
Почти половина россиян сталкивались с выгоранием, показал опрос школы Skillfactory и маркетингового агентства uForce среди 1 400 жителей страны. Однако бизнес относится к проблеме выгорания сотрудников по-разному: в одних коллективах его стараются профилактировать, в других — считают жалобы на усталость от задач манипуляцией.
Бизнес-секреты узнали у предпринимателей с противоположными точками зрения, как они относятся к проблеме выгорания и какие правила есть в их коллективах.
Максим Кульгин: не верит в выгорание и мотивирует сотрудников только зарплатой

Проблемы выгорания нет — ее создали нежные миллениалы в попытке оправдать свою бестолковость. За 10 лет я ни разу не слышал про выгорание от программистов. Если кто-то устал, он может честно об этом сказать и попросить другую задачу или пару дней на то, чтобы отвлечься. Сотрудники читают мой телеграм-канал и знают, что я считаю выгорание ерундой, — может быть, поэтому с такой «проблемой» и не подходят.
Кто часто выгорает, может пойти ловить крабов в Баренцевом море или работать обвальщиком куриц на заводе — и через 2—3 недели прибежать обратно в уютный офис, забыв термин «выгорание».
Никакой другой мотивации к работе, кроме материальной, нет. Поэтому и других инструментов для вдохновения у нас тоже нет — только честная зарплата. Хорошо работаешь — отлично, ценным специалистам платим соответствующе. Плохо работаешь — расстаемся.
С кандидатами мы не обсуждаем склонность к выгоранию: обговариваем, что надо делать и сколько платим. Пожимаем руки, работаем. Есть объем работ на неделю, который вместе согласовали, и люди спокойно выполняют задачи.
Что-то не нравится в условиях — ищи другую работу, у нас не армия. На одну вакансию программиста мы получаем по 300 откликов, поэтому проблемы найти подходящего сотрудника нет.
Родион Скрябин: тратит четверть бюджета компании на благополучие сотрудников

В диджитале у ребят может быть много причин для выгорания: спринты на сложных проектах, непростые переговоры, ошибки.
Чаще всего выгорание случается у достигаторов. Все начинается с неуемного энтузиазма, а потом эти тлеющие уголечки отказываются от друзей, хобби и других приятных вещей и буквально кладут жизнь на алтарь успехов на работе.
Я сам был на месте этих самых достигаторов, поэтому думаю, что выгорание — реальная проблема.
Работать с такими ребятами непросто: они могут в любой момент сломаться, начать конфликтовать с коллегами и утратить эффективность. Поэтому логичнее профилактировать выгорание сотрудников и работать с классными ребятами много лет вместо того, чтобы пачками менять их на новых, которые скоро тоже выгорят.
Чтобы предотвратить выгорание или справиться с ним, важно, чтобы компания и сотрудник работали сообща. У каждого своя зона ответственности. Со стороны компании — это понятные и предсказуемые процессы, корпоративные психологи, адекватная корпоративная культура, образование и развитие и другие штуки. А сотрудник должен уметь планировать свое время, чтобы не перерабатывать, хорошо спать, заниматься спортом и пользоваться теми возможностями, которые дает компания.
В Палиндроме много таких инструментов: корпоративные психологи, к которым может записаться каждый сотрудник, дыхательные практики три раза в неделю, чтобы разгрузиться к концу рабочего дня, палиндромат — специальный бот, чтобы сотрудники получали благодарности от коллег и чувствовали, что в их работе есть смысл. Через палиндромат сотрудники могут подарить коллегам специальные монеты, которые можно потратить на заботу о себе: например, «купить» выходной или личную консультацию у CEO.
Также сотрудники могут чем-то поделиться на встречах one-to-one с руководителем и вместе с ним найти решение проблемы.
У нас есть сотрудник, который пришел на позицию редактора, но понял, что перестал чувствовать себя комфортно, и сказал об этом руководителю. HR-директор быстро среагировала и перевела сотрудника на внутренние коммуникации. Теперь он помогает команде ощущать себя в своей тарелке: проводит лекции, внедряет автоматизацию и новые инструменты вроде таск-трекера, корпоративного мессенджера и других полезных штук. Неизбежного выгорания удалось избежать.
Мы закладываем на профилактику выгорания около 25% от общего бюджета. Пусть результат от этих инструментов нельзя перевести в конкретные цифры, я уверен, что они полностью себя окупают. Мы получаем более предсказуемое состояние команды, эффективных сотрудников, высокое качество работы и довольных клиентов. Соответственно — классные кейсы и еще больше клиентов.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Чья позиция вам ближе? Почему?