Владелец магазина пластинок «Звуки винила» решил сделать логотип более запоминающимся. Он заказал леттеринг — композицию из рисованных букв — для художественного оформления вывески. По его просьбе леттерер украсил каждую букву в названии «Звуки винила» кружками и линиями звуковых волн, которые ассоциируются с музыкой и виниловыми пластинками. Теперь вывеска отображает уникальную атмосферу магазина и передает любовь владельца к музыке и винилу.
В статье рассказываем, зачем леттеринг нужен бизнесу и где его можно использовать.
Что такое леттеринг
Леттеринг — графическое изображение букв и знаков, которые вместе создают общую композицию. Обычно это яркое и необычное написание слов или фраз, например на одежде, плакате, в меню, на книжной обложке, в интерьере.
Помните, как выглядит надпись на бутылочке Coca-Cola? А озорной стиль логотипа Walt Disney? Именно леттеринг помог брендам выделиться среди конкурентов, создать эмоциональный контекст, выразить ценности бренда и сформировать тот самый узнаваемый стиль.
Разным сферам бизнеса подходят разные виды леттеринга. У общества есть сложившееся восприятие букв и надписей. Например, магазин экотоваров может использовать органический леттеринг — это мягкие, спокойные формы, растительные элементы. Студии звукозаписи подойдет техно-леттеринг — он похож на компьютерный интерфейс, в нем пиксельные элементы и квадратные формы. У отеля в классическом стиле может быть викторианский леттеринг — в таких надписях есть декоративные элементы, например завитки.
«Будет странным увидеть название булочной в готическом стиле или с острыми и угловатыми буквами. Но если, например, банк хочет привлечь новых клиентов среди молодежи в рамках разовой рекламной акции, можно использовать леттеринг, который отличается от фирменного стиля компании».
Анна Суворова
Каллиграф и леттерер, основатель онлайн-школы Suvorova School, преподаватель в Институте бизнеса и дизайна
Чем леттеринг отличается от каллиграфии
Леттеринг и каллиграфия — похожие по смыслу формы письма. Их цель — создать уникальный и эстетичный визуал.
Каллиграфия — это искусство письма от руки пером, маркером или ручкой-линером. В каллиграфии важен единый стиль и хорошая читабельность текста, а используют ее в основном для оформления открыток и приглашений.
Леттеринг — это рисование букв или композиций из букв. Инструменты для леттеринга могу быть любыми, можно использовать даже подручные материалы — например, вырезать слова и фразы из бумаги, вылепить их из пластилина или выложить цветами.
«Каллиграфия — это красивое, образное и продуманное написание букв, слов и фраз определенным инструментом. Леттеринг — это нарисованная, вылепленная или вырезанная композиция из букв, которая актуальна для одного конкретного случая».
Анна Суворова
Каллиграф и леттерер, основатель онлайн-школы Suvorova School, преподаватель в Институте бизнеса и дизайна
У леттеринга больше вариантов исполнения, поэтому с ним проще достучаться до нужной аудитории.
«Каллиграфия — это то, что написано. Леттеринг — то, что нарисовано. В леттеринг можно заложить гораздо больше параметров по стилю, характеру и эмоциям, потому что рисованные буквы более пластичны и склонны к модификации. С леттерингом гораздо проще работать на конкретную целевую аудиторию».
Влада Ружицкая
Леттерер и каллиграф, основатель онлайн-школы RVVlada, преподаватель в Институте бизнеса и дизайна
Как можно использовать леттеринг в бизнесе
Леттеринг можно применить в любой сфере, где есть буквы. Это графический дизайн, интерьерный декор, разработка фирменного стиля бренда. Вот четыре сферы, где он наиболее полезен:
- айдентика;
- одежда и аксессуары;
- печатная продукция;
- дизайн интерьера.
Айдентика. Леттеринг можно использовать в логотипе, упаковке, на визитках, плакатах и этикетках. Яркие надписи привлекают внимание и хорошо запоминаются. Поэтому часто бизнес обращается к художникам с просьбой нарисовать логотип.
«Леттеринг — распространенный способ выделить продукт на рынке. Я считаю, что он нужен любой компании, чтобы подчеркнуть индивидуальность. В отличие от простого наборного шрифта леттеринг может быть очень выразительным, без всяких дополнительных фотографий или иллюстраций рассказывать многое про бренд. Через него можно передать стиль и время, национальный характер и субкультуру, эмоции и настроение, прокладывая дорогу напрямую в сердце целевой аудитории».
Влада Ружицкая
Леттерер и каллиграф, основатель онлайн-школы RVVlada, преподаватель в Институте бизнеса и дизайна
Одежда и аксессуары. Леттеринг можно использовать для декорирования одежды и аксессуаров. Это может быть, например, вдохновляющая цитата, слоган или просто рандомный набор букв.
Печатная продукция. Леттеринг в книгах, на плакатах или в меню привлекает внимание и создает у клиентов определенное настроение. Например, в меню с помощью рисованных букв можно акцентировать внимание на особо важных блюдах, а в книгах — подчеркнуть ключевые моменты или выделить важные цитаты.
Дизайн интерьера. Леттерингом можно оформлять квартиры и коммерческие помещения — офисы, рестораны, фитнес-залы, магазины, игровые комнаты. В интерьерах используют постеры с леттерингом или рисуют буквы прямо на стенах.
Какие бывают стили леттеринга
Обычно используют такие стили леттеринга:
- классический — основан на традиционных каллиграфических техниках и исторических шрифтах. Подойдет, например, для приглашения на свадьбу, оформления диплома или меню в ресторане;
- модерн — отличается простыми линиями без лишних изгибов и украшений. Подходит для современных брендов, цифрового контента, логотипа технологичного бизнеса;
- ретро — напоминает стиль графики середины XX века с акцентом на яркие, жирные буквы и декоративные элементы. Его используют в рекламе или дизайне упаковок, чтобы вызвать ностальгию;
- браш — создается с помощью кисти или кистевых маркеров, чтобы сделать буквы похожими на каллиграфию. Подходит для неформальных, динамичных брендов, социальных медиа, обложек книг и журналов;
- готический — основан на средневековых рукописях, стиль с резкими углами и плотным расположением букв. Применяют для логотипов рок-групп, тематических баров или мероприятий;
- скриптовый — напоминает рукописный текст с плавными переходами и соединенными буквами. Подойдет, например, для бренда одежды или блога о красоте и здоровье;
- сан-серифный — простые буквы без засечек. Подходит для оформления сайтов или приложений;
- дудл — необычный веселый стиль, который включает рисунки и украшения вокруг букв. Подойдет для детских книг, игр или праздничных открыток;
- трехмерный — буквы создают с иллюзией объема и глубины. Подходит для постеров, оформления афиш и обложек журналов.
Некоторые стили могут сочетать в себе особенности двух и более классических стилей.
Как бизнесу выбрать специалиста по леттерингу
Есть несколько вариантов, где компании могут найти специалистов по леттерингу:
- Телеграм-каналы и тематические группы во ВКонтакте, профессиональные онлайн-площадки, например Dprofile, Behance.
- Конкурсы, выставки и фестивали, например Ё-Фест, Typomania.
- Фриланс-биржи, например Kwork.
- Дизайнерские студии, например Suvorovaart, RVVlada.
Перед заключением договора изучите портфолио леттерера и прочитайте отзывы других клиентов. Это даст представление о качестве его работы. При личном общении задайте вопросы, которые связаны с вашим заказом. Убедитесь, что специалист понимает вашу задачу, проговорите бюджет и сроки выполнения работы.
Договор возмездного оказания услуг
Договор заключают компании или ИП, чтобы оформить деловые отношения с контрагентом или внештатным работником. Это один из видов договоров ГПХ, им оформляют только услуги — например, охрану предприятия или обучение сотрудников.
«Смотрите на стиль автора, насколько он подходит под ваш проект. Даже суперпрофи с кучей отзывов может посредственно выполнить заказ, если он не работает в нужном стиле. Показывайте исполнителю работы из его портфолио, и тогда вы быстро найдете общий язык».
Анна Суворова
Каллиграф и леттерер, основатель онлайн-школы Suvorova School, преподаватель в Институте бизнеса и дизайна
Главное
- Леттеринг — это рисованная композиция из букв.
- Леттеринг помогает бизнесу выделяться среди конкурентов, создавать узнаваемый стиль, выражать ценности бренда и привлекать внимание клиентов.
- Леттеринг можно использовать в айдентике, одежде и обуви, оформлении интерьеров и печатной продукции.
- Специалистов по леттерингу можно найти в соцсетях, на выставках и профессиональных онлайн-площадках.
Вы бы использовали леттеринг в своем бизнесе? В каких элементах?