Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Владельцы сезонного бизнеса сталкиваются с особыми вызовами, которые усложняют его поступательное развитие. Речь о зависимости от пикового спроса, сложностях с покрытием расходов в низкий сезон и высоком уровне неопределенности. Однако эти проблемы можно решить за счет удержания клиентов. Рассказываем, как это работает.

Основные вызовы сезонного бизнеса

Пик активности сменяется затишьем. Сезонный бизнес — это компания, в которой доходы зависят от времени года, погоды или праздников. Так, летом растет спрос на пляжные аттракционы, зимой — на лыжные курорты, а в преддверии Нового года — на елки и подарки. Поэтому продажи подвержены значительным колебаниям, что приводит к нестабильным доходам. Причем все зависит от степени сезонности, так, при умеренной — изменения в продажах могут составлять 10-20%, а при жесткой — до 50% и даже до 100%.

Статистика поисковых запросов по данным «Яндекс.Вордстат» за 2023 год
Статистика поисковых запросов по данным «Яндекс.Вордстат» за 2023 год

Колебания спроса на услуги шиномонтажа и велопроката на основе поисковых запросов по данным «Яндекс.Вордстат» за 2023 год

Колебания спроса на услуги шиномонтажа и велопроката на основе поисковых запросов по данным «Яндекс.Вордстат» за 2023 год

Расходы остаются даже в несезон. Бизнес продолжает нести расходы на аренду, зарплаты сотрудников, коммунальные платежи (электроэнергия, вода, отопление) и другие обязательные статьи затрат, даже когда продажи падают. Если бизнес покрывает только операционные расходы и не накапливает резервов, то при первом же кризисе он может оказаться под угрозой закрытия.

Высокий уровень неопределенности. Даже если в прошлом сезоне спрос был высоким, в следующем — ситуация может измениться. Пример: у Ивана есть шиномонтаж, но вдруг ближе к сезону рядом с его точкой открываются конкуренты, которые предлагают услуги по замене шин дешевле, то есть фактически демпингуют цены. Они могут начать работать в минус ради наработки клиентской базы, в то время как спрос на услуги шиномонтажа у Ивана заметно снизится, а значит, снизится и годовой доход.

Другая ситуация: владелец базы отдыха на берегу моря может столкнуться с холодным и дождливым летом, из-за чего количество туристов снизится, а вместе с этим упадут доходы.

Как сезонному бизнесу минимизировать риски

Чтобы снизить влияние сезонных колебаний, бизнесу необходимо работать над увеличением разрыва между годовым доходом и расходами. Сделать это можно двумя основными способами:

  • продавать старые услуги новым клиентам;
  • продавать новые услуги старым клиентам.

Работа с текущей клиентской базой — более выгодная стратегия. Так, согласно Harvard Business Review, привлечение нового покупателя может оказаться в 5–25 раз дороже, чем удержание старого. При этом постоянные клиенты не только приносят больше денег за счет более высокого среднего чека, но и в конечном счете могут стать амбассадорами бизнеса, рекомендуя его друзьям и знакомым.

Продажа новый услуг старым клиентам будет сказываться на росте их LTV (Lifetime Value). Это один из ключевых показателей в бизнесе, отражающих сумму, которую клиент приносит за все время. LTV будет расти, если:

  1. Клиент покупает реже, но на большие суммы. Однако здесь есть существенный недостаток — цены имеют свой потолок. К тому же, повышение цен сужает целевую аудиторию. Например, если стоимость замены резины в шиномонтаже составляет 4000 рублей, а конкуренты предлагают аналогичную услугу за 2500 рублей, часть клиентов просто уйдет туда, где выгоднее.
  2. Клиент совершает покупки чаще. Если покупатель разово потратил 100 000 рублей, это менее выгодно для компании, чем если он приходит каждый месяц и тратит 5000 рублей. Ведь через два года его LTV составит 120 000 рублей и продолжит увеличиваться с течением времени.

Как сподвигнуть клиентов на более частые покупки

Поскольку работа с текущими клиентами приносит больше результатов, чем постоянный поиск новых, бизнесу выгоднее работать над повышением их LTV за счет увеличения retention rate — метрики, показывающей, сколько покупателей вернулось на X день, X неделю или X месяц после первого визита. Для увеличения ретеншена бизнес может прибегнуть к следующим шагам.

Расширение спектра услуг или ассортимента товаров. Добавление новых услуг позволяет привлекать клиентов не только в сезон. Например, шиномонтажные мастерские могут также предлагать:

  • мелкий ремонт и диагностику;
  • хранение шин;
  • услуги помощи в дороге.

Однако расширяя услуги, важно учитывать, что потребуется либо нанимать новых специалистов, либо обучать существующих. В этом могут помочь отраслевые IT-решения. Например, в случае с шиномонтажным пунктом это могут быть справочники с норма-часами и инструкциями по проведению ремонта для механиков.

Введение программ лояльности. Многие компании предлагают скидки, но часто делают это без четких условий. Например, если клиенту дают 15% скидку на следующий визит, он может вернуться через неделю, а может и через год. Чтобы снизить неопределенность, важно устанавливать временные рамки. Так, скидка может действовать в течение 30 дней после последнего визита, а если компания начисляет клиентам бонусы за покупки, можно изначально обозначить, что они сгорят через 4-6 месяцев.

Для повышения эффективности действий по этому направлению, можно также мотивировать персонал на проактивную работу с клиентами. Например, это может быть дополнительный бонус за каждого вернувшегося в определенный срок клиента.

Персонализация клиентского опыта. Индивидуальный подход повышает лояльность клиентов и позволяет выделиться на фоне конкурентов. Например, шиномонтаж может присылать напоминания о сезонной замене резины. А если мастерская также оказывает услуги мелкого ремонта, можно использовать IT-решения, которые позволяют фиксировать несогласованные работы в карточке клиента. Допустим, механик порекомендовал заменить тормозные колодки, но клиент решил с этим повременить. Специальные системы учета позволяют фиксировать такие работы, чтобы администратор или сам мастер могли впоследствии напомнить о них клиенту при следующем визите.

Еще один важный инструмент в этом контексте — RFM-анализ, который помогает сегментировать клиентов по трем параметрам:

  • recency (давность последней покупки);
  • frequency (частота посещений);
  • monetary (общая сумма покупок).

Например, клиенты, которые давно не делали покупок, могут получить специальные предложения, стимулирующие их вернуться.

Активная работа с клиентской базой перед сезоном. Сезонному бизнесу важно заранее напоминать клиентам о себе. Например, тот же шиномонтаж может заблаговременно разослать по базе предложение: «Не ждите зимы! Переобуйтесь до 20 ноября и получите подарок». И тем самым привлечь большее число клиентов.

Проведение постобслуживания и получение обратной связи. Вовремя поняв или узнав о причинах недовольства клиента, можно заметить сигналы о его приближающемся уходе и принять соответствующие меры по устранению недостатков, чтобы предотвратить отток. Сделать это можно с помощью простых опросов в автоматической рассылке в мессенджерах — такая функцию часто можно встретить в отраслевых SaaS-решениях.

Например: «Оцените свой последний визит по пятибалльной шкале, отправив в ответ на это сообщение цифру от 1 до 5». Уже после можно вручную обрабатывать клиентов, которые поставили низкие оценки, выясняя их проблемы и причины недовольства, предотвращая их уход.

Резюме

Сезонные бизнесы впрочем, как и любые другие, неизбежно сталкиваются с проблемами. Хотя вызовы довольно специфичны, их можно преодолеть. Главное — не полагаться только на сезонные всплески, а работать над долгосрочной стратегией и увеличивать ретеншен, который помогает снизить зависимость от сезонного спроса. Ведь благодаря этому сезонный бизнес сможет не только успешно пережить сложные периоды, но и заложить основу для роста и устойчивого развития.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Бекзод Камилов
Бекзод Камилов

О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных