Однажды я устал наблюдать, как в бизнес приходят молодые люди, полные разочарования, неуверенности и зависимости от указаний. Это были талантливые ребята, но их никто не научил работать самостоятельно, решать задачи и брать на себя ответственность. Я понял, что проблема начинается намного раньше — ещё в школе. Тогда я и решил: нужно создать систему обучения, которая не просто даст знания, а сформирует лидеров, готовых не только следовать за кем-то, но и вести за собой других.
Научить критическому мышлению
Первое, что нужно будущему успешному сотруднику или руководителю, — это умение мыслить критически. Важно не просто получать информацию, но и уметь её анализировать, ставить под сомнение, проверять на прочность.
12 лет назад я открыл школу робототехники и программирования «Лига Роботов». В наших программах ученики сталкиваются с реальными задачами, которые требуют нестандартного подхода и критического осмысления. Без этого невозможно найти решения, которые двигают мир вперед.
А еще на занятиях мы любим поспорить с учениками. Есть несколько ребят, которые вступили в дебаты будучи восьмилетками, а с уверенностью побеждать начали ближе к 14 годам. Приятно видеть, как ребенок учится отстаивать свою точку зрения, используя факты, аналитику и умение убеждать.
Развить самостоятельность и инициативность
Самостоятельность — ключевое качество, которое отличает лидера от исполнителя. Это не просто умение выполнять задания, но способность брать на себя инициативу, находить решения и не ждать указаний сверху. В процессе обучения мы ставим перед учениками задачи, которые не имеют очевидных ответов. Мы учим их действовать самостоятельно, ставить перед собой цели и двигаться к ним без постоянного контроля.
Олег начинал путь в компании как джуниор IT-специалист. Довольно быстро он вырос до уровня мидла, собрал команду и стал руководителем отдела. Когда процессы были отлажены настолько, что не требовали постоянного вмешательства, Олег решился купить франшизу. Сейчас он развивает «Лигу Роботов» в Якутске, а недавно стал лидером нашего нового направления — киберспортивной школы. Без его горячего желания и инициативности не произошло бы ровно ничего.

Формировать навыки командной работы
Один из самых недооцененных навыков — умение работать в команде. Даже самые талантливые специалисты могут оказаться бесполезными, если не умеют взаимодействовать с другими. Мы делаем упор на совместные проекты, где каждый ученик учится не только быть частью команды, но и проявлять лидерские качества. Это позволяет им научиться распределять роли, делегировать задачи и находить общий язык с людьми с разными точками зрения.

Развивать ответственность и устойчивость к стрессу
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются современные молодые люди, — неспособность справляться со сложностями. Мы сталкиваем учеников с вызовами, которые требуют от них проявления ответственности и устойчивости к стрессу. Они учатся понимать последствия своих решений, брать на себя ответственность за результат и не бояться неудач. Это важные качества, которые необходимы не только в бизнесе, но и в жизни.
Когда мы только начали набирать тренеров для киберспорта, Олег столкнулся с проблемой. Было сложно вступать нишу, где мало что понимаешь, да и конкурентов особо нет. Тренера и методисты предлагали противоположные стратегии обучения. Тогда мы взяли паузу, и Олег решил пойти по проверенному пути, который мы годами развивали в Лиге. 20% теории, 80% практики и большой упор на когнитологию.
Тренеров разделили на команды. Первая продумывает конкретные способы победить в любой игре. Вторая занимается наполнением занятий. Третья учится продавать продукт. Теперь у нас нет бесполезных споров, Олег со своим партнером регулярно проводят встречи и структурируют весь материал, чтобы каждый тренер мог пользоваться им на занятии.
Воспитать страсть к обучению и инновациям
Мир меняется стремительно, и без постоянного стремления к знаниям невозможно оставаться на вершине. Важно не просто дать базовые знания, но и развить у учеников интерес к обучению и новым технологиям. Мы создаём среду, где инновации становятся частью повседневной жизни, где каждый ученик учится быть гибким и готовым к изменениям. В результате они выходят в мир с пониманием того, что учиться нужно постоянно, а новые идеи — это не страх, а возможность.
Главное, что мы делаем для этой цели — это неспешное, глубокое и поэтапное обучение. У нас нет цели сделать семилетнего ребенка гением. Вообще нет цели сделать кого-то гениями. Важно дать детям знания, которые они могут потянуть по возрасту, чтобы им было интересно и не сильно напряжно. Почти каждый наш ученик хотя бы немного опережает школьную программу по техническим наукам, но не потому, что мы его загоняем. Именно интерес разжигает в нем желание узнать и сделать больше, чем требует школа.
Когда я основал Лигу Роботов, моя цель была не просто обучать детей программированию и робототехнике. Я хотел создать систему, которая бы готовила новое поколение лидеров, готовых брать на себя ответственность, критически мыслить и действовать самостоятельно. Все наши программы строятся на этих принципах, и сегодня я с гордостью могу сказать, что наши ученики выходят из школы не просто специалистами, но людьми, готовыми менять мир.
Мы верим, что будущее — за теми, кто умеет не только следовать правилам, но и создавать свои собственные. И наша миссия — помочь раскрыть потенциал не только Олега, но и каждого, кто однажды к нам попадет.
Как считаете, какая важнейшая черта для босса?