Перед Новым годом у бизнеса особенно много расходов: корпоративы, подарки партнерам и сотрудникам, украшение офиса. Бизнес-секреты совместно с аналитическим проектом T-Data выяснили, как вырастают траты предпринимателей в предновогодний период, что обходится дороже всего и как можно сэкономить.
В основу исследования легли данные Т-Банка о тратах клиентов-ИП по бизнес-картам в 2023 году. Отметим, что индивидуальные предприниматели могут тратить деньги с бизнес-карт как на личные цели, так и на нужды бизнеса.
Самая большая статья расходов — алкомаркеты
В конце года расходы предпринимателей в алкомаркетах растут сильнее, чем, например, расходы в обычных супермаркетах: +17% против +5% по сравнению со среднегодовыми значениями. При этом многие предприниматели предпочитают проводить корпоратив не в офисе, а на других площадках: траты в питейных заведениях увеличиваются почти на 12%.
«В этом году на корпоратив потратили около 70 000 ₽ на 15 человек.
На старте бизнеса команда была небольшой и мы проводили корпоратив на производстве: идти в кафе впятером смысла не было, да и дорого.
Когда выросли и численно, и по прибыли, стали отмечать в заведении — там можно попеть в караоке, потанцевать, красиво поесть.
Но празднуем со своим алкоголем — так дешевле. Если бы брали напитки в заведении, вышло бы в три раза дороже. И в меню есть не все позиции, которые предпочитаем».
Алина Сухогузова
Лидер управления единой концепцией бренда разделочных досок Garti
В пределах 8—9% в декабре растут траты в категориях «Ювелирные изделия» и «Бытовая техника». Еще одна популярная категория трат — «Косметика», +5%. Вероятно, товары из этих трех категорий предприниматели покупают в подарок сотрудникам, партнерам и близким людям.
«Подарки сотрудникам обходятся в среднем в 40 000 ₽. Кладем косметические и парфюмерные товары: кремы для рук, маски для лица, дорожные версии парфюмов. А также уютные вещи для дома и другие приятные мелочи.
Подарки партнерам — это пять праздничных наборов на сумму до 10 000 ₽. Обычно это боксы с нашим мерчем и алкоголем.
Предновогодние расходы из года в год увеличиваются в пределах инфляции, в 2024 году заметнее всего выросли затраты на корпоратив: цена на фуршет особо не изменилась, а вот пробковый сбор вырос с 10 до 20%».
Алина Сухогузова
Лидер управления единой концепцией бренда разделочных досок Garti
Рекламщики тратят больше остальных
Предприниматели в сфере рекламы, судя по данным за 2023 год, в декабре увеличивают траты сильнее других — на 31% по сравнению со среднегодовыми значениями.
«В декабре выручка рекламных агентств растет примерно на 30% — и, видимо, эти деньги они хорошо тратят.
Многие предприниматели в сфере рекламы работают на патентной системе налогообложения и именно в декабре могут покупать патенты — например, на деятельность по дизайну.
У рекламных агентств множество клиентов, поэтому расходы на подарки могут быть выше, чем у других B2B-бизнесов. Также в нашей сфере любят проводить креативные, яркие корпоративы с артистами, декорациями, поэтому праздник для команды рекламщикам может обходиться дороже, чем другим компаниям».
Анна Ефремова
Основательница агентства диджитал-маркетинга FACEDIGITAL
«В декабре увеличивается бюджет заказчиков и число обращений — из-за этого номинально растут расходы рекламщиков, растет стоимость клика и клиента рекламных кампаний.
Например, стандартный бюджет заказчика на рекламу в Яндекс Директе — 150 000 ₽, но перед Новым годом — 300 000 ₽, чтобы привлечь как можно больше покупателей в период высокого спроса.
Затраты на работу и рекламу отражаются в наших расходах, но фактически все это оплачивают заказчики».
Мария Серова
Консультант по маркетингу и владелец рекламного агентства Marketing Serova MS
Украшения для офиса или магазина выгоднее покупать в декабре
Большинство предпринимателей покупают все украшения в декабре, показал анализ трат по бизнес-картам. Самая популярная категория — гирлянды, за ней идут елочные игрушки. Реже всего покупают елку: вероятно, предприниматели предпочитают искусственное дерево, которое используют несколько лет.
По данным за 2023 год, на гирлянды, мишуру, елку и елочные игрушки у предпринимателей в среднем уходило 7 000 ₽.
«Ежегодно мы выделяем на декор магазина около 30 000 ₽, в этот раз — 50 000 ₽. Работы вышли более объемными, также сказался рост цен на украшения и живую ель, которая занимает бо́льшую часть бюджета.
Фасад мы оформляем самостоятельно, а вот если бы подобный декор у нас заказал другой бизнес, стоимость начиналась бы от 100 000 ₽».
Елена Мухина
Основательница цветочного магазина «Чабрец» в Воронеже
Декор к Новому году в декабре становится дешевле по сравнению с ноябрем. По данным за 2023 год, гирлянды дешевеют на 15%, мишура — на 9%, елочные игрушки — на 14%. Исключение — елки, которые в декабре 2023 года, наоборот, подорожали на 8%.
«Любому бизнесу важно украшать свою точку к Новому году. Это привлекает внимание клиентов и создает праздничную атмосферу в городе, особенно в условиях короткого светового дня.
Мы работаем в сфере праздников, и декор магазина помогает продемонстрировать, что мы умеем».
Елена Мухина
Основательница цветочного магазина «Чабрец» в Воронеже
«Мы обязательно украшаем офис: человек проводит много времени на работе, поэтому важно, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, наполнялись новогодним настроением и с этим позитивным зарядом работали. Если на душе радостно, то и рабочие задачи решаются намного легче и быстрее.
Офис украшаем небольшими елочками с игрушками, постерами, гирляндами и колокольчиками. Украшения бережно храним и используем из года в год, поэтому дополнительно не тратимся».
Алина Сухогузова
Лидер управления единой концепцией бренда разделочных досок Garti
Какие расходы в декабре самые крупные у вашего бизнеса? Как сумма трат изменилась год к году?