Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Банки проверяют все операции по счетам компаний, ИП и физлиц в рамках 115-ФЗ — закон помогает отслеживать случаи нелегального обналичивания денег. Такие проверки проходят незаметно для большинства владельцев бизнеса, но в то же время вызывают много вопросов и тревог. Например, многие думают, что проверка — это долго и сложно, банк заблокирует счет, и нельзя будет вести бизнес в этот период. На самом деле это не так.

В статье рассказали, как селлерам безопасно работать на маркетплейсах и избежать проверок и ограничений по счету. Подробно разобрали эту тему и ответили на вопросы зрителей на эфире с экспертами Галиной Кузнецовой и Иваном Куриленко.

Как закупать и оплачивать товар, чтобы у банков не возникло вопросов

Часто торговля на маркетплейсах — это первый бизнес, и начинающие селлеры нарушают 115-ФЗ по незнанию. Вот какие есть рекомендации, чтобы избежать проверок от банка:

  • открывать все счета в одном банке;
  • проверять контрагентов;
  • указывать понятное назначение платежа;
  • не снимать большие суммы наличных;
  • оплачивать хозяйственные нужды с расчетного счета;
  • консультироваться с банком.

Открывать все счета в одном банке — как компания, ИП или физлицо. Так банк видит полную картину по операциям: обороты, товары, продажи. Например, клиенты Т-Банка могут подгружать выписки по счетам из других банков в сервис «Репутация».

Проверять контрагентов. Если работаете честно, но ваш поставщик замешан в обналичке, вас тоже могут проверить. Поэтому убедитесь в надежности партнеров — это в том числе убережет вас от потери денег. В отдельной статье подробно рассказали, как проверить контрагентов самостоятельно и с помощью сервисов.

Указывать понятное назначение платежа. Например, писать не просто «Предоплата», а подробно описывать, за какой именно товар и по какому договору. Так банк понимает экономический смысл операции.

❌ Неправильно: «Предоплата».

✅ Правильно: «Предоплата по договору от 24.02.2025 № 28 за товар — партия футболок 200 штук».

Не снимать большие суммы наличных. Для банка это выглядит подозрительно, поэтому старайтесь минимизировать расчеты наличными.

Оплачивать хозяйственные нужды с расчетного счета. Старайтесь оплачивать аренду офиса, коммунальные платежи, кредиты и налоги со счета, а не наличными. Так банк увидит ваши затраты, и у него не будет сомнений в реальности бизнеса.

Консультироваться с банком. Например, клиенты Т-Банка могут в личном кабинете написать в чат, и сотрудники проконсультируют их по всем вопросам. Это можно делать заранее, если клиент переживает перед крупной сделкой или закупкой. Сотрудники банка проверят документы и дадут рекомендации, например безопасная ли сделка или есть вопросы к партнеру и схеме расчетов.

«Действия банков в рамках 115-ФЗ влияют только на бизнес, который работает незаконно. Объясню ситуацию глазами банка: из ниоткуда появляется товар, его продают на маркетплейсе, затем выручку снимают наличными. Любой наличный денежный оборот — это серая зона для банков, она не понятна, не прозрачна и вызывает много вопросов. На такие операции банки смотрят с подозрением.

Бизнес на маркетплейсах достаточно молодой по сравнению с теми видами бизнеса, которые уже давно существуют на рынке. В 2024 году в Т-Банке решили детально изучить этот сегмент как самостоятельное бизнес-направление: разбирались в бизнес-цикле, общались с клиентами. На основе этого обновили методы оценки деятельности селлеров — она стала более понятной и прозрачной. Теперь большие данные и ИИ помогают меньше приходить к селлерам с проверками: банк защищает клиентов и помогает вести бизнес в безопасном контуре.

В идеале все операции должны быть безналичными. Если у клиента есть часть наличного оборота, банк старается подходить к этому комплексно и разбираться индивидуально в бизнес-модели. Например, нужно понять, что закупка за наличные — это действительно закупка настоящих товаров и в ней нет признаков нелегальной деятельности».

Галина Кузнецова

Галина Кузнецова

Директор департамента комплаенса Т-Банка

Аватар дайджеста

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах

Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Аватар дайджеста

Какие операции вызывают подозрение у банков

Вопреки страхам многих селлеров банк не заблокирует счет, если у него возникнут вопросы, — сначала он проведет проверку. Если ее не пройти, банк может на время ограничить дистанционное банковское обслуживание. Деньги будут приходить на счет, бизнес сможет платить зарплату и налоги. Но нельзя будет снимать наличные или перечислять деньги на другие счета, в том числе контрагентам, пока банк не проверит документы.

Вот примеры операций по счетам компании или ИП, которые могут вызвать подозрение у банков:

  • перевод физлицам или снятие наличными не типичных для вашего бизнеса сумм;
  • операции с запутанной схемой без очевидного экономического смысла, например продажа товара по цене намного ниже рыночной.

Если продавцы пользуются сервисом «Селлер» от Т-Банка, они могут подключить специальный API-ключ в личном кабинете маркетплейса. С его помощью банк увидит, что селлер ведет реальную деятельность на площадке: закупает, продает и продвигает товары. У банка, скорее всего, не будет причин запрашивать документы у таких клиентов.

Кейс Т-Банка: интеграция API-ключа в личный кабинет маркетплейса помогла селлеру избежать вопросов от банка

Клиент банка зарегистрировал бизнес, по счету сразу пошли крупные обороты. Причем значительная часть выводилась наличными. В стандартной практике банк мог бы запросить документы или даже временно приостановить операции по счету.

Клиент подключил API-ключ, который дал сотрудникам банка возможность видеть его бизнес в реальном времени: все закупки, продажи, продвижение на маркетплейсе. Они убедились, что селлер действительно закупает и продает товары, а его финансовые потоки соответствуют реальной деятельности. В результате — никаких лишних вопросов и блокировок.

Это не единичный случай, а системное решение: благодаря технологиям Т-Банк сокращает бюрократию и помогает селлерам работать спокойно.

По мнению опытных предпринимателей, обезопасить свой бизнес от проверок не так уж и сложно.

«В основном проблемы по 115-ФЗ возникают у селлеров, которые снимают много наличных денег со счета и расплачиваются ими с поставщиками. Но сейчас я вижу у продавцов на маркетплейсах тренд на обеление бизнеса и работу без рисков.

Основная сложность маленького бизнеса в том, что белая закупка зачастую дороже, требует больше времени, ресурсов и дополнительных усилий в плане документооборота. Для многих селлеров это препятствие, и они закупают товары за наличный расчет.

Мы со всеми контрагентами работаем по безналичному расчету: начиная с поставщиков и заканчивая блогерами, с кем не можем — находим замену. Стараемся все делать сразу фундаментально, чтобы потом заниматься продажами, а не юридическими разбирательствами.

Контрагентов проверяем стандартными методами: отзывы в интернете, рекомендации, деловая репутация, изучаем в открытых источниках уставный капитал и судебную практику. Оформляем все через договоры и акты приема-передачи — пока не сталкивались с проблемами».

Иван Куриленко

Иван Куриленко

Сооснователь бренда Yellow Price Store, автор телеграм-канала о бизнесе

Как проходит проверка банка

Если у банка появились вопросы к бизнесу по 115‑ФЗ, скорее всего, бизнес об этом даже не узнает. Сотрудники банка обращаются к клиенту только в крайних случаях. Например, могут запросить документы по конкретной операции, если она вызвала подозрение.

Вот что могут запросить:

  • документы по сделке, которые объясняют происхождение денег, например договор на поставку или счет;
  • документы, которые объясняют оплату, например чек, квитанцию, накладную;
  • налоговые документы. Если компания платит налоги и зарплату в другом банке, могут запросить, например, налоговую декларацию за последний период и подтверждение уплаты налогов.

Остальные документы зависят от бизнеса и от того, что именно вызывает вопросы. Подробно расписали документы и ситуации, в которых их могут запросить, в отдельной статье.

«99% операций клиентов банк проверяет автоматически, клиенты этого даже не знают. Сотрудники задают вопросы в чате и запрашивают документы примерно у 1% клиентов. Если так произошло, значит, система заметила несоответствие общерыночной практике.

Здесь важно, чтобы клиент шел на диалог, давал как можно больше деталей, помогал разобраться, объяснял нюансы своего бизнеса. Возможно, для него это не особенность, а что-то очевидное, но банку поможет разобраться в ситуации.

Если вы занимаетесь легальным бизнесом, у вас реальные товары, без схем с незаконным обналичиванием денег и банк это понимает, проблем не будет. Задача банка — выявлять незаконные схемы, чтобы добросовестные клиенты не пострадали».

Галина Кузнецова

Галина Кузнецова

Директор департамента комплаенса Т-Банка

Селлеры могут показать банку, например, переписки с поставщиками, товарные накладные, скриншоты, фото и видео товаров на складе.

Проверка документов обычно длится от нескольких минут до нескольких часов — зависит от качества документов, которые представит клиент. Если он сразу даст полный комплект и объяснит, в чем особенность операции или сделки, проверка пройдет быстро. Но если клиент не выходит на связь или не идет на конструктивный диалог, не представляет документы, у банка появляется больше вопросов. Тогда могут приостановить операции по счету.

«Сейчас стало значительно меньше способов расчетов, и бизнес ищет альтернативу, чтобы было удобно рассчитываться с поставщиками. События быстро развиваются: что было актуально вчера, может быть уже неактуально сегодня. Поэтому я бы не стала давать железобетонные рекомендации по схемам расчетов.

Ситуация с криптовалютой тоже динамично меняется, меняется регулирование, Т-Банк участвует в разработке законопроектов и во всех рабочих пилотах альтернативных систем расчетов — сотрудники банка понимают, что происходит в моменте.

Если в вашем контракте есть альтернативная или не общепринятая система расчетов или вы не понимаете, что происходит с какой-то валютой, лучше присылать вопросы в чат банка.

Советую еще до сделки с контрагентом согласовать возможный способ расчетов, и сотрудники банка уже с учетом последних новостей ответят, безопасна конкретная сделка или нет. Если бизнес легальный, но есть нюансы по системе расчетов, банк всегда даст рекомендации и поможет клиенту найти решение».

Галина Кузнецова

Галина Кузнецова

Директор департамента комплаенса Т-Банка

Бесплатная проверка контрагентов

Предложение от Т-Банка

Бесплатная проверка контрагентов

  • Оценка надежности бизнеса
  • Данные из официальных источников и отзывы партнеров
  • Результаты сразу, бесплатно
Перейти к проверке

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

А вы сталкивались с проверкой банка по 115-ФЗ? Если да, то какие документы запрашивали? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных