
Закупки малого объема позволяют бизнесу получать государственные заказы без участия в тендерах. Это удобный способ продать товары, работы или услуги напрямую госучреждениям без сложных бюрократических процедур.
В статье рассказали, что такое закупки малого объема и как бизнесу в них участвовать.
Что такое закупки малого объема
Закупки малого объема, или малые закупки, — государственные закупки товаров, работ или услуг на небольшие суммы без конкурса или аукциона. Максимальная сумма таких закупок — 600 000 ₽.
Если сделку оформляют на государственной электронной платформе, а товары бизнеса включены в каталог госзакупок, максимальная сумма контракта — 5 000 000 ₽.
В закупках малого объема покупатели — это федеральные, региональные или муниципальные органы власти и учреждения, а продавцы — предприниматели и юридические лица, а иногда и самозанятые.
«Закупки малого объема позволяют получить первый опыт в государственных закупках с минимальными рисками и требованиями. Компании, которые предлагают стандартные товары, работы или услуги, например канцелярские принадлежности, хозяйственные товары или простые ремонтные работы, могут успешно участвовать в таких закупках.
Крупным компаниям закупки малого объема не так интересны из-за небольших сумм контрактов».

Фарида Абдулмежитова
Начальник управления развития группы компаний ВБЦ
В отличие от тендеров, где поставщики соревнуются за контракт на конкурсной основе, закупки малого объема проходят по упрощенной процедуре. Заказчик выбирает поставщика напрямую или через электронный каталог, без конкурса или аукциона. Это ускоряет процесс и снижает бюрократическую нагрузку.
Виды малых закупок
Закупки малого объема бывают двух видов: в электронных магазинах и «с полки».
Электронные магазины. Такие сделки заключают на специализированных онлайн-платформах — например, Единый агрегатор торговли, ТЭК-Торг, РТС-тендер.
Поставщик, то есть бизнес, размещает свои товары, работы или услуги в каталоге, а госзаказчик выбирает подходящие предложения. Или наоборот: госзаказчик размещает объявление о поиске товара, работы или услуги, а поставщик берется выполнить заказ.
Максимальная сумма контракта в электронном магазине — 600 000 ₽.
«В закупки малого объема часто приходит бизнес, который ищет новые каналы продаж. Например, хочет продать залежавшийся на складе товар, который не получилось реализовать другим способом, или распродать остатки.
Также поставщики используют закупки малого объема, чтобы найти новых постоянных клиентов. Если заключить контракт через площадку и успешно его реализовать, заказчики могут продолжить сотрудничать напрямую без процедур на площадках».

Дарья Левушкина
CMO Unisender
«С полки». Это тоже закупки на онлайн-площадке, но с другими требованиями:
— чтобы участвовать в закупках «с полки», бизнесу нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе, ЕИС;
— «на полке» размещают только товары или программное обеспечение. Работы и услуги предлагать нельзя;
— выставить «на полку» можно только товары, которые включены в каталог товаров, работ и услуг, КТРУ;
— поставщик размещает свое предложение «на полке» и ждет, когда госзаказчик его выберет.
«На полке» нет заказов от государственных организаций, как в электронных магазинах. Максимальная сумма закупок — 5 000 000 ₽.
В чем преимущество малых закупок перед тендерами
У закупок малого объема такие преимущества:
- простое участие;
- сделки проходят быстро;
- доступность для малого бизнеса;
- нет ценовой конкуренции.
Простое участие. Поставщикам не нужно готовить тендерную документацию и ждать, пока заявку рассмотрят. Заказчик может выбрать поставщика напрямую или оформить заказ в электронном магазине.
Сделки проходят быстро. В закупках малого объема достаточно заключить договор и предоставить заказчику товар, работу или услугу. В отличие от тендеров в малых закупках не проводят конкурс и торги. Заказчик согласовывает закупку в течение пяти рабочих дней.
«Процедуры занимают от нескольких часов до нескольких дней, что позволяет быстро заключать контракты.
В таких закупках нет объемных и подробных технических заданий, в которых легко запутаться новичку. Не нужно вносить денежный залог или оформлять независимые гарантии в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта. Единственные расходы — комиссия площадки за размещение предложения в электронном магазине или победу в закупке».

Фарида Абдулмежитова
Начальник управления развития группы компаний ВБЦ
Доступность для малого бизнеса. Многие тендеры выдвигают высокие требования к участникам, такие как опыт в госзакупках, гарантия банка или денежное обеспечение заявки. В малых закупках таких требований нет. Это позволяет малому и среднему бизнесу участвовать в госзаказах.
«Сейчас малые закупки доступны для бизнеса, участвовать в них просто, но ситуация может измениться. В 2024 году правительство утвердило концепцию совершенствования закупок малого объема на период до 2027 года.
Могут появиться общие каталоги товаров, работ и услуг, единые требования к выполнению заказов, дополнительный контроль таких закупок. В ближайшее время правила игры могут измениться, и бизнесу придется адаптироваться.
Но пока эта концепция не принята, можно попробовать закупки малого объема на прежних условиях».

Дарья Левушкина
CMO Unisender
Нет ценовой конкуренции. В тендерах поставщики снижают цену, чтобы выиграть контракт, — а это не всегда выгодно. В малых закупках цену фиксируют или обсуждают напрямую с заказчиком.
«Если заказчик найдет более выгодное предложение на другой площадке, он может отказаться от договора без каких-либо санкций. Нужно следить, чтобы цена предложения была конкурентоспособной».

Фарида Абдулмежитова
Начальник управления развития группы компаний ВБЦ
Где проводят закупки малого объема
Закупки малого объема проводят в электронных магазинах, на региональных и муниципальных платформах. Вот самые популярные из них.
ЕИС Закупки. Официальный государственный портал, на котором проводят открытые государственные и муниципальные закупки. На сайте есть график плановых закупок, реестр участников и недобросовестных поставщиков. Портал бесплатный, здесь заключают сделки с максимальной суммой контракта 5 000 000 ₽.
Единый агрегатор торговли. Сайт для закупок малого объема по всей стране. Бизнес размещает на платформе предложения на поставку, а государственные предприятия — заказы. Можно оставить свое предложение и ждать, когда его купят, или искать заказы и выполнять их.
«В России действует более 50 площадок для малых закупок. Одна из самых популярных — Единый агрегатор торговли, который раньше назывался „Березка“. На нем происходит большинство сделок.
Еще есть региональные магазины, в них проходит меньше сделок, но и конкуренция среди поставщиков ниже».

Фарида Абдулмежитова
Начальник управления развития группы компаний ВБЦ
РТС-МАРКЕТ. На этой площадке для бизнеса есть доступ к корпоративным и региональным магазинам, где можно разместить свои товары или услуги. В разделе «Объявления» есть заказы от государственных учреждений, которые можно выполнить, если подходят условия.
OTC.ru. Платформа, на которой размещают заказы государственные и частные компании. В каталоге можно найти закупки малого объема.
ТЭК-Торг. Федеральная площадка, на которой заключают сделки по закупкам малого объема. На сайте чаще размещают заказы из топливно-энергетического комплекса, промышленности и транспортной сферы.
«Если бизнес хочет участвовать в закупках регулярно, лучше нанять штатного специалиста или обратиться к компании, которая оказывает тендерные услуги. Такой посредник поможет правильно оформить заявку и установить конкурентную цену, будет следить за площадкой и находить подходящие контракты».

Дарья Левушкина
CMO Unisender
Если бизнес не может сам найти подходящие заказы или платформу, чтобы выставить свои товары, работы и услуги, можно обратиться к подрядчику. Компании, которые занимаются тендерным сопровождением, помогут заключить сделки в закупках малого объема.
Как участвовать в закупках малого объема
Подготовили пошаговый план действий, как бизнесу участвовать в закупках малого объема. Порядок действий в электронном магазине и при закупках «с полки» почти не отличается.
Шаг 1. Подготовьте документы. Соберите все необходимые документы, чтобы зарегистрироваться на электронной площадке или в ЕИС. Чаще всего от бизнеса требуют:
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- ИНН, ОГРН;
- документы, которые подтверждают полномочия руководителя: приказ, трудовой договор или гражданско-правовой договор;
- банковские реквизиты компании.
Шаг 2. Получите электронную подпись. Чтобы участвовать в закупках малого объема, нужна электронная подпись. Получить ее можно в налоговой службе или у доверенных лиц.
Шаг 3. Зарегистрируйтесь на электронной площадке или в ЕИС. Выберите платформу и тип закупок, в которых будете участвовать.
Регистрация на площадке нужна, чтобы участвовать в закупках на онлайн-платформах с максимальной суммой заказа 600 000 ₽. При регистрации от бизнеса требуют:
- анкету с информацией о компании;
- скан-копии документов;
- подтверждение регистрации при помощи электронной подписи.
Регистрация в ЕИС нужна, чтобы размещать свои товары «на полке» с максимальной суммой заказа 5 000 000 ₽. Рассказали, как это сделать, в отдельной статье.
Шаг 4. Разместите свое предложение на площадке или «на полке». Для этого подготовьте коммерческое предложение и ждите, когда заказчик его выберет.
В предложении нужно указать:
- цену;
- срок поставки;
- документы бизнеса, которые подтверждают, что он может продавать товары или оказывать услуги;
- другие параметры по требованию площадки.
Если участвуете в закупках на электронных площадках, можно не только размещать свое предложение, но и искать заказы. Чтобы найти подходящий, используйте фильтры по категории, региону, стоимости, типу товара или услуги.
Шаг 5. Заключите контракт. Если государственный заказчик выбрал ваше предложение в электронном магазине, «на полке» или если вы сами нашли подходящий заказ на любой платформе, нужно подписать контракт с помощью электронной подписи.
Шаг 6. Выполните обязательства и получите оплату. Доставьте товары, которые указаны в контракте, или окажите услуги и работы в установленный срок. После приемки заказчик подпишет закрывающие документы и оплатит заказ.
Какие есть риски для бизнеса
Во время участия в закупках малого объема бизнес может столкнуться со следующими сложностями:
Заказчик отменил закупку в последний момент. Заказчик может отменить закупку до заключения контракта и не объяснить причину. Это приводит к потере времени и ресурсов — особенно если поставщик уже закупил материалы или зарезервировал товар.
Чтобы снизить риск, не закупайте материалы и не резервируйте товар, пока не подпишете контракт с заказчиком. Заранее изучите рейтинг заказчика, если такая информация есть на площадке.
«Основные риски для поставщиков в закупках малого объема связаны с высокой конкуренцией. Участвовать в закупках несложно, и это привлекает много участников, шансы на победу снижаются.
Также распространен демпинг цен, когда конкуренты предлагают заниженные ставки и делают участие менее выгодным для других.
Дополнительный риск — когда заказчик отменяет закупку до подписания договора. А если контракт уже заключили, главная угроза — невозможность выполнить обязательства или уложиться в срок».

Фарида Абдулмежитова
Начальник управления развития группы компаний ВБЦ
Заказчик не оплачивает заказ или задерживает оплату. Государственные и муниципальные заказчики обязаны оплачивать поставки по контракту, но задержки случаются. Это может привести к кассовым разрывам и финансовым проблемам у поставщика.
Чтобы снизить риск, используйте факторинг — способ финансирования поставки товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа. Такую услугу может предоставлять площадка, где размещены заказы, или банк, который обеспечивает заявку.
Платформа отклонила заявку из-за ошибок в документах. Процедура закупок и требования к документам относительно простые, но заявку могут отклонить даже из-за небольшой неточности или ошибки.
Если участвуете в закупках малого объема первый раз, проконсультируйтесь с юристом или обратитесь к подрядчику, который поможет подготовить документы.
Главное
- Закупки малого объема — способ госзакупок на небольшие суммы без конкурса и аукциона.
- В малых закупках заказчики — государственные, региональные и муниципальные власти и учреждения, а исполнители — предприниматели, юридические лица, а иногда и самозанятые.
- Преимущества закупок для бизнеса: простое участие, быстрое оформление сделки, нет жесткой ценовой конкуренции.
- Закупки малого объема проводят в электронных магазинах, на региональных и федеральных площадках.
- Основные риски для бизнеса: отмена закупки, задержка платежей, ошибки в документах.
Хорошая статья для новичков. Теперь понятно, что не надо искать маленькие закупки на сайте госзакупок.