Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Не секрет, что в бизнесе каждая коммуникация преследует конкретные цели, будь то продвижение идеи, презентация продукта, либо простое уточнение деталей совместного проекта. В этой статье поделюсь идеями и наблюдениями, которые могут помочь стартапу или небольшой компании не только улучшить процесс коммуникаций, но и переосмыслить тактику взаимодействия с «кровавым корпоратом».

Продажа как основа деловой коммуникации

Чтобы структурировать любой диалог, полезно принять единую позицию: любая деловая коммуникация — это продажа. Возможно, терминология вызовет споры, ведь у кого-то слово ассоциируется с агрессивностью или принуждением. Однако, если взглянуть шире, «продать» означает передать ценность и установить взаимопонимание. Такая позиция помогает сделать фокус на интересах каждой стороны и, как следствие, выстроить аргументацию и структуру беседы.

Деловая коммуникация: искусство передачи ценности через диалог
Деловая коммуникация: искусство передачи ценности через диалог

Каждый диалог — это искусство продажи: не навязывайте, а передавайте ценность, создавая взаимопонимание

Каждый диалог — это искусство продажи: не навязывайте, а передавайте ценность, создавая взаимопонимание

Подготовка — не продуктовая презентация. Вернее, не только она. Когда речь заходит о подготовке, многие команды ограничиваются стандартной презентацией, где рассказ о продукте превращается в перечень преимуществ. В результате предполагаемый диалог о взаимной выгоде сваливается в монолог стартапа с финальным запросом — инвестиций, продаж, пилотного тестирования. Интересы второй стороны, при этом, зачастую выносятся за скобки, а простое уточнение целесообразности запроса часто ставит питчующуюся команду в тупик.

В такие моменты лучше взять предварительную паузу и самому себе честно ответить на следующие вопросы:

  1. Что я продаю?
  2. Кому я это продаю?
  3. Зачем ему это нужно?
  4. Зачем это нужно мне?

На первый взгляд, ответы могут показаться очевидными, но иногда за ними скрываются неожиданные нюансы, способные полностью изменить вектор коммуникаций.

Аватар дайджеста

Рассылка: как открыть бизнес с нуля

Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать

Аватар дайджеста

Понимание выгоды: «Зачем мне» и «Зачем ему»

Начнём с последнего вопроса — «зачем это мне». Или даже с более фундаментального — нужны ли вообще отношения с крупным корпоративным партнером. Конечно, есть плюсы: доступ к масштабным каналам продаж, имиджевая поддержка, потенциальный экзит. Но и минусы не менее значимы: расходы на адаптацию продукта под корпоративные стандарты, долгий многоуровневый процесс согласований. Честно признаться, что работа с корпорацией не для тебя — существенная экономия ресурсов. Будет гораздо обиднее прийти к этому пониманию через многие месяцы совместной работы.

Вторая плоскость вопроса — реальная ценность корпората для бизнеса стартапа на данной стадии зрелости. Это могут быть не только инвестиции или воронка клиентов. Экспертная поддержка, инфраструктура, совместное участие в сторонних тендерах — все может стать предметом обсуждения первых шагов по взаимодействию.

Второй вопрос, на который стоит ответить — «зачем это корпорату?». Если не рассматривать закупку для собственных нужд компании, корпорат может заинтересоваться стартапом лишь в двух случаях:

  • если он открывает для него новый рынок;
  • или расширяет существующий.

Ключевым моментом становится демонстрация размера и потенциала рынка: он должен быть достаточным, чтобы оправдать инвестиции и риски. Иногда, даже если продукт пока не полностью соответствует ожиданиям крупного игрока, важно показать, что вы понимаете, как вместе «добежать» до этого рынка.

Пример из практики: стартап, с которым работала наша команда, имел прекрасный, но узко специализированный продукт с амбициями на 20% доли рынка РФ, который оценивается в 2 млрд рублей. Потолок бизнеса в 400 млн рублей может быть хорошим предложением для партнерской программы, но недостаточным аргументом для обсуждения экзита. MTS StartUp Hub подключил внутреннюю продуктовую команду и вместе со стартапом устроили штурм, где генерировали идеи, как можно расширить рынок и показать большие перспективы продукта. Основатель стартапа был крайне воодушевлен, но через неделю вернулся с решением остаться на текущем для него рынке. Для себя он ответил на вопрос «зачем», чем сильно сэкономил время всем участникам диалога.

Говоря о рынке, полезно помнить, что единственный оффер стартапа для корпорации — сокращение «time-to-market». Если рынок продукта существенен и комплементарен основному бизнесу, у корпората всегда возникнет дилемма — разрабатывать решение самостоятельно или же купить готовое. И задача стартапа — объяснить, почему с его продуктом будет быстрее и безопаснее.

time-to-market - конкурентное преимущество стартапов в сотрудничестве с корпорациями
time-to-market - конкурентное преимущество стартапов в сотрудничестве с корпорациями

Скорость — ваш главный козырь: докажите корпорации, что ваш стартап — это не просто идея, а готовый путь к рынку, быстрее и безопаснее, чем их собственный

Скорость — ваш главный козырь: докажите корпорации, что ваш стартап — это не просто идея, а готовый путь к рынку, быстрее и безопаснее, чем их собственный

Определяем целевую аудиторию: «Кому»

Чтобы эффективно коммуницировать с корпорацией, необходимо понимать, к кому мы обращаемся. Это требует рассмотрения двух уровней: компании и людей.

Компания: стратегия и приоритеты. Корпоративные игроки имеют четко сформулированную стратегию развития, портфолио продуктов и набор текущих приоритетов. Эти аспекты часто транслируются через публичные источники, такие как интервью топ-менеджмента, пресс-релизы и конференции. Понимая внутрикорпоративный сленг и стратегию компании, стартап может продемонстрировать, как его решение вписывается в эту стратегию и помогает достигать целей.

Люди: контекст и потребности. Любые переговоры мы ведем с конкретными людьми, у которых есть свои функциональные роли, КПЭ, прошлый карьерный путь и амбиции. Понимая контекст, в котором существует ваш визави, можно подобрать аргументы, отвечающие актуальным потребностям, и выстроить личный контакт. Например, коммерческий директор, СРО, CTO имеют разные приоритеты и потребности, соответственно, питч стартапа должны отвечать в первую очередь им. Один из основателей стартапа, с которым работаем, перед каждой встречей тщательно изучал соцсети и публикации ключевых участников. Это позволяло ему в ходе диалога опираться на мысли из прослушанных интервью и выстраивать доводы через призму их прошлого опыта и проектов. Таким образом, можно завоевать внутренних амбассадоров и увеличить шансы на успешное сотрудничество.

Саморефлексия и позиционирование: «Что» и «Когда»

Итак, продуктовая презентация — это лишь вершина айсберга. Но что видит наш потенциальный партнер под водой? Зачастую корпорация смотрит на стартап не только как на продукт, но и как на совокупность ценных активов: будь то технология, сплоченная команда или быстрый доступ к целевой аудитории. Осознание этих скрытых «продающих» моментов может кардинально изменить формат будущего взаимодействия. И здесь важно быть честным с самим собой: готовы ли вы к той роли, которую вам могут предложить? Если такая перспектива не вписывается в ваше видение, возможно, стоит повременить с этим шагом или скорректировать свою стратегию.

Часто слышу вопрос: «Когда же стартапу стучаться в двери корпорации?» Мой ответ — как только вы увидели в ней своего потенциального стратегического партнера. Даже если горизонт коммерческого взаимодействия кажется вам совсем далеким.

На ранних этапах пробиться к ЛПР может быть непросто — выгода для гиганта еще не столь очевидна. Но есть козырь: открыто признайте свою «юность» и попросите о честной экспертной оценке. Многие топы корпораций охотно берут шефство над молодыми командами, видя в этом и личный интерес, и пользу для рынка. Такой ход не только выведет вас на радары нужных людей, но и даст бесценный фидбек, способный развернуть дорожную карту продукта в самом неожиданном и продуктивном направлении.

Другая крайность — избегать коммуникации, пока бизнес растет, как на дрожжах. В такой ситуации вам и команде точно есть, чем заняться, да и метрики бизнеса подрастут, увеличивая оценку. Но если вы допускаете сценарий продажи бизнеса конкретной корпорации в будущем, то начинать диалог нужно именно сейчас. На старте никто не требует фиксации цены. Достаточно сверить часы по мультипликаторам и ключевым показателям, чтобы понять, насколько вы вообще друг другу подходите. Финальная цифра родится гораздо позже после месяцев плотной работы. Важно не забывать: продажа стартапа — не финиш, а, скорее, новый старт. Основателю предстоит еще 1-2 года активно работать в рамках корпорации, чтобы оправдать вложенные средства, сохранить команду и обеспечить плавную интеграцию нового менеджмента. Это марафон, к которому лучше готовиться заранее и не успеть растерять предпринимательский задор.

Выводы и рекомендации для бизнеса

Успешное взаимодействие стартапа с корпорацией — комплексный процесс, требующий стратегического подхода и тщательной подготовки. На основе проанализированного опыта можно сформулировать ключевые рекомендации, которые помогут предпринимателям выстроить эффективный диалог с крупными игроками рынка. Эти принципы универсальны и применимы независимо от специфики вашего бизнеса или отрасли, в которой вы работаете.

  1. Определите свои цели: решите, рассматриваете ли вы работу со стратегом на каком-либо горизонте, и составьте приоритезированный перечень конкретных имен.
  2. Подготовьтесь тщательно: презентация — это только начало. Адаптируйтесь под запросы корпоративного партнера и проработайте проблемные вопросы, такие как — что вы предлагаете, кому, зачем это нужно и почему именно вам можно доверять.
  3. Ставьте на прозрачность: честный анализ возможностей и понимание реальных выгод для обеих сторон помогут выстроить долговременное партнерство.
  4. Изучайте аудиторию: знание компании, как целой структуры и понимание ключевых лиц создает платформу для успешного налаживания контактов.
  5. Не бойтесь начинать диалог рано: обратная связь может стать тем самым импульсом, который позволит скорректировать курс и вывести продукт на новый уровень.
  6. Развивайте свой нетворк внутри партнера: наемные менеджеры могут менять место работы, а принятие решений в корпорациях редко принимается одним человеком. Еще одна ветка коммуникации может быть совсем не лишней.

Эти пункты основаны на многолетнем опыте работы в динамичных стартапах и тяжеловесных корпорациях. Тем не менее «по закону хомячка» они не гарантируют результат. Но могут существенно увеличить шансы на желаемый успех.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных