Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Рост оборотов селлеров на маркетплейсах в 2024 году замедлился из-за ужесточения условий на площадках и роста издержек продавцов. Такие данные собрал сервис «Мой склад». По результатам исследования, в 2023 году обороты продавцов выросли на 28%, а в прошлом — на 20%. При этом за два года наценка на товары выросла в среднем с 10 до 20—30%.

Бизнес-секреты узнали у продавцов в разных категориях, остается ли торговля на маркетплейсах прибыльным делом.

Максим Димитров, сооснователь бренда мужской и семейной одежды Cave

Максим Димитров, Cave
Максим Димитров, Cave

Сооснователь Cave Максим Димитров не ждет от маркетплейсов никаких поблажек: пока условия только ужесточаются

Сооснователь Cave Максим Димитров не ждет от маркетплейсов никаких поблажек: пока условия только ужесточаются

Темпы роста оборотов падают, а расходы растут. Мы работаем на Wildberries, Ozon и Lamoda. В 2023 году наша выручка на маркетплейсах выросла на 22%, а в 2024 году уже не так сильно — на 18%.

При этом расходы на маркетплейсы за 2024 год выросли с 20 до 32%. Это суммарная стоимость всех услуг площадок: комиссия, логистика, реклама, хранение, эквайринг, штрафы, приемка. Снизить затраты никак не получается.

Бизнес перестал быть рентабельным. В 2024 году наш суммарный финансовый результат по всем маркетплейсам — минус 5% от выручки. Причины: ужесточение конкуренции, рост комиссий, наши собственные ошибки.

С середины 2024 года уже не гонимся за выручкой — фокусируемся на прибыли. Расти можем только за счет увеличения оборачиваемости товара, так как привлекать внешние деньги дорого из-за процентной ставки, а реинвестиций собственной прибыли недостаточно.

Планируем привлекать внешний трафик и использовать маркетплейс как витрину и логистическую площадку. Маркетплейсы по-прежнему превосходят любой интернет-магазин по удобству заказа и логистике. Даже в своих каналах даем на них ссылки — клиентам так удобнее. Нашему интернет-магазину 12 лет, и доля продаж в нем в 2024 году — всего 6%.

«Часть мелких продавцов не выдержит конкуренции и уйдет с рынка»

2025 год будет сложным для селлеров. Конкуренция растет, комиссии маркетплейсов растут. Думаю, крупные селлеры будут покупать маленьких, а часть мелких продавцов не выдержит конкуренции и уйдет с рынка. При этом они будут распродавать товары в минус, что окажет ценовое давление на остальных.

Иннокентий Хван, совладелец Catsby Family

Иннокентий Хван, Catsby
Иннокентий Хван, Catsby

Магазин когтеточек Catsby в прошлом году вырос в обороте в полтора раза — но за это пришлось дорого заплатить

Магазин когтеточек Catsby в прошлом году вырос в обороте в полтора раза — но за это пришлось дорого заплатить

Наш основной канал продаж — Ozon, его доля среди маркетплейсов — 71%. Мы также работаем на Wildberries, Яндекс Маркете и Мегамаркете, но с последнего уходим. Мегамаркет сворачивает схему FBS, остается только DBS — то есть мы должны доставлять товары сами, при этом еще и выдавать чеки. Мы не хотим заморачиваться, поскольку обороты на этой площадке небольшие.

График продаж на Ozon
График продаж на Ozon

Этот график демонстрирует, какую долю продаж забирает себе Ozon. Линия «Продажи» показывает изменения продаж с января 2023 по декабрь 2024. Рубли я скрыл за скромностью, но и без них видны явные пики в продажах в декабре 2023 и октябре 2024 и провалы летом — сезонность в продажах когтеточек присутствует. Самое дно продаж на маркетплейсе — в январе-феврале. Если пережить этот период, дальше становится легче

Этот график демонстрирует, какую долю продаж забирает себе Ozon. Линия «Продажи» показывает изменения продаж с января 2023 по декабрь 2024. Рубли я скрыл за скромностью, но и без них видны явные пики в продажах в декабре 2023 и октябре 2024 и провалы летом — сезонность в продажах когтеточек присутствует. Самое дно продаж на маркетплейсе — в январе-феврале. Если пережить этот период, дальше становится легче

За год оборот вырос в полтора раза, но «токсичным» способом — мы стали добровольно отдавать Ozon не 25, а 40% от выручки. С июня 2024 года мы подключили «Продвижение в поиске». Это суперинструмент — мы платим только когда совершается покупка. Продажи поперли, но маневр обошелся нам довольно дорого.

Мы сами назначаем ставку «Продвижения в поиске». Но Ozon показывает конкурентную ставку в нише. Я помню, когда конкурентная ставка была меньше 10%. Сейчас минимальная ставка — 18%, но Ozon рекомендует нам ставить 21,6%.

Каждый месяц мы подтягивали ставку до конкурентного уровня — вот и доигрались. Теперь отдаем Ozon 21,6% от выручки — это сверху 15%-ного вознаграждения за продажу в категории «Игровые комплексы для животных». В 2025 году будем слезать с этой иглы!

Из чего складывается комиссия Ozon
Из чего складывается комиссия Ozon

Комиссия маркетплейса в абсолютном выражении растет вместе с продажами — это логично. В октябре 2024 мы заработали больше всего — и больше всего отдали площадке

Комиссия маркетплейса в абсолютном выражении растет вместе с продажами — это логично. В октябре 2024 мы заработали больше всего — и больше всего отдали площадке

У нас есть сайт, и маржинальность на нем значительно выше, чем на Ozon, потому что цена такая же, а комиссии нет, плюс клиент платит за доставку.

На маркетплейсе клиент может купить готовый комплекс только с определенным набором полок и столбиков. А на сайте есть конструктор, с помощью которого можно собрать комплекс под себя, вернее под своего питомца.

Сайт развиваем в основном за счет SMM и работы с блогерами. Баловались контекстной рекламой — нанимали четыре агентства, — результата это не дало, и мы успокоились.

В 2025 году планируем минимизировать рекламные расходы на Ozon. Мы по-прежнему будем участвовать в распродажах маркетплейса, но не будем покупать платную рекламу. Да, оборот упадет, но эффективность должна вырасти.

Также в планах — работать с карточкой и отзывами, уменьшать ассортимент, чтобы использовать Ozon как витрину.

Недавно разработали дешевую версию когтеточки из фанеры — будем заходить в более конкурентный сегмент и продвигать ее. А еще работать с дизайнерами интерьеров — предлагать им кэшбэк за рекомендацию нас клиентам.

Роман Михальченко, производит и продает свечи под брендом PER FUMUM

Роман Михальченко, PER FUMUM
Роман Михальченко, PER FUMUM

PER FUMUM теряет в прибыли и ищет новые каналы продаж, хотя раньше активно зарабатывал на Wildberries

PER FUMUM теряет в прибыли и ищет новые каналы продаж, хотя раньше активно зарабатывал на Wildberries

В 2023 году мы выросли в обороте на 58%, а в 2024 — всего на 11%. Но основной причиной считаю не рост комиссий маркетплейсов, а общую обстановку на рынке, которая влияет на покупательную способность населения.

В январе был пожар на складе Wildberries, мы потеряли почти весь товар. Компенсацию за него получили только в конце июля. Из-за этого пришлось отложить запуск новых продуктов на следующий год, так как все ресурсы бросили на восполнение текущих позиций.

За время, пока мы отсутствовали, наши карточки сильно просели в поисковой выдаче, что привело к уменьшению продаж.

Общая доля расходов на услуги WB за год выросла с 23 до 28% без учета затрат на внутреннюю рекламу:

  • логистика подорожала на 30—50%. Логистика со склада маркетплейса до ПВЗ в начале 2024 года стоила в среднем 20 ₽ по всем складам, а в начале 2025 — порядка 50 ₽;
  • материалы для производства — на 20—30%;
  • комиссия маркетплейса в нашей категории — с 12,5 до 20%.

Внутреннюю рекламу не учитываю, так как мы редко ее запускаем и не ведем подробной статистики. При просчете юнит-экономики всегда закладываем в стоимость товара 10% на продвижение.

Из других расходов подорожала аренда производственных помещений — в среднем на 50% за год.

«Раньше работать на маркетплейсах было выгоднее. Сейчас стоимость услуг маркетплейса уже сопоставима с содержанием интернет-магазина»

Увеличился срок оборачиваемости средств из-за нового правила WB. Раньше выручку за прошедшую неделю можно было выводить сразу, а теперь — только через неделю. Это доставляет неудобства в работе: средства замораживаются на неделю.

Чтобы оставаться рентабельными, мы повысили цены — за год в среднем на 20%. Делали это плавно в течение года, поэтому на продажах сильно не отразилось.

В итоге у нас себестоимость товара выросла на 40%, а чистая прибыль снизилась с 30 до 20%.

Но были и послабления. В 2024 году Wildberries стал на 60 дней фиксировать стоимость логистики и хранения для товаров, отгруженных на склад. Это упростило прогнозирование юнит-экономики: уже в момент планирования поставки точно знаешь, какую стоимость логистики и хранения заложить в цену товара, и она внезапно не увеличится на следующий день, как это было раньше.

Еще один бонус: в конце года поставщикам стали частично компенсировать стоимость платной приемки.

Раньше работать на маркетплейсах было значительно выгоднее. За относительно небольшую плату они закрывали большую часть вопросов, связанных с реализацией товаров. Сейчас это уже не так.

Стоимость услуг маркетплейса уже сопоставима с расходами на содержание интернет-магазина. При этом на маркетплейсах ты зависишь от посредника, который в любой момент может ужесточить условия в одностороннем порядке.

Мы не собираемся уходить с WB, но будем постепенно заходить на другие маркетплейсы и, возможно, развивать свой интернет-магазин. Это позволит диверсифицировать риски и повысить стрессоустойчивость бизнеса, так как мы не будем зависеть от одного канала продаж.

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 31 551 читатель

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Торгуете на маркетплейсах? Расскажите в комментариях, стало ли вам сложнее зарабатывать в последний год.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных