
Компании дарят подарки сотрудникам, клиентам и партнерам, чтобы укрепить отношения, повысить лояльность и создать положительный имидж. Добиваются ли они этих целей, сколько на это тратят и что дарят чаще всего — разобралась команда исследований Бизнес-секретов.
В основе исследования — данные маркетплейса цветов и подарков Flowwow, а также результаты исследования T-Data. Мы обратились в коммуникационное агентство PR Partner за идеями подарков, а логистическая компания ChinaToday поделилась, какие корпоративные подарки российские предприниматели заказывают в Китае.
Рост трат на 25% и тренд на оригинальность
По данным Flowwow, в 2024 году средние траты компаний на подарки клиентам и партнерам составили 38 000 ₽. Для сравнения в течение 2023 года бизнес потратил в среднем 30 300 ₽ на подарки. За год компании стали тратить на корпоративные подарки на 25% больше.
Выросло и среднее количество заказов от бизнеса. В 2023 году на одну компанию приходилось в среднем 8 покупок. В 2024 году — 10 покупок. Рост год к году так же составил 25%.
Чаще всего компании покупают:
- цветы — популярны мимоза, ирисы, тюльпаны и гортензии;
- сладости — клубника в шоколаде, бенто-торты, кейк-попсы, капкейки;
- съедобные корзины и букеты — с шоколадом и орехами.
Самый заметный тренд 2024 года — оригинальность. Вместо стандартных сувениров компании выбирают персонализированные и эмоционально значимые подарки. Об этом говорит рост спроса в категориях:
- клубника в шоколаде — на 50,1%;
- монобукеты — на 46,9%;
- авторские букеты — на 34,9%;
- цветы в коробке — на 23,4%.
Как отмечает Flowwow, компании все больше стремятся удивить и создать запоминающийся момент для сотрудников и партнеров.
«Цель корпоративного подарка — создать позитивное впечатление. Подарок должен не только радовать сотрудника, но и отражать его ценность для компании. Важно передать, про что ваш бренд, какие смыслы он несет.
Например, мы в Flowwow стараемся продвигать ценности, связанные с заботой, радостью и эмоциями, используем для этого мягкий корпоративный цвет наших брендовых вещей в мерче компании. Также мы делаем уникальные подарки в нашей стилистике: например, на Новый год наши партнеры получили адвент-календари, оформленные в цветах компании».

Владислав Романов
Специалист по привлечению корпоративных партнеров Flowwow
По данным Flowwow, в 2024 году нестандартные подарки стали покупать на 35—50% чаще, чем годом ранее.


Все больше компаний заказывают корпоративный мерч со своим логотипом. Это повышает узнаваемость бренда: когда человек получает такой подарок, он неосознанно запоминает компанию. Так, по данным аналитического проекта T-Data, средний чек на заказ мерча, включая сувенирную продукцию, со стороны компаний в январе — ноябре 2024 года вырос на 23%. По подсчетам аналитиков, в 2024 году бизнес тратил на мерч в среднем до 66,31 тысячи рублей.
В Т-Data отметили, что компании начали вкладывать в мерч определенные смыслы. Постепенно это становится целой культурой коммуникации между брендом и потребителем. Мнение поддерживают российские производители сувенирной продукции и сами предприниматели.
«В PR Partner мы делаем подарки с самого начала работы компании — на протяжении 18 лет. Выбираем практичные и креативные подарки, а цветы дарим только сотрудникам на дни рождения.
За 18 лет подарили, кажется, уже все, что могли: часы, толстовки, вафельницы, носки, ручки, чемоданы и т. д. Мы всегда подходим к выбору подарка креативно, потому что он должен иметь смысл, а не быть просто вещью.
Сотрудникам и клиентам делаем одинаковые сюрпризы. Однажды это были часы с надписью „PR“ на циферблате, так как и те и другие — пиарщики. Когда была пандемия, все сидели дома, дарили проигрыватели пластинок. В этом году — наборы: вафельница с формочками в виде елок, джемы, смесь для вафель и открытка с пожеланием „PRRRRекрасного Нового года“».

Инна Анисимова
Генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Логистическая компания по доставке грузов из Китая ChinaToday составила для Бизнес-секретов свой рейтинг корпоративных подарков. В нем они отмечают самые популярные товары, которые российский бизнес заказывает для клиентов и сотрудников в Китае:
- рюкзаки, сумки, шоперы;
- термосы с датчиком температуры и бутылки для воды;
- одежду — футболки, кепки, худи с дизайнерским принтом.
Как отмечают в компании, рост спроса на подарки из Китая в первую очередь определяет низкая стоимость товаров.
«Российские компании заказывают подарки в Китае, потому что это дешевле. Разница может быть десятикратной. Например, один из бизнес-клиентов закупил из Китая крупную партию рюкзаков. Цена каждого с учетом доставки — 400 ₽. В России такие же стоят от 4 000 ₽, то есть в 10 раз дороже. Экономия получается и за счет дешевого брендирования: нанести логотип на эти же рюкзаки стоило 10 ₽ за штуку, а в России он заплатил бы больше».

Георгий Сутягин
Совладелец компании ChinaToday
ChinaToday подтвердила тренд на всплеск количества заказов корпоративных подарков. По данным компании, их число выросло более чем в два раза в сравнении с 2023, особенно ярко этот тренд заметен перед Новым годом.
Пик трат на корпоративные подарки — 8 Марта и Новый год
Больше всего подарков компании дарят на Новый год и 8 Марта — по данным Flowwow, в 2024 году на эти праздники пришлось 18 и 20% всех заказов за год соответственно. В 2023 на 8 Марта компании сделали 22% заказов, а на Новый год — 15%. Остальные заказы распределены равномерно по году, без ярких всплесков.


В Flowwow отмечают, что частота корпоративных заказов сильно зависит от политики компании. Некоторые фирмы отправляют букеты партнерам после каждой сделки, другие — поздравляют сотрудников только с днем рождения, а третьи — делают масштабные закупки два раза в год, заказывая сразу большое количество букетов. Также есть компании, которые заказывают подарки на больничные сотрудников, например фруктовые корзины с открытками «Выздоравливай».
По размеру среднего чека лидируют Москва, Екатеринбург и Санкт-Петербург
По расчетам T-Data, около 70% всех корпоративных подарков приходится на компании из Москвы и Санкт-Петербурга: 55% — на московские, 15% — на петербургские. Оставшуюся часть заказывают компании из городов-миллионников: Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Краснодара.
В Flowwow заметили этот же тренд. Наибольший объем корпоративных заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, за ними следуют Казань и Екатеринбург.
Средний годовой чек корпоративного клиента в 2024 году выглядел так:
- Москва — 40 000 ₽;
- Екатеринбург — 30 300 ₽;
- Санкт-Петербург — 27 000 ₽;
- Казань — 21 000 ₽.
При этом компании из Москвы и Санкт-Петербурга часто отправляют подарки партнерам и сотрудникам в других городах.
А что вы дарите бизнес-партнерам или клиентам?