P&L-отчет нужен предпринимателю, чтобы определить, насколько его бизнес прибыльный. По данным в отчете можно понять, сколько компания смогла заработать на продажах своих товаров или услуг, а также сколько она потратила на их производство.
Информация из отчета может понадобиться инвестору или потенциальному партнеру, чтобы оценить прибыльность и эффективность бизнеса.
Рассказываем, что это за отчет, как его составить, как читать и анализировать.
Что такое P&L-отчет
P&L-отчет, или Profit and Losses, «прибыль и убытки», — это отчет, который помогает предпринимателю увидеть доходы и расходы бизнеса за определенный период, например месяц, квартал или год.
Бизнес не обязан составлять P&L-отчет. Поэтому стандартной формы у него нет, но есть общая структура.
Зачем он нужен
P&L-отчет составляют для внутреннего или внешнего использования.
Внутренние пользователи отчета — собственник компании, финансовый менеджер, руководитель финансового отдела.
Отчет помогает им:
- Держать под контролем финансовый результат компании: увидеть, сколько денег она зарабатывает, а сколько — и где — теряет. Например, какие товары и услуги пользовались спросом, а какие оказались не востребованы.
- Рассчитывать отдельные финансовые показатели: чистую прибыль, маржинальный доход и EBITDA, то есть операционную прибыль.
- Смотреть изменение финансовых показателей по сравнению с прошлыми периодами.
- Принимать управленческие решения. Без P&L-отчета неясно, прибыльный или убыточный бизнес. Это особенно важно для компаний, которые работают с авансами или отсрочками платежей.
Внешние пользователи отчета: инвестор или потенциальный бизнес-партнер. С помощью P&L-отчета они оценивают эффективность компании, прогнозируют ее доходы и расходы.
Как составить отчет P&L
Крупные компании, как правило, составляют отчет в специальных программах, например в 1С. Малый бизнес обычно составляет отчет в Excel.
Составить P&L-отчет можно за шесть шагов:
- Внести выручку.
- Внести переменные затраты.
- Зафиксировать общепроизводственные расходы.
- Вписать косвенные расходы.
- Учесть амортизацию, проценты по кредитам и налог на прибыль.
- Рассчитать прибыль.
Шаг 1. Внести выручку. Впишите все доходы, которые бизнес заработал за выбранный период по выполненным обязательствам.
То есть, если компания получила в этом месяце 1 млн рублей за продажу 100 единиц товара, но отправила клиенту только 70 единиц за 700 000 ₽, в отчет нужно внести лишь эти 700 000 ₽. Ведь есть вероятность, например, что остальные 30 единиц компания не сможет отправить и придется вернуть клиенту деньги.
Предприниматель в марте отправил клиенту 50 обеденных столов, получил за них 750 000 ₽, и 200 стульев — получил 210 000 ₽. Сумма дохода за март — 960 000 ₽.
Шаг 2. Внести переменные затраты. Это расходы, которые напрямую связаны с производством и зависят от количества проданной продукции и ее себестоимости.
На изготовление столов и стульев компания потратила: сырье — 250 000 ₽, фурнитура — 50 000 ₽, доставка к покупателю — 20 000 ₽. Маржинальный доход: 960 000 − 320 000 = 640 000 ₽.
Шаг 3. Зафиксировать общепроизводственные расходы. Это постоянные затраты. Они не зависят от объемов продаж, но связаны с обслуживанием основной деятельности компании. Например, аренда производственного помещения.
В марте компания потратила на зарплаты сотрудников цеха 140 000 ₽, на аренду производственного помещения — 50 000 ₽, на ремонт и наладку оборудования — 80 000 ₽. Общепроизводственные расходы — 270 000 ₽.
После вычета этих расходов из маржинального дохода получим валовую прибыль: 640 000 − 270 000 = 370 000 ₽.
Шаг 4. Вписать косвенные расходы. Здесь выделяют коммерческие и административные расходы. Коммерческие связаны с маркетингом и продвижением товаров и услуг. Административные — это затраты, которые не касаются производства напрямую, но нужны для деятельности компании и управления ей. В эту категорию могут входить, например, зарплаты офисных сотрудников.
В марте компания заплатила за аренду офиса 40 000 ₽, за обслуживание банковского счета 2 000 ₽ и выплатила зарплату офисным сотрудникам — 70 000 ₽. Косвенные административные расходы — 112 000 ₽.
На косвенные коммерческие расходы — маркетинг — ушло 20 000 ₽.
После вычета косвенных расходов из валовой прибыли получится операционная прибыль: 370 000 − 112 000 − 20 000 = 238 000 ₽.
Шаг 5. Учесть амортизацию, проценты по кредитам и налог на прибыль.
Допустим, у компании сейчас нет кредитов, а сумма амортизации — 20 000 ₽.
Ставка налога на прибыль — 25%. Налог на прибыль — 238 000 ₽ × 25% = 59 500 ₽.
Шаг 6. Рассчитать чистую прибыль. Из операционной прибыли нужно вычесть амортизацию, проценты по кредитам и налог на прибыль.
Чистая прибыль для компании из примера: 238 000 − 59 500 − 20 000 = 158 500 ₽.
Как читать и анализировать отчет
Важные данные в отчете — это маржинальный доход, валовая прибыль, EBITDA и чистая прибыль.
Маржинальный доход. Низкий или отрицательный показатель говорит о том, что компания не вышла на безубыточный уровень и не перекрыла свои переменные издержки.
Валовая прибыль. Низкий или отрицательный показатель означает, что производственные расходы проданных товаров, работ, услуг превышают выручку, полученную при их продаже.
EBITDA, или операционная прибыль. По этому показателю можно сравнить компанию с конкурентами. Как это сделать, рассказали в отдельной статье.
Чистая прибыль. Отрицательный показатель говорит о том, что компания убыточна.
Еще можно оценить соотношение чистой прибыли и выручки: так узнаем рентабельность прибыли и эффективность бизнеса. Например, рентабельность прибыли 35% означает, что с каждого рубля выручки мы получаем 35 копеек чистой прибыли.
Нормы по рентабельности чистой прибыли нет, все зависит от отрасли, стадии развития бизнеса и других факторов.
Что нужно запомнить
- P&L-отчет — документ, который показывает доходы и расходы, прибыль и убытки бизнеса.
- Составлять P&L-отчет необязательно. Но он помогает видеть результат работы компании и понимать, что можно изменить для увеличения прибыли.
- P&L-отчет выглядит как таблица. Его можно сделать в Excel или в специальных программах, например 1С.
- По отчету можно понять сумму маржинального дохода, валовую прибыль, EBITDA и чистую прибыль.