От ковидного бума через расцвет инфобиза и до стагнации — за последние 5 лет рынок онлайн-образования претерпел немало трансформаций.
Российский и мировой EdTech начал активно расти в первом квартале 2020 года. Уже в 2021 году объём глобальных венчурных инвестиций в образовательные стартапы достиг рекордных $20,8 млрд. Платформы дистанционного обучения рапортовали о небывалом скачке спроса на онлайн курсы для взрослых. Согласно исследованию «Нетологии», только за 2021 год россияне потратили на онлайн-обучение 226 млрд рублей. Тогда же начало расти число пользователей, пытавшихся организовать собственные курсы на внешних LMS-платформах. А уже к 2023 году инфобизнесмены обогнали EdTech-компании по объёму выручки и заработали беспрецедентные 158 млрд рублей.
Однако за последний год интерес к онлайн обучению стал угасать. Пользователи разочаровываются в онлайн-школах и качестве образовательного контента. Оценки EdTech-стартапов снизились на 90% по сравнению с историческими максимумами, а объём инвестиций упал до $580 млн. Рассказываем, почему EdTech уже недостаточно быть просто альтернативой традиционному образованию и нужно искать новые подходы.
Зачем Edtech-бизнесу ИИ
Внедрение искусственного интеллекта открывает EdTech-компаниям широкие возможности для роста и лидерства на рынке. Среди ключевых можно выделить:
Повышение эффективности. ИИ позволяет оптимизировать управление образовательными платформами, ускоряя процессы анализа данных, адаптации контента и персонализации обучения. Это снижает нагрузку на преподавателей и администраторов, улучшая организацию учебного процесса.
Автоматизация внутренних процессов. Благодаря нейросетям можно автоматизировать рутинные задачи: проверку и оценку заданий, составление учебных планов, обслуживание пользователей (чат-боты, голосовые помощники). Это снизит операционные затраты и повысит скорость обработки запросов студентов.
Улучшение качества образовательного контента. Искусственный интеллект анализирует успеваемость учащихся, выявляет пробелы в знаниях и предлагает адаптивные курсы. ИИ также помогает в создании интерактивных материалов и персонализированных рекомендаций, повышая вовлечённость студентов.
Конкурентное преимущество на рынке. Использование AI позволяет EdTech-компаниям выделяться среди конкурентов, предлагая инновационные решения: интерактивные системы обучения с адаптацией под каждого студента, виртуальные ассистенты и т.д. Это повышает привлекательность платформы и увеличивает её ценность для пользователей.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Edtech сегодня: стагнация и борьба
EdTech переживает сложный этап. Компании борются за внимание, время и ресурсы взрослой аудитории. Из-за жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ, дополнительное образование для россиян становится всё более затратным. Согласно результатам исследования Tiburon Research, люди предпочитают проходить обучение в небольших онлайн-школах, где покупают курсы не дороже 20 тысяч рублей. Притом что 39% опрошенных стремились освоить новую профессию, лишь 6% были готовы платить более 50 тысяч рублей за масштабные программы на EdTech-платформах.
Сказываются и изменения на рынке труда. Растут доходы в рабочих профессиях, которые не требуют сложной профессиональной подготовки (иные месяцы зарплаты курьеров и водителей такси могут доходить до 300 тысяч рублей). Карьера в IT-сфере уже не кажется такой привлекательной, поскольку требует длительного обучения и вдумчивого профессионального роста.
Чтобы выжить в новых экономических реалиях, бизнес всё меньше полагается на внешние источники финансирования, и всё больше сосредотачивается на повышении эффективности своих операций, рентабельности EdTech-продуктов и снижении издержек.
Все, кому не лень
Охлаждение к онлайн-образованию среди потребителей связано не только с экономической ситуацией, но и с тем, что рынок перенасыщен предложениями, зачастую некачественными. Около трети россиян относится к онлайн-курсам негативно, а 60% считают, что онлайн-образование предлагают все, кому не лень, и выбрать качественные программы становится всё сложнее.
Потребители регулярно сталкиваются с нарушениями со стороны онлайн-школ. Те продают некачественные инфопродукты, нанимают некомпетентных преподавателей, игнорируют студентов, когда они хотят закончить обучение досрочно и оформить возврат, или возвращают не всю сумму, положенную по закону. Так, GeekBrains в 2024 году выплатила своим клиентам 23,5 млн рублей компенсации за нежелание возвращать деньги за онлайн-курсы даже при отказе от них в начале обучения.
Джун vs ИИ
В период с 2020 по 2023 годы миллионы людей стремились войти в IT. На фоне ажиотажа появилось множество курсов разного качества, обещающих востребованные дипломы, лёгкую работу и высокую зарплату. Выпускники таких курсов уверены, что они уже специалисты, и нужны компаниям как воздух. На job-сайтах сотни откликов на редкие вакансии джунов, и значительно меньше — на позиции уровня выше. В 2024 году конкурс на одну вакансию, связанную с Python, составлял 10 человек на место, а количество резюме Python-разработчиков перевалило за 60%. Только вот спрос на рынке — на опытных специалистов уровня middle и выше, способных моментально погрузиться в задачи без обучения.

В то время как рынок переполнен начинающими разработчиками с минимальным или отсутствующим опытом работы, в IT происходит глобальная трансформация на всех уровнях: от бигтеха до небольших компаний. Главный драйвер изменений — искусственный интеллект. В США выпускникам курсов по программированию всё сложнее трудоустроиться — количество вакансий для джунов сократилось более чем в 1,5 раза. Всё чаще компании выбирают не человека, а такие инструменты, как Copilot, ChatGPT и другие AI-сервисы. Google ещё в 2022 году испытал свою нейросеть AlphaCode на соревнованиях по кодированию. Результаты показали, что её уровень знаний сопоставим с начинающими разработчиками, имеющими от нескольких месяцев до года опыта.
В январе 2025 Meta заявила, что сократит около 5% сотрудников — это почти 4000 разработчиков в США, Европе и Азии. Цукерберг решил поднять планку управления эффективностью и уволить сотрудников с низкой результативностью. Теперь компания сосредоточена на найме инженеров по машинному обучению. Искусственный интеллект будет играть ключевую роль в доходной стратегии компании. В этом году техногигант планирует потратить на него 65 млрд долларов.
Поверхностные знания — бич онлайн-курсов
Предприниматели очень прозорливо в своё время разглядели тренд на IT, а также надвигающийся кадровый голод. Многие школы программирования поставили обучение на поток. Масштабироваться без потери качества получилось далеко не у всех, но это не влияло на спрос. Люди скупали любые курсы за любые деньги. Хотя половину программы они просто смотрели набор видеоуроков в записи, а вторую половину — решали задачи, которые для реального бизнеса практически не имеют ценности.
На откровенно слабые познания выпускников онлайн-курсов в той сфере, которую они изучали, указали 18% работодателей, опрошенных в ходе исследования SkillFactory и сервиса Зарплата.ру. Основные проблемы таких кандидатов — нехватка практического опыта, неумение самостоятельно решать рабочие задачи, трудности с восприятием критики, а также слабое понимание даже базовых принципов работы IT-индустрии. Они могут предоставлять неплохие выпускные проекты, но совершенно не умеют мыслить инженерно, поскольку проекты выполнены по шаблонам.
Ловушка джуна
При этом все приходят с запросом на зарплату специалиста middle-уровня. Это ещё одна ловушка недобросовестных онлайн-курсов: они обещают лёгкий вход в профессию и высокую зарплату сразу же после получения диплома. Всё это формирует у людей завышенные ожидания от будущей профессии, но совсем не готовит к реальности.
А реальность такова, что к выпускникам онлайн-школ работодатели относятся скептически. Каждый шестой топ-менеджер не готов тратить ресурсы на онбординг таких кандидатов. Если человек в резюме не указывает никаких самостоятельных проектов и не выделяет себя из массы таких же выпускников IT-курсов, то, как правило, компании даже не рассматривают подобные профайлы.
Компании, бизнес которых выстроен вокруг IT, хотят глубоко разбирающихся в этом сотрудников. Поэтому на собеседованиях они спрашивают не только про знания языков программирования, но также и алгоритмические задачи, базовые подходы, принципы программирования и многое другое, что невозможно выучить за пару месяцев переподготовки.
Нельзя говорить, что все курсы одинаковые. Однако без значительных изменений, сформировавшееся недоверие к продуктам EdTech-компаний со стороны потребителей и к уровню знаний их выпускников со стороны бизнеса, скорее всего останется.
Персонализация и ИИ — ключи к успеху
Edtech-платформы сегодня предлагают однородный и не персонализированный продукт. Спрос на онлайн-курсы падает: студентов уже не привлечь оффером «10 проектов в портфолио и гарантированное трудоустройство».
Мы живём в стремительно развивающуюся цифровую эпоху, которая трансформирует многие сферы, включая образование. Персонализация учебного процесса становится неотъемлемой его частью, поскольку помогает соответствовать уникальным интересам студентов, их скорости восприятия материала и стилям обучения.
Ключом к персонализации становится искусственный интеллект. Он может анализировать успеваемость учащихся и создавать индивидуальные траектории обучения, кратно повышая их вовлечённость и увеличивая впоследствии шансы на успех в трудоустройстве. Нейросети могут даже проводить анализ эмоций студента с помощью простой веб-камеры.
Согласно исследованию преподавателей Christian University Of Indonesia, ИИ действительно повышает вовлечённость студентов и улучшает общие результаты успеваемости. Концепция AI в роли интеллектуального помощника получила супер высокую поддержку — 97%.
Однако мнение респондентов развернулось в другую сторону, когда речь зашла о замене живых преподавателей на нейросети. Лишь 11% полностью поддержали эту идею, тогда как 57% студентов категорически отвергли подобную перспективу. Это подчёркивает решающую роль эмоционального и чуткого участия человека в обучении. Технологии должны дополнять, а не заменять преподавателей.
А бизнесу от этого что?
Рынок искусственного интеллекта в Edtech в 2024 году оценивался в $5,88 млрд, а по прогнозам до 2030 года его среднегодовой рост составит +31%. Мировые компании уже доверяют ИИ создание индивидуальных траекторий и генерацию контента.
ИИ может:
- Интегрироваться в систему управления обучением (LMS). Российские EdTech-компании уже запускают автогенерацию интерактивного контента урока. ИИ анализирует уровень ученика, его интересы и за несколько минут создаёт персональный план, интерактивные задания и домашнюю работу.
- Оптимизировать бизнес-процессы. Например, нейросетям можно передать часть задач методистов и иллюстраторов: сбор фактуры, создание общих и индивидуальных уроков, проверку домашних заданий и прочее.
- Создавать персонализированный учебный процесс. Быстро анализировать данные об успеваемости студентов, прогнозировать результаты обучения, выявлять слабые места каждого и рассказывать, как ему можно помочь. Студентам с высоким уровнем успеваемости можно предлагать более сложные материалы, что поможет поддерживать их вовлечённость и мотивацию.
- Значительно снизить затраты при выходе на новые рынки. Теперь стартапам не обязательно привлекать профессиональных переводчиков для локализации сайта и обучающих материалов — эту задачу успешно решают нейросетевые сервисы.
Благодаря таким возможностям EdTech-проекты становятся более привлекательными как для потенциальных студентов, так и для инвесторов.
Не про “хакнуть” систему
История Growthhungry началась с простого наблюдения: талантливые IT-специалисты часто застревали в карьере из-за пробелов в фундаментальных знаниях. Работая Senior Software Engineer в Google, я начал помогать отдельным инженерам с карьерным ростом, делясь опытом построения пути от стажера до senior позиции. В 2023 году это переросло в Growthhungry Academy. А сегодня компания развивается как образовательная экосистема, включающая академию, карьерный хаб и социальные инициативы.

Почти любой курс по программированию даёт базу, но успех чаще всего зависит от самого человека. Важно, насколько он готов приложить дополнительные усилия: углубиться в изучение сложных тем, регулярно практиковаться, создавать собственные pet-проекты, чтобы не просто освоить материал, а превратить его в реальные навыки. На собеседовании в Bigtech сразу видно, когда ты действительно разбираешься в теме, а когда просто зазубрил ответы.
Поэтому мы решили сосредоточиться на сочетании глубоких технических знаний с развитием soft skills и стратегическим планированием карьеры. Вместо освоения какого-то отдельного навыка или фреймворка, люди у нас учатся базе: разбираются в принципах работы интернета, изучают сложность алгоритмов, устройство памяти, реляционные базы данных, как устроены интерпретаторы языков программирования и т.д.
А ещё мы верим в силу технологий. В марте запускаем свою AI-платформу для персонализированного обучения, которая будет адаптировать наши курсы под каждого студента, обеспечивая действительно глубокое понимание материала. Как это происходит технически? За счёт AI процессинга видео любой урок превращается в мини-курс с углубленным погружением в каждую тему, которая там обсуждается. По ходу урока нейросеть даёт студенту практические задания, чтобы проанализировать, насколько хорошо он усваивает материал. Задания будут становиться сложнее или проще в зависимости от прогресса человека.
Роль синергии человека и ИИ
Курсы в записи — это хорошо, но без поддержки ментора они ничего не стоят. Программистам нужен наставник, который будет следить за их обучением и помогать. К тому же сегодня многие сталкиваются с усталостью, выгоранием и ментальными проблемами. А менторство — это глубокое погружение и многомесячная работа, где наставник всегда на связи, готов выслушать и направить.
Мы считаем, что важно не только прокачивать хард скиллы, но и поддерживать людей. Еженедельные менторские встречи, проходящие в рамках обучения, помогают нашим студентам как в техническом плане, так и с личностными проблемами. Все менторы Growthhungry — выходцы или действующие инженеры Google. У каждого за плечами реальный опыт работы в BigTech, понимание процессов найма изнутри, и практический опыт построения карьеры. Они не просто учат программировать, а помогают понять, как строить IT-карьеру стратегически.
Так, например, с сентября прошлого года к команде присоединился Михаил Ледер — человек, который 17 лет работал в Google, обучил за это время более 7000 сотрудников. У нас он проводит воркшопы по личностному росту, по раскрытию таланта, по работе со страхами. Искусственный интеллект не заменит таких людей, но он и не должен. Вся соль — в синергии.
Ложка дёгтя
Хотя искусственный интеллект может создавать персонализированные учебные программы, процесс сбора данных, необходимый для такой персонализации, сопряжён с определёнными трудностями.
EdTech-компаниям будет необходимо обеспечивать конфиденциальность данных и работать с возможной предвзятостью алгоритмов. Внедрять меры защиты и разрабатывать гайдлайны, чтобы обеспечить соблюдение прав студентов.
Повсеместное внедрение ИИ в образовательный процесс также может усугубить цифровое неравенство. Если у студента нет возможности приобрести современное оборудование или нет доступа к стабильному интернет-соединению, это может усилить образовательные разрывы.
Не просто тренд, а необходимость. Кризис — это всегда время возможностей. Ключевым драйвером для трансформации EdTech рынка становится персонализация: за счёт внедрения искусственного интеллекта, но с сохранением человека в роли наставника.
Компаниям стоит уже сейчас разрабатывать AI-native образовательные платформы, больше половины функций которых генерируются LLM, а не кодом. Такие платформы позволят вывести вовлеченность студентов на принципиально новый уровень и, как следствие, принести профит бизнесу.