или брендом, который постоянно участвует в скандалах и имеет много хейтеров. Ведь это негативно скажется на лояльности нашей аудитории.
Ценовой сегмент. Стоимость планеров колеблется в районе 2 тысяч рублей. Следовательно, ориентируемся на бренды со схожим ценовым сегментом товаров.
Продажи. Картинка и надпись «купите» уже не заинтересует клиента. Продажи «в лоб» для нас являются табу. Выгоднее всего сотрудничать с теми, кто умеет преподносить информацию мягко, умеет взаимодействовать с аудиторией, аккуратно встраивает продукт в свою жизнь и блог.
Как происходит дальнейшая работа? Когда партнер найден, начинается активная, длительная и многоэтапная работа. Исходя из его запросов, мы можем:
- самостоятельно полностью создать продукт и только согласовать его;
- включать вторую сторону во все этапы разработки: от выбора цвета бумаги до применяемых техник планирования.
![Критерии работы с блогерами. Чек-лист](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F06%252F25WcHyBp-01.png)
Этапы создания совместного продукта
Во время создания совместного продукта может быть множество подводных камней. Расскажем про основные этапы.
Этап 1. Исследование аудитории. Изначально нам необходимо понимать спрос аудитории, поэтому в своих аккаунтах и аккаунтах партнера мы проводим опросы. Например, какая обложка лучше или какой вариант оформления недели удобнее. На стадии идеи это дает понять, сколько человек придет за покупкой, что им больше нравится и интересно в продукте.
Этап 2. Расчет количества товара и выпуск тестового варианта. После исследования аудитории и их интересов можно рассчитать первый тираж. Средняя конверсия — 30% от проголосовавших в опросах. К полученному количеству добавляются еще 10–20%, чтобы полки не оказались пустыми. Минимальный тираж запуска с блогером за время работы составил 200 штук.
![Коллабы Remarklee*](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F06%252F6GXEv5PB-02.png)
Этап 3. Прогрев к запуску продукта. Партнер, как и мы, рассказывает подписчикам об идее, делится мнением, показывает, как поэтапно идет к созданию продукта, демонстрирует пробные образцы. Нативно внедряет созданный продукт в свою жизнь.
Этап 4. Старт продаж. Во время анонса продукта даем ссылки, где этот товар можно приобрести: наш сайт, Ozon и Wildberries. Мы часто выступаем лишь как площадка: размещаем информацию о товаре у себя в соцсетях, выкладываем на сайте, маркетплейсах и ставим на полки в магазинах.
Этап 5. Дополнительный тираж. После запуска тестового варианта мы обязательно собираем обратную связь, чтобы доработать продукт при необходимости. Далее печатаем дополнительный тираж от 1 тысячи экземпляров.
Этап 6. Удержание интереса. Примерно раз в месяц напоминаем о продукте. Делимся впечатлениями об использовании, публикуем отзывы подписчиков, которые купили товар, дублируем ссылки.
А что по деньгам?
У нас в компании есть система роялти, где прописаны обязанности партнера и процент от дохода, который он может получить. В зависимости от вложенных усилий размер доходит до 25%.
Вознаграждение рассчитывается так: количество товара, которое продали, умножаем на розничную цену. От этой суммы дохода считаем процент. Например, партнер получит минимальный доход, если мы полностью разрабатываем содержание, а он согласовывает и показывает продукт только на запуске.
Коллаборационные продукты повсеместно создаются во многих сферах: косметика, ювелирные украшения, бренды одежды и прочее. Такой канал продвижения используется многими.
По поведению клиентов из нашего опыта коллаборационных проектов мы делаем несколько важных выводов:
- На дистанции года продажи в коллаборации приносят 20% дохода. Прибыль растет на запусках, а потом убывает. И это нормально.
- Приходя за продуктом от блогера, клиенты дополнительно приобретают другие товары бренда — это примерно 30% от чека.
- Клиенты остаются с нами: 70% совершают повторную покупку.
![Система роялти](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F06%252FC3YMqMaN-03.png)
Что привлекает партнера?
Используя весь свой опыт, команда Remarklee* провела исследование, на какие факторы компании и блогеры обращают внимание.
Мы обработали все входящие заявки на сотрудничество за 2023-2024 гг. И путем интервью узнали, почему нас выбирают в качестве партнера для коллаборации. Мы спрашивали о том как нас нашли, почему обратили внимание и что стало решающим фактором, чтобы остановиться на нашем бренде.
В 70% случаев, лицом принимающим решение были наши клиенты, они видели продукт вживую, пользовались им, знали о качестве продукта и нашей философии.
Так же мы попросили перечислить факторы, которые стали привлекательными для того, чтобы начать работать вместе. Проверив в своей работе, как обстоят дела с каждым из этих факторов, вы сделаете половину работы по поиску партнёров и коллабораций.
Общие ценности. Сомнительная репутация или непонятная концепция бренда никого не привлекает. А вот транслирование взглядов, ценностей и миссии компании, что для вас важно и зачем нужны ваши продукты — цепляет не только клиентов, но и партнеров.
Опыт и интересные кейсы. 34% опрошенных нами брендов ссылались на знакомство с нашими ранними проектами. Идти в работу с теми, кто имеет опыт и положительные результаты, гораздо спокойнее. Поэтому чаще показывайте успешные работы с блогерами в соцсетях. С учетом этого, в инфопространстве будет формироваться понимание, что вы имеете интересные кейсы по реализации коллаборационных проектов и вам можно доверять.
Удобная и понятная система вознаграждения. 90% опрошенных опираются на прозрачные условия относительно финансов. Бренды и блогеры предпочитают работать с понятной системой роялти, когда, сколько, за что он получит и что каждая из сторон должна делать, за что несет ответственность и как влияет на результат. Разработайте прозрачные “правила игры” и это повлияет на доверие партнера.
Понятные описания продуктов. Около 60% людей на земле визуалы и воспринимают информацию “на глаз”. Очень важно, чтобы с вашим продуктов можно было ознакомиться и сразу разобраться, что именно вы создаете, как это работает и как вы это продаете.
Контроль процессов, качества и фулфилмент. Это может быть приемка, контроль, отправка, работа с клиентом и прием оплаты. Когда у компании достаточно ресурсов, чтобы обеспечить все сопровождение (начиная с дизайна, заканчивая оплатой и доставкой до покупателя) — это снимает лишнюю нагрузку с партнера. Ему не нужно искать людей, менеджеров, художников, подрядчиков, склады. Посмотрите на свою систему и покажите потенциальному партнёру, от каких именно задач вы его избавите и какие возможности дадите.
Отсутствие вложений на начальном этапе проекта. Конечно, кроме времени и рекламных слотов. Для многих этот фактор является важным, хотя и не решающим. Когда в первый раз создается подобный продукт, партнер не готов сразу к большим материальным вложениям. Но он готов тратить свое время, рекламные слоты, а также анонсировать продукт. Снимая большой пласт организационных задач и предоставляя возможность для свободы творчества и реализации идей, ваш бренд может стать более предпочтительным для реализации коллаборации.
Юридическая обеспеченность. Юридическая сторона вопроса в настоящее время играет большую роль. Вам стоит наработать хорошую документационную базу, чтобы успокоить партнеров фактом “мы уже так делали”. Или заранее отработать юридические вопросы, это ускорит процесс согласования, а значит и создания коллаборационных проектов.
Используя эти факторы себе на руку, вы сможете построить крепкие и долгосрочные партнерские отношения с приоритетными для вас компаниями и блогерами.
На что вы обращаете внимание, когда выбираете бренд для коллаборации?