Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Мультимедийные технологии в образовании: интерактивные методы обучения


Мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения, образовательные подходы претерпевают изменения. Цифровые инструменты внедряются в обычные школы и расширяют возможности EdTech платформ для детей и взрослых. Один из значимых сегодня трендов в образовательных продуктах — интерактивность. Какие преимущества она несет и как грамотно внедрить мультимедийные технологии в EdTech-продукт?

Типы мультимедийных технологий в образовательных продуктах

Мультимедийные технологии давно проникли в сферу образования — как основного, так и дополнительного. Они повышают интерес к материалу, дают возможность изучить информацию более наглядно, а порой и вовлекают учеников в процесс, как в увлекательную игру. В разной степени и в разных формах мультимедийные технологии стали привычны и в традиционном офлайн обучении, и в онлайн-проектах. Можно выделить несколько ключевых типов технологий, которые сегодня стали базовыми.

Видеоматериалы и анимация. Лекции, документальные фильмы, обучающие ролики, интервью с экспертами вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют визуализировать сложные идеи и концепции, сделать их более доступными для восприятия.

Например, анимационные видео упростят понимание химических реакций, физических явлений или работы клеток. А чтобы ученики не пропустили важное при просмотре, можно использовать список вопросов-подсказок, на которые необходимо ответить.

Интерактивные презентации. Они включают в себя элементы взаимодействия, как опросы, викторины и ссылки на дополнительные ресурсы. Например, обучающиеся могут составлять пары слов: страны и их столицы, или иностранные слова и их перевод. Это меняет традиционный подход к обучению, ведь позволяет учащимся активно участвовать в процессе. А такие инструменты, как Prezi или AhaSlides, позволяют создавать динамичные и визуально привлекательные интерактивные материалы.

Пример разработки презентации в Prezi
Пример разработки презентации в Prezi

Пример создания презентации в Prezi

Пример создания презентации в Prezi

Виртуальная реальность. Она позволяет учащимся перемещаться в 3D-пространствах и взаимодействовать с объектами, которые невозможны или труднодоступны в реальной жизни. Простой формат VR-контента — виртуальные экскурсии, как пример — внеземные путешествия от DreamPort по курсу астрономии.

Дополненная реальность. Она накладывает цифровую информацию на реальный мир. С помощью мобильных приложений или специальных очков учащиеся могут видеть 3D-объекты, которые взаимодействуют с окружающей средой.

AR-приложение Molecules Editor для мобильных устройств позволяет увидеть 3D-модель молекулы при помощи камеры устройства и карточки с записанной химической формулой.

Приложение Molecules Editor создает трехмерную модель молекулы на основе ее химической формулы
Приложение Molecules Editor создает трехмерную модель молекулы на основе ее химической формулы

Приложение Molecules Editor предоставляет 3D-модель молекулы, используя ее формулу

Приложение Molecules Editor предоставляет 3D-модель молекулы, используя ее формулу

Преимущества использования мультимедийных технологий

Для современного EdTech-продукта — как детского, так и взрослого — активное использование мультимедийных инструментов становится обязательным условием. Интерактивные доски, виртуальная реальность и другие технологии значительно расширяют горизонты обучения, предлагают новые способы передачи информации. Все это дает преимущества в обучении — и, соответственно, влияет на востребованность EdTech-продукта.

Рост интереса и мотивации учащихся. Лекции или чтение учебных материалов могут быть скучными и однообразными, а яркие визуальные элементы, анимации, видео и интерактивность и геймифицированные элементы делают процесс обучения увлекательным и динамичным. Ученики, вовлеченные в процесс, проявят больший интерес к материалу, что способствует лучшему усвоению информации.

Игровые элементы, которые могут внести мультимедийные технологии, актуальны не только для детских EdTech-продуктов. Зарубежные исследования говорят о том, игровые методики положительно сказываются и на результатах студентов старшего возраста, помогают снизить уровень стресса и страх неудачи.

Возможность индивидуализации обучения. Благодаря адаптивным платформам и программам, каждый ученик может работать в собственном темпе и сосредотачиваться на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Система автоматически корректирует сложность заданий в зависимости от уровня подготовки и успеваемости ученика. А обучающиеся, в свою очередь, выбирают те ресурсы, которые им наиболее интересны.

С учетом высокой конкуренции на рынке EdTech, персонализация подхода к ученику становится одним из ключевых условий для того, чтобы компания могла выделиться, зацепить клиента и создать с ним устойчивые долгосрочные взаимоотношения.

Улучшение восприятия и усвоения материала через визуализацию. Люди обрабатывают информацию по-разному — визуально, аудиально, кинестетически. Мультимедиа используют различные каналы восприятия: комбинация видео, аудио и текста обеспечивает более глубокое усвоение материала.

Интерактивность в фокусе обучения

Благодаря развитию технологий, появлению новых мультимедийных инструментов и повышению их доступности современное образование отходит от пассивного восприятия информации. Пользователю онлайн-сервисов уже недостаточно просто слушать видеоурок или решать задачу — ему становится важно взаимодействовать с материалом и получать знания через личный опыт. Поэтому интерактивные элементы и механики становится одним из ведущих трендов на глобальном рынке EdTech.

Интерактивы в образовательном продукте могут быть разными:

  • тесты и опросы;
  • интерактивные упражнения;
  • игровые элементы и механики.

Тесты и опросы. С точки зрения реализации это самая простая категория элементов, которую можно внедрить в любой образовательный продукт. Например, если сервис предлагает исключительно базу видеолекций, без практических уроков, можно добавить тесты и опросы в конце теоретических роликов. Это поможет оценивать то, как учащийся освоил материал, который только что прослушал.

По результатам теста будет открываться следующий ролик — с углубленной информацией по той же теме, если учащийся освоил предыдущий блок, или с разъяснением частых ошибок, если плохо справился с тестом.

Интерактивные упражнения. Эта технология позволяет разнообразить практическую часть обучения: учащиеся могут закреплять знания и решать задачи не через стандартные тесты, а через квизы, викторины и другие увлекательные механики. Например, соотносить пары изображений одного живописца на уроке искусства, вставлять пропущенные слова в текст на уроке английского, перетаскивать карточки с вопросами на карточки с правильными ответами на уроке физики, и так далее.

Игровые элементы и механики. Самая сложная, но в то же время самая увлекательная для учащихся категория интерактивных технологий. С помощью игровых механик можно создавать образовательные игры и симуляции, которые погружают учащихся в реалистичные ситуации и позволяют отработать практические навыки, развить эмоциональный интеллект. Например, ролевая игра на уроках истории позволит глубже понять контекст выбранного события, чем при традиционном чтении учебника.

Игровые интерактивные механики наиболее популярны в детских образовательных продуктах, поскольку игра — ведущая форма деятельности для дошкольников. Педагоги говорят, что геймификация повышает мотивацию учеников, успехи в запоминании материала, снижает страх совершить ошибку. Значительная часть EdTech-продуктов для детей предлагает курсы и уроки, которые содержат элементы геймификации.

Платформа для изучения английского языка Lingualeo интегрирует интерактивные методики и мультимедийных ресурсов, использует принципы геймификации, адаптируется к уровню знаний каждого ученика, создает индивидуальный план обучения. Образовательный контент представлен в разных форматах: аудио-визуальные задания, интерактивные упражнения, викторины и игры.

Как ввести мультимедийные технологии в EdTech-продукт с пользой

Интерактивные элементы и другие мультимедийные технологии дают дополнительную ценность образовательному продукту, могут выделить его среди конкурентов. Однако при их использовании важно учесть два нюанса.

Учитывать возраст целевой аудитории. Интерактивные элементы актуальны и в детских продуктах, и в сервисах для дополнительного профессионального образования. Однако какая механика действительно качественно сработает, зависит от возраста аудитории.

Игровые механики наиболее актуальны для детского и школьного образования, и чем младше целевая аудитория, тем больше фокуса необходимо делать на развлечение — глубже прятать образовательный компонент под эту обертку. Детей легче включить в процесс обучения через мини-игры, чем просто стимулировать решать задачи и выдавать им баллы для продвижения на лидерборде.

Так Учи.ру предлагает большое количество образовательных игр для школьников 1–4 класса. Например, дети могут украшать елку вместе с завриками — вымышленными персонажами — и выполнять задания по русскому, математике и другим предметам.

В детских EdTech-продуктах стоит сфокусироваться на:

  1. Развитии персонажа — это может быть маскот компании, как заврики Учи.ру, или персонаж, которого ребенок выбирает сам. По мере того, как ученик улучшает свои знания, его персонаж прокачивается.
  2. Сквозных историях — соедините образовательные игры между собой сюжетом, чтобы стимулировать ученика переходить из одного продукта в другой или выполнять больше домашних заданий, чтобы узнавать новую часть истории.

Для взрослых будут более актуальны классические соревновательные механики — как упомянутый набор баллов и открытые лидерборды, а также тесты и интерактивные упражнения. Из игровых идей можно делать ставку на симуляции: например, в корпоративном обучении специалистов отдела продаж — отработать поведение с клиентом в виртуальном пространстве.

Адаптировать технологии под мобильную версию. Сегодня почти половина россиян выходит в интернет со смартфонов. Кроме того, уже даже у каждого третьего ребенка 4–5 лет есть свой смартфон, как показывает исследование Mediascope. Поэтому бизнесу, который выпускает EdTech продукты, необходимо фокусироваться на удобстве мобильной версии.

Это в свою очередь требует адаптировать все интерактивные технологии под маленький экран. В частности, роль будут играть размеры элементов, их расположение, скорость отклика при касании и перетягивании или других движениях — для удобства взаимодействия.

Мультимедийные технологии уже сейчас играют значительную роль в образовании, но их потенциал далеко не исчерпан и будет развиваться в ближайшие годы вместе с развитием цифровых инструментов. Они повышают вовлеченность учащихся, улучшают восприятие информации, дают дополнительную мотивацию, причем актуальны и в детском, и во взрослом обучении. Современные EdTech продукты уже невозможно представить без мультимедийных инструментов, однако важно грамотно их подбирать и внедрять, чтобы не потратить ресурсы бизнеса впустую.

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Владимир Розин
Владимир Розин

Как вы считаете, какие мультимедийные технологии наиболее эффективно способствуют улучшению образовательного процесса, и в каких аспектах они могут изменить традиционные методы обучения?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации