
Президент подписал закон о защите граждан от кибермошенников. Это масштабный документ, который предусматривает десятки мер по борьбе с кибермошенниками. Одна из них — обязательная маркировка звонков от компаний и ИП.
Бизнес-секреты разобрались, как бизнесу работать по новым правилам.
Что такое маркировка звонков?
С 1 сентября 2025 года компании и ИП должны будут передавать номера своих телефонов операторам связи, чтобы те подключили маркировку звонков. Так человек сразу увидит на экране смартфона, какой бизнес ему звонит.
Абонент сможет запретить массовые автоматические звонки с незнакомых номеров и пожаловаться оператору, если вызовы продолжатся. То же касается и СМС-рассылок.
Конкретный формат маркировки, как и другие детали — порядок, сроки, ограничения, — позднее предусмотрит правительство, пояснила Бизнес-секретам руководящий юрист Comply Мария Пономарева.
Зачем это нужно?
С помощью маркировки законодатели планируют бороться с телефонным мошенничеством. Обмануть граждан станет сложнее: например, не получится представиться сотрудником банка — вместо его названия на экране высветится надпись «виртуальный номер», «интернет-звонок» или иное схожее обозначение.
Такой функционал уже есть у большинства операторов связи, но пока только на добровольной основе и в формате платной услуги.
К примеру, у билайна работает сервис «Этикетка», который позволяет забрендировать исходящие вызовы с одного или нескольких номеров. Стоимость одного отображения звонящего на экране абонента стартует от 24 копеек.
«Теперь маркировка станет обязательной и бесплатной для всех звонков компаний и индивидуальных предпринимателей».

Мария Пономарева
Руководящий юрист Comply
Как внедрить маркировку?
Для начала проверьте, есть ли у вашего оператора в текущем функционале связи платная маркировка звонков. Если есть, соблюдать требования будет проще, так как инфраструктура для этого уже внедрена. Но, возможно, операторам придется доработать ее и бизнес-процессы.
Затем нужно будет передать оператору номера мобильных и стационарных телефонов, с которых будете звонить клиентам. Также нужно сообщить официальное название организации или Ф. И. О. ИП.
«Для операторов, у которых не было маркировки ранее, внедрение требования может стать действительно масштабным изменением в техническом и продуктовом направлениях. Однако детали реализации нововведения мы узнаем из постановления правительства».

Мария Пономарева
Руководящий юрист Comply
Что будет, если не маркировать звонки?
Пока в законе не предусмотрено наказаний для операторов и бизнеса за отсутствие маркировки.
Но бизнес могут ждать санкции как за рекламные спам-звонки. Если суд установит, что абонент не разрешал присылать ему рекламу по телефону, грозят штрафы:
- ИП и руководителям компаний — 20 000—100 000 ₽;
- малому бизнесу — 150 000—500 000 ₽;
- средним и крупным предприятиям — 300 000—1 000 000 ₽.
Один звонок или СМС не по адресу — один штраф. Ответственность несет распространитель — то есть бизнес, который непосредственно рассылал сообщения.
Как вы оцениваете новые меры властей по борьбе с кибермошенниками?