FoodTech стремительно меняет правила игры на рынке питания: цифровизация и искусственный интеллект стали основными факторами эффективности. С каждым годом компании все больше полагаются на автоматизацию, анализ данных и искусственный интеллект для улучшения клиентского опыта и повышения рентабельности. Рассказываем о главных трендах FoodTech.
Роботизация и автоматизация процессов
Сегодня автоматизация позволяет не только поддерживать качество и скорость обслуживания, но и сокращать расходы. Например, автоматическая диспетчеризация заказов, без участия человека, минимизирует затраты на операторов и повышает производительность за счет полной автономности системы.
Теперь клиенты могут оформлять, отслеживать свои заказы, оценивать их качество, оплачивать — и всё это без участия человека, что позволяет экономить в среднем 90–100 рублей на каждом заказе. Экономия для одной пиццерии может составлять 150-190 тысяч рублей.
Прозрачность управления процессами
Быстрая доставка остается одним из ключевых критериев принятия решения о покупке. И управлять скоростью доставки невозможно без сквозной оцифровки всех этапов выполнения заказов.

Центральным процессом в Foodtech остается управление трудовыми ресурсами. Прогнозирование спроса, стандартизация, гибкое управление сотрудниками и скоростью доставки особенно важно сейчас, в период нехватки персонала и постоянного роста зарплат.
Интеграция онлайн и офлайн каналов
Для компаний, работающих в сфере FoodTech, мобильные приложения становятся основным каналом взаимодействия с клиентами, включая размещение и отслеживание заказов, сбор отзывов и управление чаевыми для курьеров. По прогнозам, в 2024 году выручка на российском рынке мобильных приложений превысит 400 млрд рублей, что на треть больше итогового показателя 2023 года.
Благодаря интеграции онлайн и офлайн каналов в компании «Пицца Синица», стоимость привлечения новых клиентов варьируется в районе 70 рублей. Для сравнения: стоимость покупателя в Яндекс Директе может достигать 750-1500 рублей. А пиццерии с посадкой органически привлекают порядка 500 новых клиентов в месяц, что существенно улучшает экономику в борьбе за новых клиентов в сравнении dark kitchen.
Персонализация и клиентократия
Для повышения эффективности FoodTech-компании анализируют широкий спектр данных о клиентах, включая частоту заказов, предпочтения в блюдах, зоны доставки и отзывы. Благодаря этим данным можно работать над привлечением новых покупателей, конверсией и удержанием, создавая точки взаимодействия с пользователями и интегрируя их в единую систему.
Так например, возможность кастомизировать продукты и делать допродажи повысили средний чек «Пиццы Синицы» на 27% в сопоставимых периодах. А улучшение пользовательского опыта в мобильном приложении привело к тому что время, проведенное пользователем в мобильном приложении, выросло на 66% по сравнению с 2022 годом (за счет запуска дополнительного функционала по отслеживанию доставки и пуш-уведомлений).
Такой подход позволяет компании регулярно тестировать улучшения и оперативно оценивать результаты. Например, сервис по доставке «Пицца Синица» использует систему оценки скорости и качества доставки. Это позволяет не только улучшать логистику, но и получать обратную связь по каждому аспекту заказа: от вкуса до времени доставки. Опыт компании показывает, что это повышает CSAT (оценку удовлетворенности клиентов) на 25%, а также помогает точнее планировать зоны доставки.

Акцент на умной оптимизации маржинальных заказов
ИИ и анализ больших данных становятся основой персонализированного подхода и автоматизированного управления в сфере FoodTech. Компании используют ИИ для обработки данных о поведении клиентов в приложении, прогнозирования спроса и улучшения логистики. Например, согласно отчету McKinsey, использование ИИ в сфере FoodTech уже снижает затраты на 20–30% за счет прогнозирования спроса и автоматического корректирования минимальной стоимости заказа. В результате компании могут повышать прибыльность при высоком спросе, увеличивая средний чек.
Улучшение юнит-экономики за счет адаптации к повышенному спросу в доставке еды позволяет концентрироваться на максимально маржинальных заказах. По результатам экспериментов в «Пицце Синице», выручка в часы-пик на тех же мощностях увеличивается до 30%.
Еще один важный элемент автоматизации — стандартизация рутинных операций. В 2024 году многие компании доставки внедрили интеллектуальные системы прогнозирования нагрузки, которые позволяют оптимально планировать смены курьеров. В нашем случае, это повысило производительность труда на 15% и снизило количество сверхурочных часов.
Стандарты пиццерий и «гайды» по каждой операции позволяют исключить ошибки в приготовлении, а прогнозирование нагрузки помогает оптимизировать графики, что снижает затраты на 10–12%.
В 2025 году эффективное развитие FoodTech в условиях растущей конкуренции требует мощной цифровой экосистемы с интегрированными системами аналитики, автоматизации и управления клиентским опытом. Компании, использующие искусственный интеллект и большие данные для создания персонализированного сервиса, получают не только лояльных клиентов, но и возможность оптимизировать затраты и повышать рентабельность.
Как думаете, какой тренд самый важный?