В компании, история которой насчитывает 30 лет, была поставлена задача трансформации: создать условия для роста, не жертвуя качеством научных и технологических компетенций. Это не просто попытки увеличить объемы производства или клиентской базы. Это задача, которая требует балансировки между инновациями, мотивацией сотрудников и созданием гибкой, но эффективной модели управления. И все — с фокусом на людях, на их ресурсном состоянии и креативных силах.
Зачем нужны изменения
Химическая компания «Макромер» — российское научно-производственное предприятие. Мы разрабатываем с нуля и производим полимерную и техническую химию. Компания была создана на базе отдела олигомеров ВНИИ синтетических смол, то есть это предприятие с высоким уровнем научных компетенций и сильной репутацией на рынке.
В течение последних нескольких лет наблюдались стабильные экономические показатели: выручка и валовая маржа держались на хорошем уровне, клиенты продолжали находить нас благодаря качеству и постоянству продуктов. Но кадровый состав застрял в привычных процессах и подходах. Приток молодых специалистов, особенно ученых, остановился. Наше особое внимание привлек тот факт, что отрасль, частью которой является «Макромер», растет ежегодно на 15%. Это означало, что, при всех наших хороших показателях, мы теряли долю рынка. Когда мы осознали, что стабильность без развития — это упущенные возможности, приняли решение о трансформации компании.
Наша идея заключалась в том, чтобы выйти на темп роста, опережающий темп роста индустрии. И сделать это, сохранив внимание к каждому сотруднику, его уникальному потенциалу и ресурсному состоянию. Выбранный подход к изменениям для себя мы называем «кайдзен по-русски». Вдохновленные философией непрерывного совершенствования, начали искать способ улучшать каждую деталь, но без жестких и авторитарных методов управления.
Ключевые принципы трансформации
Люди — не машины, их ресурс нестабилен, нельзя «надавить на газ» или «подключить турбонаддув». А когда дело доходит до уникальных исследовательских задач, на которых и специализируется «Макромер», тут ценность ресурсного состояния людей становится почти абсолютной. Исходя из этого мы и сформировали ключевые принципы трансформации.
Поддерживаем творчество. Разработка сложных химических продуктов требует постоянного поддержания высокого научно-технического потенциала. Наши специалисты не просто выполняют задачи — они создают инновации, которые формируют технологические и производственные процессы. Поэтому мы активно развиваем и поддерживаем компетенции, связанные именно с поиском нестандартных решений и внедрением новаторских подходов.
Развиваемся через людей. Любые изменения должны быть направлены не на привлекательное упрощение, а на создание новых возможностей для наших специалистов. Этот подход потребовал переработки процессной модели компании с акцентом на интеграцию компетенций. Полная перестройка коснулась всех бизнес-процессов, включая подбор и привлечение персонала.
Скорость важна, но. Применение прикладных научных решений в области химии требует не просто быстрой реакции, а продуманного подхода к каждому этапу разработки и адаптации продукта. Да, наша цель — минимизировать время полного цикла от идеи до реализации. Но для каждого продукта или проекта время определяется индивидуально, с учетом уникальности каждого цикла.
«Не ломаем кости». Я как руководитель привношу свою личную философию в стратегию развития. Своей задачей вижу создавать атмосферу изменений без разрушительных процессов. Мы должны ускоряться, но нельзя забывать о времени на адаптацию специалистов к новым условиям.
Как это выглядит на практике
Одной из ключевых проблем, с которой мы столкнулись, была классическая линейно-функциональная структура. Компания была разделена на три основные «вертикали»: департамент продаж, НТЦ (научно-технический центр) и производство. Ослабление горизонтальных связей между ними приводило к недопониманию и падению эффективности в работе. Продавцы сетовали на нехватку инновационных продуктов, способных конкурировать по себестоимости и удовлетворить требования рынка. Поэтому они обвиняли научно-технический центр в недостаточно активном создании таких продуктов.
Научные работники, в свою очередь, жаловались, что департамент продаж не умеет эффективно продвигать и коммерциализировать уже разработанные продукты, из-за чего уникальные рецептуры оставались невостребованными. Производственный блок также испытывал трудности: постоянные изменения в календарных планах продажников и не всегда проработанные с технологической точки зрения продукты от НТЦ.

Мы приняли решение радикально изменить организационную модель, преобразовав ее в продуктово-дивизионную. Сформировали отдельные продуктовые линейки, где люди подобрались по максимальной экспертности: глубокое знание продуктовой линейки, либо глубокое знание рынка применения продуктов и коммерческого продвижения. В рамках этих линеек сформировались департаменты, объединяющие разработчиков и коммерсантов.
Макромер 2.0: первые результаты
За три года мы удвоили выручку компании, при этом сохранив уровень валовой маржи, что стало возможным благодаря плотной связке между разработчиками и коммерсантами, взаимодействию между отделами, ускорению исследований и коммерциализации разработок.
Рост более 30% год к году
Возникновение новых департаментов позволило нам сфокусировать ограниченные ресурсы разработчиков на меньшем числе задач с высоким приоритетом. Это ускорило коммерциализацию разработок. Новая оргструктура не только обеспечила более тесную связь между научными разработками и отделом продаж, но и позволила нам работать с теми задачами, которые раньше могли показаться сложными или даже невозможными для решения.
Внедрение культуры действий и поиска решений, как научных, так и коммерческих, стало ключевым элементом нашей трансформации. Мы научились смотреть на ошибки как на неизбежный, но очень важный фактор обучения, который помогает нам двигаться вперед.
Как «Макромер» справляется с трудностями
На текущем этапе развития перед нами стоят несколько ключевых задач, которые определяют стратегию на ближайшие годы. Планы по их решению полностью опираются на нашу философию и выбранные принципы трансформации.
Поиск и привлечение талантливых научных кадров. У нас гораздо больше идей и проектов, чем людей, которые могут их реализовать. В результате приходится жестко приоритизировать задачи и фокусироваться на самых критичных научных поисках и разработках.

Мы создали компанию в Москве, которая получила статус резидента ИНТЦ «Воробьевы Горы». В перспективе она будет служить местом трудоустройства для тех специалистов, которые не готовы к переезду во Владимир, а также для сотрудников, которые проявляют готовность участвовать в стратегических проектах в Москве. Так мы стараемся воплотить принципы поддержки творчества и развития через людей.
В компании, где работают чуть больше 250 человек, все друг друга знают в лицо. И наши процессы — это не просто бизнес-операции, а совместное движение в одном направлении, основанное на общих ценностях и стремлении к постоянному развитию.
Я лично вовлечена в процесс подбора сотрудников — от начальной оценки анкет до многих собеседований. Это не простая формальность. Мы не только проверяем профессиональные компетенции, но и ведем своего рода философский разговор, чтобы понять личные убеждения и стремления кандидата. Для нас важно, чтобы кандидат гармонично вписывался в коллектив, разделял принципы и подходы, которым мы следуем.
Конкуренция с китайскими производителями. Иностранные производители активно используют ценовой демпинг для захвата рынка. Особенно это касается экспортной деятельности, поддерживаемой китайским государством.
Поэтому мы сфокусировались на детализированном управлении производственными затратами и накладными расходами. Развивая коммуникации между разработчиками, снабженцами, производственниками и финансовыми специалистами, нам удается активно работать над оптимизацией процессов и управлением себестоимостью. А значит, в результате — успешно конкурировать по большинству продуктов.
Цифровизация и автоматизация. Наш бизнес по своему ДНК является научно-производственным и ориентирован на опытные и исследовательские работы. Сейчас он сталкивается с необходимостью перехода на новый уровень. Мы подрастаем к среднетоннажному производству, и это требует активной цифровизации и автоматизации процессов.
Никакие традиционные IT-интеграторы, работающие с типовыми процессными моделями, не смогут помочь, потому что наша организационная структура постоянно изменяется в ходе трансформации бизнеса. Поэтому мы приняли решение осуществить внедрение системы управления бизнесом 1С ERP своими силами. В течение полутора лет успешно развиваем проект: разработали концептуальную архитектуру, внедрили блоки нормативно-справочной информации и основные процессы управления учетом складов, производства и отгрузки продукции. Это стало основой для дальнейшей работы по внедрению модулей управления закупками, планирования производства и сбыта.
Когда вы, наконец, цифровизируете мою функцию?!
Когда инициативная группа проекта цифровизации и автоматизации начинала работу, от коллег приходилось слышать: «Вы никогда не разберетесь и ничего не достигнете!» Сегодня на предприятии уже сформировалась группа, которую можно назвать «квалифицированные пользователи», и они буквально требуют: «Когда вы, наконец, цифровизируете мою функцию?!» Я воспринимаю такую реакцию как однозначную поддержку и признание роли проекта цифровизации и автоматизации.
Мы даем людям пространство, чтобы высказаться в любом ключе, в том числе и негативном. Если это конструктивная критика, то можем принять ее к сведению. Неконструктивные комментарии — сигнал о том, что у человека недостаточно ресурса и стоит его поддержать. Пусть даже и просто добрым словом. Это иногда оказывается очень важно.
Впереди самый сложный и ответственный этап — поиск решения по управлению научными разработками и вопросы управления скоростью НИР и ОКР, которые должны укрепить и развить наши конкурентные преимущества: кто выигрывает в скорости разработки новых продуктов и обновления существующих — тот заберет себе рынок.
Трансформация «Макромера» показала, что даже в традиционном, стабильном бизнесе можно достичь существенного роста, если выстраивать эффективные горизонтальные связи, поддерживать инновационное развитие и уделять внимание ресурсному состоянию людей. Компания не только адаптировалась к новым вызовам, но и перезапустила бизнес-процессы, получив положительные финансовые результаты. Впереди — продолжение работы над инновациями, цифровизацией и адаптацией к постоянно меняющимся рыночным условиям.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.