Спрос на апартаменты премиального уровня в России увеличился на 250%, а количество внутренних турпоездок по стране выросло до рекордных 96 млн в 2024 году. Рассказываем, почему курортная недвижимость Крыма становится привлекательной инвестицией и в чем здесь заслуга девелоперов.
Как меняется рынок внутреннего туризма и почему цены на курортную недвижимость стабильно растут
Популярность внутреннего туризма в России увеличивается. По данным правительства, с января по ноябрь 2024-го поток поездок внутри страны достиг 79 млн. А по данным Российского союза туриндустрии, за три года это число выросло на 27,5 млн.

Количество путешествий по России растет, потому что в экономику курортных регионов вкладывают много средств — как государство, так и инвесторы. Например, в 2024 году бюджет Республики Крым составил почти 300 млрд рублей. В том же году бюджет Новосибирска составил лишь 100 млрд рублей, а это крупнейший город после Москвы и Санкт-Петербурга.
В стране появляется всё больше туристических кластеров, а Крым становится местом их притяжения. В регионе развивается инфраструктура, поэтому растет спрос на недвижимость. Например, благодаря автодороге «Таврида» полуостров посещает больше путешественников с автомобилями. Трасса соединяет основные туристические города и упрощает передвижение между ними. Если раньше дорога от Керчи до Севастополя занимала 6–8 часов, то теперь — не больше четырех.
Также полуостров вырабатывает достаточно энергии, чтобы поддерживать работу туристических комплексов и аэропортов. В регионе есть три теплоэлектростанции и энергомост «Кубань — Керчь» — это линии передач и подстанции, которые подключают Крым к энергетической системе России. Она защищает отели, рестораны и аквапарки от сбоев и позволяет им стабильно принимать большое количество путешественников.
Благодаря развитию инфраструктуры в курортных регионах растет стоимость недвижимости
С 2023 по 2024 год средняя цена за квадратный метр квартиры в Крыму выросла со 142 до 160 тысяч рублей. А цена квадратного метра апартаментов — с 234 до 283 тысяч рублей. Курортный формат жилья на полуострове становится привлекательной инвестицией.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Главные тренды в курортной недвижимости: спрос на апартаменты вырос на 250%
За последние годы у туристов сформировались определенные требования к курортным регионам. Среди них можно выделить несколько главных трендов, которые влияют на рынок недвижимости.
Популярность апартаментов. Многие люди проводят на курортах весь сезон. В этот период они хотят чувствовать себя как дома и выбирают комплексы, в которых есть вся нужная для жизни инфраструктура. Например, кухня и рестораны, бассейны, парковки, детские площадки. Во время отдыха туристам важно чувствовать домашнюю атмосферу, а не ощущать себя в отеле, куда обычно заселяются на короткий отпуск или во время командировки.
Дорогой сервис. Растет спрос на курортные комплексы, в которых обслуживают на гостиничном уровне. Например, в них есть консьерж-сервис, спа-процедуры или доставка еды. Именно поэтому появляется всё больше проектов, в которых уделяется большое внимание повышенному комфорту.
По данным fee-девелопера Finchase, за 2024 год объем сделок на рынке апартаментов Крыма увеличился на 250%. Для сравнения: количество проданных квартир выросло только на 191%. Последние два года на полуострове появляется всё больше проектов бизнес- и премиум-класса. Люди хотят не только жить в хорошей квартире, но и пользоваться качественным сервисом.

Уникальные локации и близость к природе. Бутик-отели и глэмпинги становятся популярным форматом отдыха, потому что туристы хотят, чтобы жилье находилось в необычном месте с впечатляющими видами. Например, ищут недвижимость на берегу моря или рядом с горами. Так, в 2024 году спрос на морские курорты вырос на 40–60%.
Под «курортной недвижимостью» часто понимают апартаментные комплексы с высоким уровнем сервиса и в необычной локации
К примеру, недвижимость в Крыму становится популярной потому, что полуостров не повторяет ошибок Черноморского побережья. Он не превращается в хаотичную застройку, а развивается как единый туристический кластер, который состоит из разных комплексов.
Также Крым находится на 45‑й параллели — это наиболее благоприятный климат для растений, животных и человека. Многие люди проводят на полуострове зиму именно потому, что им нравится жить в тепле и рядом с морем в сезон холодов.

Как девелоперы удовлетворяют спрос на курортную недвижимость
Еще 5–10 лет назад рынок курортной недвижимости в стране был ориентирован на массовое строительство. Сейчас фокус смещается на комплексное освоение локаций, а не просто возведение жилья.
Молодые девелоперы становятся главными в индустрии, так как зачастую они более гибкие, чем строительные холдинги, и быстрее адаптируются под тренды рынка. Застройщики-новаторы делают ставку на долгосрочный спрос объектов.
Finchase — одна из крупных компаний в сфере курортного девелопмента, которой удалось занять 25% рынка в Крыму. Чтобы привлекать в туристические города людей со всего мира, мы придерживаемся трех принципов:
- Разрабатываем проекты формата «город в городе». Вместо точечной застройки создаем полноценные городские комплексы с собственной инфраструктурой.
- Улучшаем уровень сервиса. Для этого устраиваем коллаборации с разными компаниями и бизнесом, чтобы интегрировать в проект дополнительные услуги. Например, заключаем договоры с сервисами гостиничного управления, клининга, аренды авто, а также организуем цифровые системы бронирования.
- Поддерживаем экотуризм. Возводим объекты с минимальным воздействием на природу. Например, устанавливаем в проектах солнечные панели и системы переработки воды. Это привлекает туристов, для которых важно заботиться об окружающей среде.
Если современный девелопер опирается на эти принципы, его проекты лучше соответствуют потребностям рынка. В итоге такое жилье привлекает больше туристов и инвесторов.
Какие проекты девелоперов уже сейчас задают стандарты отрасли
На рынке курортной недвижимости появляется всё больше проектов, которые соответствуют потребностям туристов. Например, Finchase реализовал один из самых крупных — SkySoul. Это туристско-рекреационный комплекс, который расположен на первой береговой линии Чёрного моря в Коктебеле.
SkySoul состоит из девяти корпусов и занимает площадь в 15 га, на которой запланирована и частично построена премиальная инфраструктура. Гостям будет доступен четырехэтажный спа-центр, амфитеатр, панорамные кафе и рестораны, детский клуб, тренажерные залы, спортплощадки и не только.
В 2024 году комплекс уже стал абсолютным чемпионом Urban Awards — премии «Оскар» от мира недвижимости. SkySoul победил сразу в четырех номинациях: «Самый привлекательный инвестиционный проект», «Лучшее городское общественное пространство», «Лучший стрит-ретейл» и «Лучшая отделка».





Чтобы привлекать больше туристов, Finchase адаптирует под российский рынок многие международные практики из сферы девелопмента. Одна из них — возможность отдыхать по всей сети отелей. Мы планируем создать 13 таких проектов, где гость сможет проводить две недели в любом комплексе бесплатно — оплачивать потребуется только трансфер.
Почему курортная недвижимость становится всё более привлекательной инвестицией
Инвестиционные фонды и другие юрлица вкладываются в туристическую недвижимость, потому что видят, как рынок развивается. Спрос на апартаменты растет, а вместе с этим увеличивается и доходность объектов. Чаще всего для получения прибыли выбирают две стратегии.
Зарабатывать на росте стоимости квадратного метра. С каждым годом курортная недвижимость становится дороже. Более того, многие апартаменты могут прирасти в цене на 20% в первые месяцы после запуска продаж. Именно поэтому фонды и компании нередко участвуют в пресейлах и покупают объекты на ранних этапах, чтобы получить прибыль уже спустя полгода-год.
Сдавать объекты в аренду и получать постоянный доход. Юридические лица часто выбирают туристическую недвижимость, потому что видят в ней готовый бизнес. Они покупают апартаменты и сдают их в аренду через отельера. Он делает коллаборации с туроператором и обеспечивает постоянную загрузку номера. 30% прибыли уходит на управление маркетингом, всё остальное получает собственник.
К примеру, рентабельность завершенной части проекта SkySoul от Finchase составила 17%. За шесть лет апартаменты окупают сами себя и приносят постоянный доход.
Работать с девелопером по партнерской системе. Такой вариант используют агентства недвижимости. Они находят потенциальных покупателей апартаментов и связывают их с застройщиком. Если сделка проходит успешно — компания получает процент от продажи.
Главное о рынке курортной недвижимости в России
- Внутренний туризм становится популярнее. С 2022 по 2024 год число поездок по стране выросло на 27,5 млн и достигло рекорда в 96 млн. Рынок растет, в регионах появляется всё больше инфраструктуры для путешественников.
- Стоимость курортной недвижимости увеличивается. Так, с 2023 по 2024 год цена квадратного метра апартаментов в Крыму выросла с 234 до 283 тысяч рублей. А стоимость квадратного метра квартиры — со 142 до 160 тысяч рублей.
- На рынке туризма прослеживаются три тренда. Первый: люди предпочитают отдыхать в апартаментах и часто проводят в них не пару недель, а весь сезон. Второй: путешественники отдают предпочтение комплексам с обслуживанием гостиничного уровня. Третий: туристы ценят уникальные локации и жилье вблизи гор и моря.
- Девелоперы задают стандарты отрасли, так как быстро подстраиваются под тренды. Компании разрабатывают комплексы формата «город в городе», повышают уровень сервиса и строят жилье с минимальным воздействием на природу. Зачастую молодые застройщики более гибкие, чем строительные холдинги.
- Курортная недвижимость становится перспективным вложением для инвестиционных фондов и других юрлиц. На таком жилье зарабатывают благодаря растущей цене квадратного метра. Также многие компании приобретают апартаменты, чтобы сдавать их в аренду через туроператора, а спустя несколько лет полностью окупить и получать пассивный доход. Агентства недвижимости часто работают с девелоперами по партнерской системе и получают процент от сделки.