
Частая смена работы — тренд среди специалистов от 18 до 27 лет, выяснили эксперты кадрового агентства UTEAM. Аналитики опросили 1 285 человек и обнаружили, что 43% респондентов меняют работу раз в год, еще 15% делают это раз в полгода.
Бизнес-секреты вместе с экспертами разобрались, почему частая смена работы стала трендом.
Что такое джоб-хоппинг
Джоб-хоппинг — с английского «перепрыгивание с одной работы на другую». Работодатели делят джоб-хопперов на две категории: на карьеристов и летунов.
«Летуны меняют работу на аналогичную. Такие люди часто перекладывают ответственность за смену работы на компанию, руководителя или коллег. Например, начальник несправедливый, коллеги токсичные, перспектив нет.
Карьеристы — те, кто переходит на должность с повышением зарплаты или улучшением условий. Сейчас для них золотое время: работодатели готовы предлагать лучшие условия за бо́льшие деньги. То, что джоб-хоппинг превратился в тренд, в первую очередь заслуга карьеристов».

Константин Дубровин
Основатель компании TOPsharing.center, автор телеграм-канала «Вдумчиво о продажах»
Почему сотрудники часто меняют работу
По мнению рекрутеров, популярным джоб-хоппинг сделали кризисы. Например, в пандемию многим пришлось поменять не только офис на удаленку, а в целом профессию.
«Пандемия — первый кризис за последние годы, который изменил нашу жизнь. Количество рабочих мест сократилось — многие вынуждены были резко сменить работу. Например, вчера ты был консультантом в магазине, а сегодня пришлось стать курьером. Люди поняли, что сменить компанию или профессию не так уж сложно, работа всегда найдется.
Кроме того, пандемия показала, что жизнь очень хрупка, что работа — не главное. Многие осознали, что нет смысла делать из карьеры центр вселенной и молиться на нее. Важно, чтобы работа наполняла нашу жизнь дополнительным смыслом и приносила доход, но в приоритет люди начали ставить себя и свою семью».

Анна Степанян
HR-специалист, охотница за головами
В 2025 году тренд подогревает ситуация на рынке труда: чем выше спрос на кандидатов — тем смелее они принимают решение о смене работы.
«Из-за дефицита персонала работодатели вынуждены бороться за сотрудников и предлагать им лучшие условия. Как правило, это более высокая зарплата или возможность быстрого роста для тех, кому это интересно».

Анна Донская
Управляющий партнер HR-агентства HRV, создатель телеграм-канала «Анна Донская об оценке персонала»
Кто чаще всего становится джоб-хоппером
Рекрутеры сходятся во мнении, что джоб-хоппинг — атрибут первой трети или первой половины карьеры. Молодые люди меняют работу чаще и проще, чем старшее поколение: они стремятся получить как можно больше навыков и знаний и быстро адаптируются к новым условиям.
«В начале карьеры я и сам был таким соискателем — сообразил, что через смену работы можно расти намного быстрее, чем внутри компании. Так я в самом начале карьеры прошел конкурс на позицию коммерческого директора в издательском доме.
В дальнейшем на собеседованиях на меня смотрели с прищуром. Понятно, что соискатели могут менять работу по разным причинам, но экспериментировать на своем бизнесе работодателю не хочется. Во всем нужна мера».

Константин Дубровин
Основатель компании TOPsharing.center, автор телеграм-канала «Вдумчиво о продажах»
Джоб-хоппинг характерен не только для определенного возраста. Частая смена работы может встречаться и в некоторых профессиях.
«Джоб-хоппинг может встречаться в ИТ, маркетинге или проектном управлении. В этих сферах специалистам важна динамика и постоянное обновление знаний не только „вглубь“, но и „вширь“.
А еще часто менять работу могут синие воротнички и другие линейные сотрудники, например курьеры, официанты и продавцы. На эти позиции несложно устроиться, а образование и опыт кандидата часто не имеют значения.
На управленческих позициях частая смена работы — недостаток и повод детально разобраться в причинах. То же касается должностей, где нужны специальные знания, например инженеров или проектировщиков. За короткий срок работы глубокой экспертизы в этих сферах не добиться».

Анна Донская
Управляющий партнер HR-агентства HRV, создатель телеграм-канала «Анна Донская об оценке персонала»
Стоит ли брать джоб-хоппера на работу
Джоб-хопперов часто считают ненадежными сотрудниками, особенно если нужен специалист на ведущую должность.
«Из-за частой смены работы джоб-хопперы не получают достаточно знаний об одной области бизнеса. Они не успевают нырнуть в глубину».

Анна Донская
Управляющий партнер HR-агентства HRV, создатель телеграм-канала «Анна Донская об оценке персонала»
В то же время рекрутеры сходятся во мнении, что джоб-хопперы могут стать источником позитивных изменений в компании.
«Плюсы в том, что мы получаем соискателей с широким кругозором и разноплановым опытом. Такие специалисты быстро адаптируются к новому месту и часто становятся источником инноваций».

Анна Донская
Управляющий партнер HR-агентства HRV, создатель телеграм-канала «Анна Донская об оценке персонала»
Некоторые соискатели — «джоб-хопперы по призванию»: они любят решать сложные задачи, но не могут долго засиживаться на сопровождении проекта, отмечают эксперты.
«Джоб-хопперы могут принести пользу бизнесу. Я работала с такими специалистами: они искали вызов и показывали результат. Выводили тяжелые проекты на достойный уровень, но скучали на сопровождении и уходили. Год здесь, год там — такой вот спецназ. Такие люди по своей натуре аутсорсеры, им нравится проектная деятельность».

Анна Степанян
HR-специалист, охотница за головами
Главное при оценке джоб-хоппера — вычислить, почему он менял работу. Так работодатель сможет оградить себя от неудачного выбора сотрудника.
«В процессе собеседования нужно убедиться, что за частой сменой работы не стоит ничего „криминального“, с чем работодателю будет сложно мириться. Выясните, кто перед вами: соло-игрок, специалист, который сам не знает, чего хочет, или, наоборот, быстро дает результат и выгорает на одном месте.
Здесь рекрутеру не нужно специфических навыков — хватит простых вопросов. Например, почему кандидат часто увольнялся и какие выводы делал о каждом месте работы».

Анна Степанян
HR-специалист, охотница за головами
Эксперты напоминают, что любой наем — это компромисс. Поэтому важно соблюдать баланс и не впадать в крайности.
«Есть и обратная ситуация — когда работодателям не нравятся кандидаты, которые 20 лет работают в одной компании. Стабильность не всегда равна успеху, ведь человек все это время мог быть в одной роли, без роста.
К таким специалистам рекрутеры пристально присматриваются, ведь порой их сложно переучивать. Человек никогда не менял место работы, не видел других людей и другую корпоративную культуру».

Анна Степанян
HR-специалист, охотница за головами
Как удержать джоб-хоппера в компании
Удерживать нужно тех, кто приносит пользу бизнесу, — неважно, джоб-хоппер это или нет, говорят эксперты. Но лайфхаки для удержания «прыгунов» все-таки есть.
«Если удерживать джоб-хопперов — то свободой. Особенно это касается тех, кто переходит на другую работу из соображений профессионального или карьерного роста. Для этого руководителям приходится больше фокусироваться на предоставлении возможностей, а не на контроле процессов».

Константин Дубровин
Основатель компании TOPsharing.center, автор телеграм-канала «Вдумчиво о продажах»
Еще один хороший способ удержать джоб-хоппера — предложить больше перспектив, отмечают эксперты.
«Любой сотрудник хочет получать две зарплаты: одну — деньгами, вторую — развитием. Работа без перспектив в плане денег и карьерного роста ощущается как тесная обувь: сотрудник гарантированно ее поменяет. Ведь „годы-то идут“, а оставаться надолго лучше там, где всегда есть возможности для роста».

Константин Дубровин
Основатель компании TOPsharing.center, автор телеграм-канала «Вдумчиво о продажах»

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

А как вы относитесь к специалистам, которые часто меняют работу?