Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой ФНС наблюдает за деятельностью компании через специальную онлайн-систему. Налоговая получает удаленный доступ к информационным системам компании и ее бухгалтерской и налоговой отчетности, и это снимает необходимость в традиционных камеральных и выездных проверках. Такой формат удобен не только для налоговой, но и для бизнеса — онлайн-формат взаимодействия экономит ресурсы и снижает риски.
Режим налогового мониторинга действует с 2016 года. Изначально для вступления в него установили высокие критерии по объему уплачиваемых налогов и размеру бизнеса — среди первых участников программы были только крупнейшие российские компании, например нефтяные. Но с 2021 года налоговая постепенно снижает требования к компаниям для перехода на новый формат контроля и расширяет список тех категорий бизнеса, которые не обязаны соответствовать суммовым критериям. В 2025 году к налоговому мониторингу подключены уже 737 компаний — в том числе и представители среднего бизнеса.
О том, каким компаниям выгоден налоговый мониторинг и стоит ли подключаться к нему в 2025 году, нам рассказали эксперты:
- Иларион Леметюйнен, партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept.
- Екатерина Рябова, партнер, руководитель отдела услуг в области налоговой отчетности и развития налоговой функции ТеДо.
- Марк Кулаков, менеджер отдела услуг в области налоговой отчетности и развития налоговой функции ТеДо.
- Юлия Орлова, партнер и руководитель направления по налоговому мониторингу ДРТ.
- Инна Буланык, эксперт сервиса «Контур.Налоговый мониторинг».
- Михаил Передерко, советник генерального директора компании «Такском».
- Николай Петров, руководитель отдела налоговой экспертизы Softline.
- Полина Дуйкова, руководитель направления СЭД/ECM департамента бизнес-решений Softline.
- Анастасия Моргунова, сооснователь бухгалтерского аутсорсинга «Мое дело».
- Алексей Комбаров, юрист, арбитражный управляющий.
Эксперты перечислили все преимущества и недостатки налогового мониторинга и объяснили, как перейти на новую форму контроля без лишних затрат.
Кто может подключиться
В 2025 году к налоговому мониторингу могут подключиться компании, которые за предыдущий год выплатили не менее 80 млн рублей налогов, а их доходы и чистые активы составили не менее 800 млн рублей, рассказала Анастасия Моргунова из бухгалтерского аутсорсинга «Мое дело». Эти показатели рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности компании за период, предшествующий году, в котором подается заявление об участии в налоговом мониторинге. При расчете общего объема уплаченных налогов ФНС учитывает совокупную сумму НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ и страховых взносов, пояснил Михаил Передерко из Такском.
Есть ряд исключений, которые позволяют участвовать в налоговом мониторинге компаниям, не соответствующим приведенным выше суммовым критериям, отметила Моргунова. От требований по налогам, доходам и активам освобождены следующие категории:
- участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, СЗПК;
- участники группы компаний, ГК. При условии, что одна из этих компаний не менее чем на 50% участвует в другой, а в общей сложности ГК уплачивает налоги в размере не менее 1 млрд рублей в год при суммарном доходе и стоимости чистых активов не менее 10 млрд рублей в год;
- операторы лотерей;
- промышленные компании, заключившие специальный инвестиционный контракт;
- резиденты территорий опережающего экономического развития, особых экономических зон, свободного порта Владивостока или Арктической зоны;
- бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков;
- государственные и муниципальные учреждения.
Этот список неоднократно расширялся, и в будущем ФНС может добавить в него новые категории.
Что дает бизнесу налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это не только про сокращение рисков, но и про создание эффективной системы взаимодействия с налоговыми органами, которая принесет долгосрочные выгоды для вашего бизнеса, сказал Иларион Леметюйнен из Kept. Вот какие преимущества имеет эта форма налогового контроля:
Экономия времени и ресурсов. Подключившись к системе налогового мониторинга, бизнес освобождается от стандартных камеральных и выездных проверок, очень затратных для компании, объяснила Екатерина Рябова из ТеДо. По ее словам, после перехода на новый формат контроля многие налогоплательщики отмечают снижение расходов на налоговое администрирование и сокращение количества запросов от налоговых органов.
«В отличие от стандартных выездных проверок, которые могут длиться до 4 лет, в рамках мониторинга проверка завершится всего за 9 месяцев после отчетного года. Можно сравнить это с экзаменом, который можно получить автоматом по ускоренной программе — меньше времени, меньше стресса, больше уверенности в результате».

Иларион Леметюйнен
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
Выездная проверка возможна в случае, если компания не согласна с позицией налогового органа в рамках налогового мониторинга, рассказал Леметюйнен. Но предмет такой проверки будет ограничен вопросом, по которому не нашли решение в рамках мониторинга. Такой механизм дает дополнительные возможности защиты своей позиции, в том числе в суде, отметил эксперт Kept.
Стандартное взаимодействие с налоговой заменяется на удобный онлайн-формат: инспекторы получают удаленный доступ к информационным системам компании, а для передачи первичных документов между сторонами используют электронный документооборот, добавила Моргунова. Таким образом, компании сокращают затраты на бумажные копии и тратят меньше времени на подготовку и подтверждение деклараций, пояснила она.
Налоговый мониторинг позволяет налоговой службе проводить проверки выборочно, фокусируясь только на операциях с возможными рисками, и объем запрашиваемых документов может сократиться практически вдвое, отметил Леметюйнен. Кроме того, благодаря постоянному взаимодействию с налоговой у бизнеса снижается потребность в дорогостоящих консультациях внешних экспертов по сложным налоговым вопросам — поэтому взаимодействие с инспекторами проходит в постоянном и комфортном режиме, рассказал Алексей Комбаров.
Оперативное решение вопросов. При подключении к налоговому мониторингу компания имеет право запросить мотивированное мнение у инспекции, если возникают спорные моменты по учету операций или отсутствует четкое законодательное регулирование, отметил Передерко. Налоговый орган фактически консультирует налогоплательщика — на ответ отводится месяц. В итоге вместо длительных и затратных споров с налоговыми органами компания может получить разъяснения и согласовать позицию в режиме онлайн — это снижает риски доначислений и штрафов, резюмировал Комбаров.
Заявительный порядок возмещения НДС. У участников налогового мониторинга есть преимущество при возмещении НДС и акцизов: они могут претендовать на применение заявительного порядка возмещения этих сборов, рассказал Передерко. Такой порядок обеспечивает ускорение оборота финансовых средств и позволяет более надежно планировать бизнес-процессы.
Автоматизация учета. Переход на налоговый мониторинг позволяет наладить внутреннюю автоматизацию процессов, что улучшает качество и достоверность налогового учета и снижает вероятность ошибок, отметил Леметюйнен.
Репутационные бонусы. Если компания готова участвовать в налоговом мониторинге, значит, она открыта к диалогу с налоговыми органами и как минимум не использует нелегальных схем налоговой оптимизации, сказала Моргунова. ФНС признает ее надежным и ответственным налогоплательщиком. Это особенно важно, если компания ведет работу с контрагентами — публичными компаниями, у которых внедрены строгие процедуры для отбора поставщиков и заключения договоров, пояснил Леметюйнен.
Кому нет смысла переходить на новый формат контроля
Налоговый мониторинг — это не универсальное решение для всех, и не каждый бизнес сможет или должен подключиться к этой системе. Основные ограничения связаны с количественными критериями, которые налоговая служба устанавливает для участия в программе. Но есть и другие стоп-факторы:
Неготовность к открытости. Налоговый мониторинг — мощный стимул к развитию налоговой и финансовой функции в целом, в том числе с точки зрения качества данных, прозрачности, уровня цифровизации процессов, заверила Рябова. Поэтому основные условия успешного подключения к режиму — это готовность компании к большей открытости во взаимодействии с налоговыми органами и трансформации своих бизнес-процессов.
«Внедрение налогового мониторинга вовсе не означает ослабления контроля. Напротив, на начальных этапах организации налоговики запрашивают у компании до 50% всех первичных документов, но по мере повышения уровня организации системы внутреннего контроля эта доля снижается. Таким образом, „платой“ за освобождение от налоговых проверок становится полная прозрачность бизнеса для налогового органа и взаимодействие с проверяющими в режиме нон-стоп».

Михаил Передерко
Советник генерального директора Такском
Недостаточный уровень автоматизации. Переход на налоговый мониторинг может не подойти тем компаниям, у которых слабо выстроены системы внутреннего документооборота и аудита, нет качественных электронных архивов с финансовой документацией и современных программ для передачи информации, предупредила Моргунова. Такому бизнесу будет сложно организовать взаимодействие с инспекцией в удаленном режиме, предоставив ей доступ к первичной документации.
Недостаточный уровень автоматизации учета может стать серьезным препятствием при подключении к налоговому мониторингу — оно требует наличия хотя бы базовой системы, способной интегрироваться с налоговой службой, подчеркнул Леметюйнен. «Но не стоит пугаться: на старте не нужно полное цифровое совершенство. Чтобы начать работать с мониторингом, достаточно выполнить минимальные требования, которые можно реализовать без значительных временных и финансовых затрат, а в дальнейшем уже совершенствовать», — рассказал эксперт.
Нестабильная финансовая ситуация. Вступление в налоговый мониторинг — это инвестиция, которая требует времени специалистов компании и финансовых ресурсов на выполнение ИТ-требований для целей налогового мониторинга, отметил Алексей Комбаров. Если компания испытывает финансовые трудности, эти затраты могут быть неоправданными.
Простая структура и небольшое количество операций. Бизнесу с такой спецификой нет смысла вкладываться в трудоемкую подготовку к переходу на налоговый мониторинг, отметили эксперты. Если у организации не возникает нетипичных сделок или фактов хозяйственной деятельности, вся работа построена на типовых учетных процессах и есть четкая уверенность в их правильности, в этом случае проведение стандартной проверки может быть проще, чем переход на мониторинг, пояснил Николай Петров из Softline.
Но широким слоям российского бизнеса, которые подпадают под критерии налогового мониторинга и приближаются к ним, все же стоит рассмотреть для себя эту форму налогового контроля — результат окупит инвестиции в подготовку.
Что делать, если вы решили стать участником мониторинга: пошаговая инструкция
Подготовка к переходу на налоговый мониторинг включает несколько этапов:
Шаг 1. Оцените суммовые критерии по доходам, налогам и стоимости чистых активов.
Шаг 2. Проанализируйте, насколько информационные системы бизнеса готовы к подключению мониторинга. Например, нужно оценить, насколько информационные системы налогового учета и системы внутреннего контроля и управления рисками компании соответствуют требованиям ФНС и какие доработки нужны. Затем нужно оценить ресурсы и бюджет на эти изменения, рассказал Марк Кулаков из ТеДо. По его словам, диагностика помогает точно оценить объем необходимых изменений, определить бюджет и сроки, выбрать оптимальный способ взаимодействия с налоговой службой.
Если система внутреннего контроля еще не внедрена, для ее организации нужно разработать и внедрить стандарты рисков и процедур и регламентировать функционал ответственных лиц, сказала Полина Дуйкова из Softline. Этой системе отводится важная роль в налоговом мониторинге, и при подключении она должна работать на всех уровнях бизнес-процесса: от планирования до оценки результатов сделок и хозяйственных операций.
Еще один важный этап — организация электронного хранилища документов, продолжает Дуйкова. Бизнесу обязательно нужно перейти на ЭДО с большинством контрагентов и найти ресурсы на оцифровку документации для ее автоматической передачи в ФНС, поясняет она.
Шаг 3. Подготовьте необходимые документы. По словам Передерко, для подключения к налоговому мониторингу нужно сделать следующее:
- сформировать регламент информационного взаимодействия — порядок предоставления информации налоговикам, раскрытие показателей отчетности, сведения о том, как информационные системы организации обеспечивают проведение внутреннего контроля;
- составить информационную форму об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании с долей более 25%;
- доработать и оформить учетную политику для целей налогообложения;
- создать документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.
После этого нужно разработать дорожную карту перехода на налоговый мониторинг и согласовать ее с ФНС, рассказала Дуйкова.
Шаг 4. Подайте документы в налоговую. Это нужно сделать до 1 сентября года, который предшествует году планируемого подключения к мониторингу, предупредила эксперт Softline. Например, если вы решили вступить в налоговый мониторинг с 2026 года, вам нужно подать документы в инспекцию до 1 сентября 2025 года. Налоговики должны принять решение до 1 ноября.
Шаг 5. Подключитесь к информационной системе налогового органа «Налог-3». После получения положительного ответа от налоговой компании нужно подключиться к АИС «Налог-3» и организовать защищенный канал связи с использованием средств криптографической защиты информации, СКЗИ, сказал Кулаков. Сейчас есть три СКЗИ, разрешенных ФНС:
- ПАК ViPNet Coordinator HW.
- АПКШ «Континент» IPC.
- «Дионис».
Шаг 6. Внедрите систему расширенного информационного взаимодействия и настройте ее интеграцию с АИС «Налог-3». Существует два способа подключения к налоговому мониторингу:
- Прямой доступ налоговой к учетным системам.
- Внедрение витрины данных — самостоятельной информационной системы, собирающей и систематизирующей данные бухгалтерского и налогового учета.
Большинство участников налогового мониторинга идут по второму пути: витрину данных используют более 80% подключенных компаний, рассказала эксперт сервиса «Контур.Налоговый мониторинг» Инна Буланык. По ее словам, такая система привлекательна возможностью совместной работы большого числа пользователей и высоким уровнем стандартизации. Она служит инструментом для раскрытия показателей налоговой отчетности до уровня первичного документа и может выступать как аналитический инструмент, сказала Буланык. Кроме того, витрина данных позволяет делиться с налоговыми органами только минимумом необходимых по закону сведений, добавила Моргунова.
Витрина данных — предпочтительный вариант для среднего бизнеса, так как позволяет упростить и ускорить процесс подключения к мониторингу, считает Комбаров. Подключение напрямую через систему ФНС может быть более сложным и требовать значительных технических доработок со стороны компании, объяснил он. Этот путь может подойти только крупным компаниям с развитой ИТ-инфраструктурой и опытом взаимодействия с государственными системами.
Подключение ФНС к информационным системам напрямую реализуемо, если учетные работы ведутся в одной информационной системе, сказал Передерко. В противном случае придется вручную настраивать доступ к разным видам документов и подразделениям компании. Подключение новых пользователей станет дополнительной нагрузкой на ИТ-отдел. Кроме того, есть вероятность, что сотрудники налоговой службы не смогут разобраться в имеющихся данных, и это будет противоречить требованиям открытого доступа, заключил эксперт Такском.
Витрину данных можно разработать и внедрить самостоятельно, но для этого нужны соответствующие ИТ-ресурсы в компании, продолжил Передерко. Чаще пользователи предпочитают готовые решения — платформы для налогового мониторинга с продуманным интерфейсом, высоким уровнем надежности и системой безопасности данных.
На рынке есть много таких продуктов, и выбирать витрину данных лучше исходя из специфики налогоплательщика, порекомендовала Орлова. Нужно учесть, сколько юридических лиц заходит, автоматизирован ли налоговый учет, какая система для этого используется, насколько важна производительность витрины, сколько будет занимать ее интеграция, каковы лицензионные платежи и сколько будет стоить техподдержка решения, рассматриваются ли on-premise решения — с использованием собственной инфраструктуры и ресурсов компании или облачные решения, перечислила эксперт ДРТ.
Когда вы наладили систему расширенного информационного взаимодействия с ФНС и интегрировали ее с АИС «Налог-3», все подготовительные процедуры завершаются. С 1 января следующего года после подачи заявления ваша компания начнет работать в рамках новой системы контроля.
Все перечисленные шаги обычно занимают от 9 месяцев до полутора-двух лет — все зависит от степени готовности и автоматизации процессов налогового учета, рассказала Орлова. По словам Буланык, оптимальный срок подготовки — в среднем год. Бюджет проекта может сильно варьироваться и зависит от нескольких составляющих:
- организации порядка учета — все ли автоматизировано в учетной системе, количество учетных систем, выстроены ли взаимосвязи между учетными системами, процент «ручного» учета;
- процента покрытия хозяйственных операций первичными документами в электронном формате;
- уровня системы внутреннего контроля.
По словам Буланык, оценить затраты возможно только на этапе демостендирования и предварительной оценки ситуации в конкретной компании.
Почему задуматься о переходе на налоговый мониторинг нужно уже сейчас
Налоговый мониторинг является важной сферой государственных интересов — на федеральном уровне власти утвердили отдельную концепцию, согласно которой число его участников ежегодно должно увеличиваться минимум на 20%, обратила внимание Буланык. Это объясняется тем, что такая система контроля — более эффективная, чем традиционные проверки, и повышает собираемость налогов, отметил Комбаров.
На практике заданный властями темп соблюдается, и мониторинг охватывает все новые и новые компании, продолжила Буланык. Кроме того, динамика снижения суммовых критериев для вступления в налоговый мониторинг свидетельствует, что государство стремится вовлекать в него все больше представителей среднего бизнеса. На это неоднократно указывала в своих выступлениях руководитель управления налогового мониторинга ФНС РФ Марина Крашенинникова. Задача вовлечения в систему среднего бизнеса также заявлена Минфином в программном документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Поэтому среднему бизнесу нужно держать руку на пульсе и интересоваться данной темой, подытожила эксперт сервиса «Контур.Налоговый мониторинг».
«Налоговый мониторинг — это будущее налогового контроля России. В него будет вовлечен весь крупный и средний бизнес: это только вопрос времени. Сейчас самый благоприятный момент для перехода на новую форму контроля, так как налоговые инспекторы еще не погрузились в массовость администрирования и у них есть время взаимодействовать с компанией, обсуждать и помогать».

Инна Буланык
Эксперт сервиса «Контур.Налоговый мониторинг»
По оценке Орловой из ДРТ, на горизонте нескольких лет можно ожидать дальнейшего снижения порогов для вступления в режим налогового мониторинга. Поскольку последнее снижение порогов произошло лишь недавно — с января 2025 года — в ближайшие два года новых шагов ФНС в этом направлении ожидать не стоит, но в среднесрочной перспективе такие меры вполне вероятны, согласился Передерко.
Станет ли налоговый мониторинг доступным для малого бизнеса — вопрос открытый, так как для небольших компаний такая форма контроля технически сложная и финансово затратная, отметила Орлова. Малый бизнес, скорее всего, будет переведен на другие автоматизированные режимы — например, аналоги АУСН, спрогнозировала эксперт ДРТ.
Представители ФНС неоднократно отмечали, что не видят задачи в том, чтобы сделать данный режим обязательным для всех налогоплательщиков, напомнила Рябова из ТеДо. Благодаря последнему снижению порогов и отмене критериев для ряда компаний уже сформирован широкий периметр потенциальных участников налогового мониторинга из представителей крупного и среднего бизнеса — сейчас ФНС будет фокусироваться именно на них, считает эксперт.
Главное
- В налоговый мониторинг может вступить бизнес с доходами и чистыми активами не менее 800 млн рублей, уплативший за прошлый год не менее 80 млн рублей налогов.
- Налоговый мониторинг избавляет от стандартных налоговых проверок и большого объема бумажной работы, переводя все взаимодействие с налоговой в удобный онлайн-формат, где все вопросы с инспекцией можно решать в оперативном режиме. Это также экономит компании время и ресурсы.
- Налоговый мониторинг — это не универсальное решение для всех. Он не подойдет, если ваш бизнес не готов к полной открытости перед налоговой, недостаточно автоматизирован, финансово нестабилен или просто слишком прост по структуре, чтобы тратиться на такую сложную систему.
- Подготовка к переходу на мониторинг обычно занимает от 9 месяцев до полутора-двух лет и может стоить от 2 млн рублей для небольших компаний до 10 млн рублей для крупного бизнеса.
- У властей амбициозные планы по вовлечению среднего бизнеса в налоговый мониторинг. Пороги по доходам для вступления в программу снижаются с 2021 года и могут быть снова пересмотрены в ближайшие несколько лет, считают эксперты, рекомендуя средним компаниям держать руку на пульсе.
Готовы подключиться к налоговому мониторингу?