Мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения, образовательные подходы претерпевают изменения. Цифровые инструменты внедряются в обычные школы и расширяют возможности EdTech платформ для детей и взрослых. Один из значимых сегодня трендов в образовательных продуктах — интерактивность. Какие преимущества она несет и как грамотно внедрить мультимедийные технологии в EdTech-продукт?
Типы мультимедийных технологий в образовательных продуктах
Мультимедийные технологии давно проникли в сферу образования — как основного, так и дополнительного. Они повышают интерес к материалу, дают возможность изучить информацию более наглядно, а порой и вовлекают учеников в процесс, как в увлекательную игру. В разной степени и в разных формах мультимедийные технологии стали привычны и в традиционном офлайн обучении, и в онлайн-проектах. Можно выделить несколько ключевых типов технологий, которые сегодня стали базовыми.
Видеоматериалы и анимация. Лекции, документальные фильмы, обучающие ролики, интервью с экспертами вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют визуализировать сложные идеи и концепции, сделать их более доступными для восприятия.
Например, анимационные видео упростят понимание химических реакций, физических явлений или работы клеток. А чтобы ученики не пропустили важное при просмотре, можно использовать список вопросов-подсказок, на которые необходимо ответить.
Интерактивные презентации. Они включают в себя элементы взаимодействия, как опросы, викторины и ссылки на дополнительные ресурсы. Например, обучающиеся могут составлять пары слов: страны и их столицы, или иностранные слова и их перевод. Это меняет традиционный подход к обучению, ведь позволяет учащимся активно участвовать в процессе. А такие инструменты, как Prezi или AhaSlides, позволяют создавать динамичные и визуально привлекательные интерактивные материалы.
Виртуальная реальность. Она позволяет учащимся перемещаться в 3D-пространствах и взаимодействовать с объектами, которые невозможны или труднодоступны в реальной жизни. Простой формат VR-контента — виртуальные экскурсии, как пример — внеземные путешествия от DreamPort по курсу астрономии.
Дополненная реальность. Она накладывает цифровую информацию на реальный мир. С помощью мобильных приложений или специальных очков учащиеся могут видеть 3D-объекты, которые взаимодействуют с окружающей средой.
AR-приложение Molecules Editor для мобильных устройств позволяет увидеть 3D-модель молекулы при помощи камеры устройства и карточки с записанной химической формулой.
Преимущества использования мультимедийных технологий
Для современного EdTech-продукта — как детского, так и взрослого — активное использование мультимедийных инструментов становится обязательным условием. Интерактивные доски, виртуальная реальность и другие технологии значительно расширяют горизонты обучения, предлагают новые способы передачи информации. Все это дает преимущества в обучении — и, соответственно, влияет на востребованность EdTech-продукта.
Рост интереса и мотивации учащихся. Лекции или чтение учебных материалов могут быть скучными и однообразными, а яркие визуальные элементы, анимации, видео и интерактивность и геймифицированные элементы делают процесс обучения увлекательным и динамичным. Ученики, вовлеченные в процесс, проявят больший интерес к материалу, что способствует лучшему усвоению информации.
Игровые элементы, которые могут внести мультимедийные технологии, актуальны не только для детских EdTech-продуктов. Зарубежные исследования говорят о том, игровые методики положительно сказываются и на результатах студентов старшего возраста, помогают снизить уровень стресса и страх неудачи.
Возможность индивидуализации обучения. Благодаря адаптивным платформам и программам, каждый ученик может работать в собственном темпе и сосредотачиваться на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Система автоматически корректирует сложность заданий в зависимости от уровня подготовки и успеваемости ученика. А обучающиеся, в свою очередь, выбирают те ресурсы, которые им наиболее интересны.
С учетом высокой конкуренции на рынке EdTech, персонализация подхода к ученику становится одним из ключевых условий для того, чтобы компания могла выделиться, зацепить клиента и создать с ним устойчивые долгосрочные взаимоотношения.
Улучшение восприятия и усвоения материала через визуализацию. Люди обрабатывают информацию по-разному — визуально, аудиально, кинестетически. Мультимедиа используют различные каналы восприятия: комбинация видео, аудио и текста обеспечивает более глубокое усвоение материала.
Интерактивность в фокусе обучения
Благодаря развитию технологий, появлению новых мультимедийных инструментов и повышению их доступности современное образование отходит от пассивного восприятия информации. Пользователю онлайн-сервисов уже недостаточно просто слушать видеоурок или решать задачу — ему становится важно взаимодействовать с материалом и получать знания через личный опыт. Поэтому интерактивные элементы и механики становится одним из ведущих трендов на глобальном рынке EdTech.
Интерактивы в образовательном продукте могут быть разными:
- тесты и опросы;
- интерактивные упражнения;
- игровые элементы и механики.
Тесты и опросы. С точки зрения реализации это самая простая категория элементов, которую можно внедрить в любой образовательный продукт. Например, если сервис предлагает исключительно базу видеолекций, без практических уроков, можно добавить тесты и опросы в конце теоретических роликов. Это поможет оценивать то, как учащийся освоил материал, который только что прослушал.
По результатам теста будет открываться следующий ролик — с углубленной информацией по той же теме, если учащийся освоил предыдущий блок, или с разъяснением частых ошибок, если плохо справился с тестом.
Интерактивные упражнения. Эта технология позволяет разнообразить практическую часть обучения: учащиеся могут закреплять знания и решать задачи не через стандартные тесты, а через квизы, викторины и другие увлекательные механики. Например, соотносить пары изображений одного живописца на уроке искусства, вставлять пропущенные слова в текст на уроке английского, перетаскивать карточки с вопросами на карточки с правильными ответами на уроке физики, и так далее.
Игровые элементы и механики. Самая сложная, но в то же время самая увлекательная для учащихся категория интерактивных технологий. С помощью игровых механик можно создавать образовательные игры и симуляции, которые погружают учащихся в реалистичные ситуации и позволяют отработать практические навыки, развить эмоциональный интеллект. Например, ролевая игра на уроках истории позволит глубже понять контекст выбранного события, чем при традиционном чтении учебника.
Игровые интерактивные механики наиболее популярны в детских образовательных продуктах, поскольку игра — ведущая форма деятельности для дошкольников. Педагоги говорят, что геймификация повышает мотивацию учеников, успехи в запоминании материала, снижает страх совершить ошибку. Значительная часть EdTech-продуктов для детей предлагает курсы и уроки, которые содержат элементы геймификации.
Платформа для изучения английского языка Lingualeo интегрирует интерактивные методики и мультимедийных ресурсов, использует принципы геймификации, адаптируется к уровню знаний каждого ученика, создает индивидуальный план обучения. Образовательный контент представлен в разных форматах: аудио-визуальные задания, интерактивные упражнения, викторины и игры.
Как ввести мультимедийные технологии в EdTech-продукт с пользой
Интерактивные элементы и другие мультимедийные технологии дают дополнительную ценность образовательному продукту, могут выделить его среди конкурентов. Однако при их использовании важно учесть два нюанса.
Учитывать возраст целевой аудитории. Интерактивные элементы актуальны и в детских продуктах, и в сервисах для дополнительного профессионального образования. Однако какая механика действительно качественно сработает, зависит от возраста аудитории.
Игровые механики наиболее актуальны для детского и школьного образования, и чем младше целевая аудитория, тем больше фокуса необходимо делать на развлечение — глубже прятать образовательный компонент под эту обертку. Детей легче включить в процесс обучения через мини-игры, чем просто стимулировать решать задачи и выдавать им баллы для продвижения на лидерборде.
Так Учи.ру предлагает большое количество образовательных игр для школьников 1–4 класса. Например, дети могут украшать елку вместе с завриками — вымышленными персонажами — и выполнять задания по русскому, математике и другим предметам.
В детских EdTech-продуктах стоит сфокусироваться на:
- Развитии персонажа — это может быть маскот компании, как заврики Учи.ру, или персонаж, которого ребенок выбирает сам. По мере того, как ученик улучшает свои знания, его персонаж прокачивается.
- Сквозных историях — соедините образовательные игры между собой сюжетом, чтобы стимулировать ученика переходить из одного продукта в другой или выполнять больше домашних заданий, чтобы узнавать новую часть истории.
Для взрослых будут более актуальны классические соревновательные механики — как упомянутый набор баллов и открытые лидерборды, а также тесты и интерактивные упражнения. Из игровых идей можно делать ставку на симуляции: например, в корпоративном обучении специалистов отдела продаж — отработать поведение с клиентом в виртуальном пространстве.
Адаптировать технологии под мобильную версию. Сегодня почти половина россиян выходит в интернет со смартфонов. Кроме того, уже даже у каждого третьего ребенка 4–5 лет есть свой смартфон, как показывает исследование Mediascope. Поэтому бизнесу, который выпускает EdTech продукты, необходимо фокусироваться на удобстве мобильной версии.
Это в свою очередь требует адаптировать все интерактивные технологии под маленький экран. В частности, роль будут играть размеры элементов, их расположение, скорость отклика при касании и перетягивании или других движениях — для удобства взаимодействия.
Мультимедийные технологии уже сейчас играют значительную роль в образовании, но их потенциал далеко не исчерпан и будет развиваться в ближайшие годы вместе с развитием цифровых инструментов. Они повышают вовлеченность учащихся, улучшают восприятие информации, дают дополнительную мотивацию, причем актуальны и в детском, и во взрослом обучении. Современные EdTech продукты уже невозможно представить без мультимедийных инструментов, однако важно грамотно их подбирать и внедрять, чтобы не потратить ресурсы бизнеса впустую.
Как вы считаете, какие мультимедийные технологии наиболее эффективно способствуют улучшению образовательного процесса, и в каких аспектах они могут изменить традиционные методы обучения?