События последних пяти лет подстегнули развитие онлайн-предпринимательства в России: из-за пандемии, активной цифровизации и маркетплейсов жители страны привыкли заказывать товары и получать услуги онлайн. При этом санкции и усложнение логистических цепочек создали трудности для работы российского бизнеса.
Ко Дню онлайн-предпринимателя команда Бизнес-секретов в рамках аналитического проекта Т-Data подготовила исследование о развитии сегмента e-commerce за последние пять лет. Мы изучили, как изменился портрет онлайн-предпринимателя в России, а директор T-Bank eCommerce Илья Кретов рассказал о главных трендах рынка и грядущих переменах в сфере.
Чек-лист «Как увеличить продажи в онлайн-бизнесе»
Собрали чек-лист из 20 лайфхаков, которые помогут найти новых клиентов и увеличить конверсию в покупку. Советы разделили по группам: для маркетплейсов, интернет-магазинов и онлайн-школ. Чек-лист можно скачать по кнопке в формате PDF.
Число предпринимателей в e‑commerce выросло в восемь раз
Число действующих компаний и предпринимателей в России с кодом ОКВЭД «Интернет-торговля» — это интернет-магазины и селлеры — с 2019 года выросло более чем в восемь раз.
Наибольший всплеск числа бизнесов в сфере онлайн-торговли произошел в период с октября 2020 года до октября 2021 — за год их стало вдвое больше. Для сравнения: годом ранее прирост таких компаний составил всего 19%.
После 2021 года прирост числа работающих в России компаний с кодом ОКВЭД «Интернет-торговля» замедлился: динамика в 2022 году — +87%, в 2023 — +47%, а в 2024 — +26%.
«Большой рост онлайн-бизнеса в 2020—2021 годах объясняется эффектом низкой базы и „золотой лихорадкой“ маркетплейсов. Пандемия вызвала переход бизнеса из офлайна в онлайн, что привело к резкому росту числа продавцов. Однако в 2024 рынок уже не растет такими бешеными темпами — на маркетплейсах замедляется темп прироста числа селлеров».
Илья Кретов
Директор T-Bank eCommerce
Оборот интернет-магазинов вырос почти вдвое
Медианный оборот — показатель, относительно которого у половины компаний оборот меньше, а у второй половины — больше.
За пять лет медианный оборот интернет-магазинов вырос почти на 82% — до 109 200 ₽ в месяц на компанию. При этом увеличение не было поступательным: в октябре 2020 показатель увеличился на 7% год к году, в октябре 2021 — уже на 23%, после чего медианный оборот снизился на 9% год к году в октябре 2022. Позже показатель снова начал расти: в октябре 2023 — почти на 33% год к году, в октябре 2024 — на 15% год к году.
«Период с октября 2021 года по октябрь 2022 стал турбулентным для онлайн-предпринимателей: многие привычные процессы изменились, поэтому приходилось сильно — а где-то и полностью — перестраивать подход к бизнесу. В первую очередь пострадала логистика и отстроенные трансграничные поставки.
Как только онлайн-предприниматели поняли новые правила игры, темпы роста перешли из отрицательного показателя в плюс. Кроме того, маркетплейсы инвестируют до 20% в стоимость товаров, что влияет на повышение оборотов селлеров.
Можно сказать, что пандемия запустила онлайн-бизнес в небо, а санкции слегка уравняли игроков на рынке».
Илья Кретов
Директор T-Bank eCommerce
В онлайн-предпринимательство пришло больше женщин и молодежи
Среди владельцев интернет-магазинов с 2020 по 2023 год аналитики фиксировали небольшой перекос в сторону мужчин: их доля постепенно снижалась с 57 до 51%. К октябрю 2024 года доли мужчин и женщин в онлайн-предпринимательстве стали равными.
Владельцы интернет-магазинов «помолодели»: если в 2020 году возрастная группа 40—44 года преобладала с показателем 29%, то в 2024 ее доля снизилась до 18%. Доля предпринимателей старше 44 лет тоже постепенно уменьшается.
Теперь самой многочисленной стала группа 35—39 лет — ее доля среди владельцев интернет-магазинов составила 26%.
Доля молодых онлайн-предпринимателей в возрасте 20—24 лет за четыре года увеличилась с 0 до 4%, в возрасте 25—29 лет — с 1 до 11%, в возрасте 30—34 лет — с 7 до 18%.
Среди селлеров маркетплейсов в 2020—2021 годах доля мужчин была выше — 60%. Теперь ситуация обратная: в октябре 2024 года женщины составили 52% от всех продавцов, а мужчины — 48%. Самая высокая доля женщин среди продавцов маркетплейсов — на Wildberries, там к марту 2024 года она достигла 58%.
Как и в случае с владельцами интернет-магазинов, среди продавцов маркетплейсов растет доля молодых людей. В 2020 году самой многочисленной группой селлеров были люди в возрасте 40—44 лет — их доля составляла 30%. В 2024 она снизилась до 14%.
Теперь самая большая часть селлеров приходится на возрастную группу 35—39 лет — 23%.
Доля селлеров в возрасте 20—24 лет за четыре года выросла с 0 до 8%, в возрасте 25—29 лет — с 2 до 16%, в возрасте 30—34 лет — с 10 до 20%. Еще 1% селлеров в 2024 году составляют люди младше 20 лет.
«С развитием e-commerce и отдельных его сегментов, например информационного бизнеса, стало возможным запустить свое дело без огромного стартового капитала. Появилось множество бесплатных инструментов, которые помогут начать бизнес. Онлайн-предприниматели в сфере образования и услуг могут бесплатно создать страницу на конструкторе сайтов от Т-Банка, а начинающие продавцы на маркетплейсах — сделать базовый анализ рынка через Т-Селлер и продумать, с чего начать бизнес.
Омоложение онлайн-предпринимателей точно продолжится, так как новые поколения все проще относятся к самому бизнесу и видят в этом возможность заработать на своих увлечениях и хобби. Однако товарный сегмент в онлайне все еще будет в руках людей от 28—30 лет».
Илья Кретов
Директор T-Bank eCommerce
Регионы вытесняют столицу
Доля регионов в e-commerce становится выше: больше предпринимателей начинают развивать там свое дело, а благодаря росту доходов и развитию сервисов доставки жителям регионов становится доступнее заказ товаров.
Москва и Петербург по-прежнему лидируют по числу онлайн-предпринимателей, однако доля этих городов становится меньше. С 2019 года доля столицы по числу онлайн-предпринимателей снизилась почти на 12 процентных пунктов, а Петербурга — на три.
Среди регионов доля по числу предпринимателей за четыре года сильнее всего выросла у Краснодарского края — на 1,6 процентного пункта.
За последний год в топ-10 регионов по приросту числа онлайн-предпринимателей вошли: Ставропольский край — на 46%, Воронежская область — на 45%, Ростовская область — на 41%, Ленинградская область — на 39%, Самарская область — на 36%, Томская область и Республика Татарстан — на 34%, Красноярский край — на 33%, Иркутская и Челябинская области — на 32%.
Покупать на маркетплейсах становится привлекательнее, а работать — сложнее
Маркетплейсы пережили бурный прирост числа продавцов. Например, в четвертом квартале 2021 года динамика год к году достигла 555%. После этого начался спад, и во втором квартале нынешнего года число селлеров выросло всего на 22% год к году.
Сильнее всего за последний год число продавцов выросло на Мегамаркете — в 2,5 раза. При этом доля этого маркетплейса по количеству селлеров среди онлайн-площадок остается одной из самых низких.
Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов связывает замедление роста числа продавцов на маркетплейсах с усилением конкуренции на площадках и ужесточением правил выхода и работы на них. На этом фоне предприниматели ищут альтернативные каналы продаж — интернет-магазины и относительно молодые нишевые маркетплейсы.
За 2023 год обороты рынка нишевых маркетплейсов увеличились на 27% — до 591 млрд рублей. По прогнозу аналитиков Т-Банка и Data Insight, при сохранении текущих темпов роста объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 трлн рублей в 2026 году.
«Ожидаем, что темп роста числа продавцов на маркетплейсах продолжит замедляться. Онлайн-предприниматели будут стремиться использовать максимум каналов для реализации продукции. Логичной дополнительной площадкой могут стать собственный интернет-магазин, соцсети, нишевые маркетплейсы, а также альтернативные площадки для привлечения новой аудитории, как, например, платформа „Шопинг“ от Т-Банка.
Некоторые селлеры также будут пользоваться „обратной“ омниканальностью — когда те, кто торговал исключительно онлайн, открывают небольшие офлайн-точки, чтобы покупатели могли примерить товары или получить какой-то опыт взаимодействия с брендом.
Что касается новичков в онлайн-бизнесе, им необходимо будет еще более осознанно подходить к выходу на конкурентный рынок: проводить анализ ниш и уже активных игроков, продумывать стратегию на несколько лет и сразу закладывать в планы возможные форс-мажоры».
Илья Кретов
Директор T-Bank eCommerce
Несмотря на охлаждение интереса к маркетплейсам со стороны новых продавцов, онлайн-площадки только усиливают популярность среди покупателей, во многом — за счет регионов. Так, в пятерку лидеров по росту числа заказов за первый квартал 2024 года вошли Омск — +57%, Красноярск — +53%, Новосибирск — +49%, Челябинск — +48%, Пермь — +46%. Москва оказалась лишь на 16-м месте с приростом 26%.
Обороты селлеров также активнее растут в регионах. По итогам первого квартала 2024 года лидерами по показателю стали Омск и Красноярск — там динамика превысила 60%. Санкт-Петербург оказался на 12‑й позиции в рейтинге городов-миллионников по росту оборотов на маркетплейсах с показателем 42%, Москва — еще ниже.
«Сегмент e-commerce, несмотря на постепенное пресыщение в некоторых его сферах — например, маркетплейсах, — еще не достиг пика в России и будет расти, пока не займет половину от всего потребления товаров в стране. Будут развиваться нишевые маркетплейсы, торговля через соцсети и мессенджеры и альтернативные рекламные площадки, и в этих глобальных процессах в числе прочего найдется место локальным производителям: главное — освоить принципы интернет-торговли.
Также все больше предпринимателей не только продают, но и оказывают услуги онлайн. Если раньше мы выбирали репетитора для ребенка или курсы по повышению квалификации для себя поближе к дому, то теперь можем обратиться к лучшим специалистам и школам, даже если они территориально находятся очень далеко. Этот канал не перестанет быть популярным у заказчиков.
Никуда не денутся и офлайн-магазины: потребителям по-прежнему важно увидеть, пощупать и получить опыт вживую. Для брендов, которые настроены на очное взаимодействие с покупателем, интернет-магазины будут дополнительным каналом продаж. А онлайн-бизнес, напротив, будет искать дополнительное касание с клиентом через пункты выдачи заказов или небольшие шоурумы.
Все это будет возможно благодаря онлайн-предпринимателям, которые быстро адаптируются и находят креативные способы развивать собственный бизнес. С праздником!»
Илья Кретов
Директор T-Bank eCommerce
Какие изменения ждут онлайн-предпринимательство еще через пять лет? Делитесь мнением в комментариях.