Добиться успеха на рынке строительных услуг сегодня невозможно без хорошей репутации. Позиционирование компании как надёжного партнёра, который заботится о своих клиентах и предлагает качественные услуги, а также умеет взаимодействовать с другими участниками рынка, становится ключевым фактором успеха в этом направлении. Что предпринять, чтобы закрепить за собой положительную репутацию? Рассказываем в нашем материале.
1. Четкая специализация
Одно из самых главных действий, которое нужно сделать строительной компании, если она хочет иметь положительную репутацию на рынке — это определиться с направлением, на котором она будет специализироваться.
Компании, которые утверждают, что смогут построить буквально всё, обманывают в первую очередь самих себя. У таких «специалистов широкого профиля», как правило, не получается уделять достаточное внимание всем проектам. Просто невозможно одинаково хорошо строить и дома из дерева площадью 100 м², и кирпичные дома по 1500 м², а также сложные инженерно-технические сооружения. Где-то будет провал. И, поверьте, этот провал обязательно «всплывет» и испортит репутацию компании. Заказчик останется недоволен, а партнеры в следующий раз предложат привлекательные проекты другим.
Наш пример. На старте работы мы определили, что нам интересно строить объекты жилой загородной недвижимости по индивидуальным проектам архитекторов. Также мы определили свою нишу — дома бизнес-класса площадью от 250 до 800 м2. И мы придерживаемся этого подхода. Это дает нам:
- четкое позиционирование: нам понятно что мы транслируем потенциальным заказчикам и широким массам, а они в свою очередь понимают наш продукт
- привлечение партнеров со схожими нам ценностями
- признание профессионального сообщества и приглашение на профильные мероприятия в качестве официальных партнеров и жюри
Не стоит гнаться за всем сразу. Важно выбрать направление и в последующем придерживаться его до тех пор, пока все бизнес-процессы не будут выстроены идеально, а результаты работ не будут полностью удовлетворять заказчиков. Только после этого я бы советовал начинать работу с другими типами объектов.
2. Фокус на качество
Второе, но не менее важное, всегда делать свою работу качественно. В любой сфере это один из решающих факторов успеха. Плохое качество неизбежно повлечет негативные последствия для репутации.
Но здесь я не буду рассказывать об очевидных вещах — о найме профессиональной команды, об использовании проверенных материалов и прочем. Посоветую следующее — определить оптимальный план по количеству взятых в работу объектов и не превышать его существенно без сопоставимого увеличения всех необходимых на это ресурсов. Понимаю, нередко хочется взять больше объектов в работу, чтобы увеличить прибыль компании, но погоня за количеством 100% снизит показатели качества.
Наш пример. Позиционирование и нынешние ресурсы компании позволяют нам строить примерно по 20 объектов или 10 000 м2 в год. Цифра небольшая, но мы делаем их классно и выдерживаем критерии всех этапов: авторская идея, качественная реализация, своевременная сдача. И каждый этап сопровождается хорошим сервисом, без этого никуда. Поэтому заказчик остается довольным и приводит к нам новых клиентов.
Именно план дает понимание, что мы можем взять в работу и 30 объектов, но от этого пострадает качество работ и уровень сервиса. А для хорошей репутации это неприемлемо.
Рост компании должен быть органичным и соразмерным имеющимся ресурсам, а не скачкообразным. Настоящий профессионал никогда не будет гнаться только за количеством построенных объектов. Ведь он осознает, что рост деятельности компании неразрывно связан с поддержанием качества, коммуникаций и сервиса. А это всегда дополнительные средства и сложности.
3. Онлайн+офлайн форматы взаимодействия с аудиторией
Чтобы занять серьезные позиции на рынке, компании необходимо транслировать информацию о себе и демонстрировать результаты своей работы. И здесь нужно работать в двух направлениях — онлайн и офлайн.
Все эти инструменты работают в совокупности и имеют накопительный эффект. Никогда не знаешь, какой из них отработает себя лучше и когда. Конечно, ведением социальных сетей и наличием сайта сегодня никого не удивишь. Но это необходимая имиджевая история. Это как визитная карточка. Здесь работает принцип «если тебя нет в Интернете — тебя нет нигде». Большинство потенциальных клиентов и партнеров так или иначе будут искать информацию о компании в Сети перед непосредственным сотрудничеством. И если они не найдут там ничего — можно считать, что эти клиенты потеряны. Поэтому стоит начать с сайта и соцсетей , далее уже применять остальные инструменты из таблицы.
Если тебя нет в Интернете — тебя нет нигде
Наш пример. В начале этого года мы дали экспертный комментарий федеральному изданию. Буквально в этот же день с нами связались представители федерального ТВ-канала с предложением участия в специальном репортаже на строительную тематику.
Второй пример. Мы часто посещаем профильные мероприятия, чтобы рассказать о себе, послушать о других и получить полезные контакты. Пару лет назад на одном форуме мы познакомились почти с 20-тью архитекторами. В течение года это принесло нам 5 контрактов. С некоторыми мы работаем уже по второму и даже третьему проекту. С остальными тоже поддерживаем связь и ведем переговоры о заключении новых контрактов.
4. Современные методы работы
Разница между профессиональной строительной компанией и бригадой «мастеров на все руки» — это уровень организации и клиентского сервиса . Сегодня конкурентная строительная компания должна предоставлять:
- полную системную координацию всех участников и процессов стройки (от закупки материалов до сдачи объекта)
- возможность использования современных софтов и приложений, современных технологий в процессе работ (BIM технологий, облачных платформ для управления проектами и др.)
- возможность отслеживания процессов работы в реальном времени
- оперативное устранение недочетов и реагирование на пожелания заказчиков
- решение всех текущих вопросов и полное информирование
Наш пример. В своей работе мы используем специальные сервисы. С помощью мобильных приложений, которыми пользуются все участники процесса, можно наблюдать за ходом работ в режиме онлайн, получить фото и видеоотчеты, иметь доступ ко всей документации по проекту и даже контролировать финансовый поток, где заказчики видят каждый рубль, потраченный на их дом. Для тех, у кого не сразу получается разобраться с сервисами, мы организовываем персональное обучение.

5. «Скажи мне, кто твой партнер, и я скажу, кто ты»
Партнеры — это зеркало компании. Если партнер порядочный и авторитетный — репутация повышается, если нечестный и безответственный — она снижается.
Именно партнерские связи могут стать камнем преткновения в работе. Поэтому всегда нужно проверять надежность и порядочность компаний, с которыми планируется совместная деятельность. Несколько советов, как выбрать партнера:
Присутствие в онлайн и офлайн пространствах. Сначала нужно промониторить всю информацию о партнере в Интернете, потом, желательно, провести личное знакомство перед непосредственным сотрудничеством.
Так, при выборе партнера по вопросам рекламы, рэд-флагом на этом этапе для нашей компании будет не современный сайт партнера. Так как мы позиционируем себя теми, кто идет в ногу со временем, с такими партнерами нам скорее всего будет не по пути.
На этапе личного знакомства мы обращаем внимание на уровень коммуникации. Если общение не задается или появляется слишком много вопросов — это серьезный повод задуматься о будущем партнерстве.
Общие ценности. Не получится взаимовыгодного сотрудничества, если у партнеров разные ценности в работе. Поэтому на первом этапе нужно их определить и решить для себя — подходит/не подходит.
Когда мы принимаем приглашение поучаствовать в том или ином мероприятии в качестве партнеров, нам важно, чтобы организация этого мероприятия была на уровне. В своей работе мы ответственны и всегда заинтересованы в лучшем результате. Поэтому нам важно видеть схожие ценности у других.
Наличие факапов. Можно прямо спросить, с какими трудными ситуациями сталкивались партнеры (а, поверьте, они были у каждой компании) и как они их решали. Открытый диалог расскажет о компании даже больше, чем любая другая проверка.
В нашей компании тоже были неприятные случаи, но мы всегда оперативно их отрабатываем. В 2024 году на одном из объектов MEGRAD при заливке фундамента бетонный завод поставил бетонную смесь плохого качества. Экспертиза от подрядчика это установила, и было принято решение о демонтаже всего фундамента с последующим его возведением за собственные средства (без ожидания решения суда в отношении бетонного завода). Данное решение было принято для бесперебойного окончания строительства в оговоренные сроки с заказчиком. Работа была сделана, вопросов к нам не осталось.
Сотрудничество с лидерами. Нужно узнать партнеров своего потенциального партнера. Правило заголовка работает и в их отношении.
Крупные производители материалов, банки или архитекторы взаимодействуют только с проверенными компаниями. Например, мы регулярно проходим аккредитацию у поставщиков, банков и проф сообществах, а также поддерживаем партнерства с ведущими архитекторами, в том числе, чтобы демонстрировать свою надежность рынку и его участникам.
А когда узнали — задайте им вопросы о вашем потенциальном партнере. Рекомендации и отзывы профессионалов/клиентов помогут лучше понять, насколько успешно потенциальный партнер справляется с проектами и каковы его возможности. Партнеры и клиенты могут рассказать много о репутации компании. В том числе и того, что не найдётся в открытом доступе.
Расскажите, с какими факапами в работе вы встречались и как их решали?