Юридический бизнес стремительно растет и адаптируется под новые условия. Вслед за ним и спешит адаптироваться юридический маркетинг. Мы начинали заниматься юрмаркетингом в 2010 году, и точно могу сказать, что если раньше было достаточно сделать более-менее рабочий сайт, настроить рекламу и осуществлять публичную активность, то сейчас все стало намного сложнее. На какие аспекты маркетинга обратить внимание? Какие тренды стоит учитывать? И, в конце концов, куда стоит инвестировать деньги? В этой статье я постараюсь ответить на все эти вопросы.
Тренд №1. Стратегия — наше все
Главный тренд, который я хочу отметить, — это стратегия в юрбизнесе. Все больше юридических компаний начинают воплощать в жизнь принцип «семь раз отмерь — один раз отрежь». Осознанное обдумывание стратегического плана позволяет нам минимизировать риски неудач в юридическом бизнесе.
Юридические компании активно проводят стратегические и партнерские сессии, на которых совместно обсуждается будущее юркомпании, а также план по достижению этого будущего.
Ключевые выводы. Рассмотрите перспективу развития своего бизнеса на ближайшие 5 лет. Не пренебрегайте планированием. Зафиксируйте на бумаге ответы на базовые вопросы:
- На какую выручку идет ваша компания?
- С каким брендом?
- На какие рынки?
- С каким продуктом?
- Какие инструменты и технологии вы будете использовать для достижения ваших бизнес-целей?
Четкое понимание куда и зачем вы идете — это уже большой шаг к успешному продвижению вашей юридической практики. Стратегия — это основополагающий этап в продвижении любого бизнеса, не только юридического. Я даже написал об этом в своей книге “Маркетинг для управляющих партнеров”. Если у вас небольшая начинающая практика, и вы пока не готовы тратить деньги на консультантов, рекомендую самостоятельно погрузиться в проблему и разобраться со стратегией вашей практики.
Тренд №2. Укрупнение и усиление команд
Бизнес — это командный вид спорта. Хорошая мысль, которая нам демонстрирует природу юридического бизнеса. Чем лучше и опытнее у вас команда, тем легче вам конкурировать на рынке. Именно поэтому на рынке существует тренд по осознанному усилению и укреплению команд.
Посмотрите два примера:


Все эти примеры показывают, как компании объединяются для того, чтобы конкурировать на рынке одним фронтом, предлагать клиентам более интересные комплексные решения, а также передавать друг другу клиентов.
В таком объединении есть и очевидный экономический плюс — маркетинг делать, например, на четверых значительно проще и дешевле, чем в одиночку.
Ключевые выводы. Не стройте юридический бизнес в одиночку. Если вы частнопрактикующий юрист, то срочно открывайте свой юридический бизнес или ищите команду, к которой вы можете присоединиться. У вас уже есть юридический бизнес? Тогда срочно ищите тех, с кем вы можете установить партнерские связи и кто может усилить вашу команду. Еще раз запомните, бизнес — это командный вид спорта.
Тренд №3. Его величество продукт
Представьте, что вы открываете ресторан. Можете ли вы написать в своей рекламе «Мы продаем еду»? Нет! Никого просто едой уже не удивишь. То же самое происходит и в юридическом бизнесе. Никому не нужны просто «юридические услуги». Клиенты ждут от юристов решения конкретных проблем, и рынок юридических услуг откликается на это тем, что юристы начинают формировать конкретные юридические продукты.
Посмотрите эти примеры:

Прогрессивная адвокатура тоже тяготеет к решению конкретных проблем своих клиентов. Посмотрите подход Адвокатского бюро «ZKS».

Ключевые выводы. Сфокусируйтесь на решении конкретных проблем клиентов. Например, продаете «Решение арбитражных споров»? Начните лучше продавать «Коммерческие споры», укажите, какие именно вы будете продавать. Помните, что клиент нам платит за решение его юридических проблем. И чем точнее мы сформулируем и предложим решение проблемы клиента на рынке, тем более вероятно, что мы продадим наши услуги.
Тренд №4. Уход в специализацию по клиенту
Раньше, когда я спрашивал: «Какие вам нужны клиенты?», юристы мне отвечали: «Любые, у которых есть деньги». Такой подход не очень эффективен с точки зрения маркетинга, так как пока мы не понимаем, кто наш целевой клиент, то и поиск этого клиента затруднен. Это как идти на охоту на зверя, формулируя себе задачу: «Мне нужен любой зверь, у которого есть много мяса».
Чтобы делать эффективный маркетинг, мы должны знать своего потенциального клиента «в лицо». Именно поэтому, вот уже 14 лет, мы сфокусировано работаем с юристами.
Хотите добиться успеха в юридическом маркетинге в 2025 году? Идите в специализацию по клиенту.
Посмотрите, например, как это делает Адвокатское бюро «А-ПРО»:

Ключевые выводы. Начните фокусироваться на конкретных клиентских нишах. Помните: тоньше нарежешь — дороже продашь. Что тут еще можно добавить?
Тренд №5. Крутая упаковка юридического бизнеса
Принцип «встречают по одежке» полностью ворвался в юридический маркетинг. Мы не можем привлекать клиентов в юридическом бизнесе со страшным сайтом, с видеороликами, записанными на телефон с внешним микрофоном. Теперь юристы заказывают классные сайты, делают крутые презентации и ремонтируют офисы по проектам дизайнеров интерьеров.
Современный клиент хочет работать со стильными современными юристами. Именно поэтому так важна упаковка вашего юрбизнеса. Помимо «визуальных понтов», упаковка позволяет нам буквально разжевать клиенту, что мы продаем и почему нужно купить именно у нас. Помните, у нас с вами услуги — неосязаемый товар на рынке, и наша задача сделать так, чтобы клиент понял, что мы продаем и почему нужно доверять именно нам. Все это достигается в том числе и через упаковку. Попробуйте, например, на практике договориться с клиентом на хороший гонорар, ведя переговоры в дачной одежде.
Посмотрите пример, как юридическая компания заботится о своем имидже, разрабатывая фирменный стиль своего бренда:

Тренд №6. Смена отношения к продажам
Сейчас у многих юристов в голове есть парадигма — «я хороший юрист, я должен писать хорошие процессуальные документы и отлично выступать в судах». Рынок заставляет юристов менять мышление на «хочешь быть успешным юристом, умей продавать свои услуги».
Юридический бизнес четко расставляет приоритеты, на рынке очень много просто хороших юристов, но чтобы бизнес развивался и процветал, нужно еще найти клиента и продать ему.
Ключевые выводы. Где бы вы ни работали — в своем бизнесе или в партнерском, развивайте свои навыки продаж. Учитесь привлекать клиентов, учитесь вести деловые переговоры. Как это сделать на практике? Читайте следующие два пункта.
Тренд №7. Активное участие в мероприятиях
Потребность в привлечении клиентов заставляет юристов искать способы по практической реализации этой задачи. Один из естественных способов найти себе клиента, это познакомиться с ним на деловом мероприятии. Именно поэтому современные юристы активно изучают целевые мероприятия и участвуют в них. Я бы хотел отметить два ключевых тренда, которые существуют в работе с мероприятиями.
Во-первых, это участие как спикера. Юристы ищут возможность показать свои знания и компетенции перед целевой аудиторией.
Во-вторых, активное участие в онлайн-мероприятиях. В пандемию резко возросла их популярность. Люди стали к ним проще относиться, и участие в таких мероприятиях стало популярной идеей.
Ключевые выводы. Хотите в 2025 году привлекать хороших клиентов, осознанно ищите публичные выступления. Готовьтесь платить за них деньги. А еще — активно качайте свои ораторские навыки, так как никому не нужны скучные спикеры.
Тренд №8. Осознанный нетворкинг в профессии юриста
Хочешь привлечь хороших клиентов? Будь в тусовке. Рынок сейчас любит тусить и предлагает нам кучу вариантов, как войти в тусовку на практике. Всевозможное количество бизнес-клубов, различные ретриты, регаты на яхтах, походы в горы. На рынке вы сейчас найдете бесчисленное количество тусовочных мероприятий, где вы можете провести классно время и, главное, познакомиться с целевой аудиторией.
Ключевые выводы. Чтобы хорошо знакомиться с потенциальными клиентами, вы должны быть интересны целевой аудитории. Развивайте свои навыки активного слушания, приобретайте интересные хобби и увлечения, ну и, самое главное, начните выходить в свет и будьте открыты для общения. Рассмотрите для себя возможность участия в бизнес-клубах. Там организаторы предлагают огромное количество возможных мероприятий.
Тренд №9. Увеличивающиеся бюджеты в маркетинге
И добавлю ложку дегтя. Маркетинг стал дорогим удовольствием. Даже в регионах влить в маркетинг юридической компании 150-300 тыс. рублей в месяц не составляет большого труда. В Москве за одно выступление спикера на хорошем мероприятии могут попросить 400- 500 тыс. рублей.
Ключевые выводы. Ищите деньги на маркетинг. Помните, в бизнесе больше сдавшихся, чем проигравших.
Общее резюме. Юридический маркетинг становится все сложнее и все требовательнее к реализации. Юристам для успешного развития практики необходимо осваивать навыки маркетингового планирования, понимать общий спектр маркетинговых инструментов и как их применять для своего проекта.
Учитывая активно меняющуюся ситуацию в экономике и мире, стратегические сессии просто необходимы для растущей практики, чтобы свериться с партнерами и определить вектор развития на ближайший год. Не пренебрегайте этим инструментом, а при планировании учитывайте тренды отрасли.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.