Автоматизация и внедрение технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессы сегодня уже не просто тренд, а необходимость. Большинство крупных компаний уже давно интегрировали ИИ в логистику и управление хранением. В пищевой промышленности, особенно в сфере социального питания, цифровизация только начинает набирать обороты. На государственном уровне значимость этих процессов подтверждается запуском национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», направленного на развитие цифровых технологий, повышение производительности и внедрение интеллектуальных систем управления.
Следуя этим направлениям, в пищевой отрасли активно внедряются технологии автоматизации и искусственного интеллекта. Современные алгоритмы машинного обучения уже применяются на всех этапах производства, позволяя значительно повысить эффективность работы. Благодаря цифровизации производственные процессы становятся более гибкими и ориентированными на потребности каждого клиента. Подробнее о том, что стало ключевым фактором модернизации и какие технологии используются, расскажем в этой статье.
Почему назрела потребность во внедрении ИИ
ВИВО Маркет — ведущий поставщик питания для школ, детских садов, больниц и ПНИ, федеральный эксперт по организации технологичного производства и автоматизации социального питания. Каждую неделю на ПЛК формируется план закупок сырья у поставщиков и план производства продукции для заказчиков, которых мы обеспечиваем горячим питанием. Школы, детские сады, больницы и другие учреждения высылают нам заявки с фактическим количеством питающихся.
До автоматизации в компания сталкивались с типичными для поставщиков питания трудностями.
Ручная обработка заявок по объему сырья для поставщиков. Раньше заявки от более 500 объектов (т.е детских садов, больниц и школ) поступали через звонки и сообщения. Обработка каждого заказа отнимала не менее 20 минут.
Ошибки в заказах. Частые промахи в объемах заказов сырья — например, из-за ручного ввода и «ошибки на нолик» вместо нужных 100 кг приходило 1000 кг. В масштабах обслуживания более 500 объектов это приводило к большим убыткам, особенно если сырье было скоропортящимся. Если же сырья не хватало, приходилось делать дополнительные заказы у поставщиков. Те из них, кто уставал от постоянных звонков по типу «срочно доставьте ещё 1000 кг картошки», отказывались от сотрудничества с нами.
Некачественный учет. Из-за ошибок в учете товаров заказы нередко формировались с избытком или недостатком, и не все поставщики соглашались работать в таких условиях.
Нарушения при хранении. Сложный этап контроля на всей логистической цепочке отнимал много времени, а если условия хранения не были соблюдены, это приводило к браку продукции.
Логистические проблемы. Сотрудники допускали ошибки при маркировке продукции и формировании накладных.
Для решения этих проблем компания приняла решение о внедрении ИИ и автоматизации процессов.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Как создавалась платформа по обработке больших данных
Автоматизация началась в 2016 году с простых решений, но с 2019 года процесс ускорился. Мы построили ПЛК (производственно-логистический комбинат) и модернизировали фабрику-кухню, где стали внедрять собственные разработки. Поставили себе цель оптимизировать каждую стадию производства, от обработки заявок до доставки готовой продукции.

Чтобы повысить скорость и точность процессов, на платформе 1С:Предприятие мы создали систему автозаказа, которая использует алгоритмы машинного обучения и искусственного интеллекта. Она анализирует данные о потреблении с различных объектов и на их основе формирует прогнозы потребностей в сырье и готовой продукции. Разрабатывая алгоритмы, мы взяли за основу открытые математические модели и адаптировали их под нужды компании, добавив в систему исторические сведения:
- график поставок;
- категории объектов;
- категории питающихся;
- нормы потребления;
- цикличность меню;
- сезонность;
- праздники.
Так появилась наша собственная платформа по работе с большими данными. Со временем команда разработчиков расширилась, а в 2023 году в систему добавились передовые ИИ-алгоритмы. Основой для их обучения стали исторические данные — без этой базы было бы сложно внедрять в работу производства такие решения. Сегодня инфраструктура комбината на 80% состоит из собственных разработок. Их стоимость составляет 50 миллионов рублей. Технологии позволили нам улучшить некоторые процессы.
Оптимизация закупок и производства. Еженедельно система автоматически анализирует заявки и рассчитывает, сколько сырья и готовой продукции потребуется для каждого объекта. Она учитывает все ключевые факторы: прошлый опыт потребления, сезонные колебания, праздники, особенности рациона для разных групп питающихся и расписание поставок. Сотруднику, который ответственен за объект, остается только скорректировать количество людей, которых нужно обеспечить питанием.
Дальше искусственный интеллект собирает данные со всех объектов и передает их на ПЛК. Затем система автоматически распределяет задачи между отделами:
- производство получает задание на выпуск нужного объема продукции;
- отдел закупок — список сырья, которое необходимо закупить;
- распределительный центр — инструкции по комплектации заказов для каждого объекта;
- логистика — готовый маршрут для доставки, чтобы машины прибыли точно в срок.
Система использует метод обратного расчета — она умеет декомпозировать конечный продукт на ингредиенты и определяет их точное количество. Например, для 5 тыс. котлет она с точностью до граммов рассчитает, сколько нужно соли, фарша и муки. А если речь идет о больничном питании, где каждому пациенту требуется свой диетический набор, ИИ разберет меню до отдельных компонентов, учтет особенности приготовления, например, потерю веса продуктов при тепловой обработке, и предложит точный заказ сырья на неделю вперед. На основании объемов потребления руководитель производства формирует производственный план и потребность в заказе скоропортящегося сырья по дням недели.
Все процессы — от заказа сырья до планирования производства — идут синхронно. Сотрудник проверяет расчеты, после чего система автоматически отправляет заказы поставщикам через электронный документооборот ЭДО и email. В день отгрузки ИИ уже подготовил задания на комплектацию продукции и сформировал маршруты, чтобы доставка прошла без задержек.
Планирование объема потребления формируется ежемесячно и актуализируется еженедельно, позволяя нам формировать более точный прогноз производства, закупки и отгрузки.

Внедрив систему автозаказа, мы сократили время обработки с 20 минут на одну заявку до двух часов для всех объектов сразу. Нам удалось минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором. Благодаря автоматизации затраты на сырье снизились на 50%. Это стало возможным за счет более точного прогнозирования и устранения избыточных поставок. Дополнительно улучшилась логистика — уменьшилась необходимость в дополнительных заказах и корректировках. Планирование и повышение сервиса работы с поставщиками позволило нам оптимизировать ФОТ и затраты на коммунальные услуги. Общая производительность труда и эффективность рабочих процессов повысились более чем на 70%.
Персонализация заказов через работу с большими данными. ИИ учитывает не только стандартные требования к рациону, но и индивидуальные потребности питающихся. До появления платформы мы испытывали трудности в оценке необходимого объема сырья. В каждом учреждении есть свои категории питающихся с собственным меню. Например, для каждой возрастной группы учеников в школе (с 1 по 11 класс) предусмотрен индивидуальный набор блюд с фиксированной нормой потребления питательных веществ (белков, жиров и углеводов) и свои порции. А в медицинских учреждениях категорий питающихся ещё больше, поскольку у каждого пациента — свое заболевание, для которого необходима определенная диета. Сотрудникам рассчитать всё это вручную с точностью до грамма было сложно.

Теперь же каждый наш клиент получает сбалансированные блюда, так как алгоритмы адаптированы под разные социальные категории потребителей. Для каждой из них мы формируем персонализированные заказы и предлагаем наиболее подходящую продукцию.
Результаты работы с большими данными
Внедрение ИИ позволило ВИВО Маркет достичь значительных результатов:
- Время обработки заявок сократилось с 20 минут до нескольких секунд.
- Расходы на логистику снижены на 50%.
- Сохранность сырья увеличилась на 70%, а уровень списаний значительно сократился.
- Улучшена прозрачность процессов, что позволило оперативно реагировать на изменения спроса.
- Ошибки на всех этапах производства сведены к минимуму.
- Производственные процессы компании оптимизированы на 70%, что позволило увеличить общую эффективность на 40%.
Использование больших данных и технологий искусственного интеллекта позволяет предприятиям пищевой промышленности не только снижать издержки, но и улучшать качество питания, делая его доступным и безопасным.