Заполним декларацию автоматическиПодайте годовую декларацию в несколько кликовБесплатная онлайн-бухгалтерия от Т-БизнесаПодключите бесплатную онлайн-бухгалтерию от Т-БизнесаПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

В начале пандемии, когда рынок еще не успел перестроиться под новые требования, сфера услуг стала особенно уязвимой. Рекомендации по самоизоляции, требования по соблюдению социальной дистанции свели поток клиентов практически к нулю в тех видах бизнеса, основа которых — взаимодействие с людьми: салонах красоты, фитнес-центрах, автосервисах и других.

Чтобы сохранить бизнес, предпринимателям пришлось искать способы сократить издержки и при этом не потерять в эффективности. Опыт компаний весны — лета 2020 года во многом актуален и сейчас, когда из-за распространения коронавируса вводятся новые ограничения.

В статье Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд», поделилась успешными примерами из своей сферы деятельности и рекомендациями, которые могут быть актуальны для малого бизнеса в сфере услуг.

Ищите новые способы работы при соблюдении антиковидных мер

Проблема. Самое сильное влияние пандемия оказала на офлайн-бизнес, который не смог перейти на удаленный формат. В начале пандемии автосервисы, салоны красоты, фитнес-центры и другие представители сферы услуг столкнулись с падением оборотов практически до нуля. Большинству компаний пришлось остановить работу.

Решение. Находчивые предприниматели смогли придумать, как можно работать с учетом ограничений. Например, фитнес-центры временно перенесли занятия из помещений в парки, а салоны красоты организовали выездные боксы для клиентов.

Автосервисам, которым для работы нужно специальное оборудование и помещение, было сложнее. Однако и здесь нашли выход: СТО запустили бесконтактную приемку. Клиент не заезжает в сервис, а оставляет машину возле цеха. Мастер-консультант дезинфицирует салон и сам завозит автомобиль на ремонт, а затем точно так же вывозит на улицу отремонтированную машину.

Так автосервисы минимизировали личные контакты между автовладельцами и сотрудниками сервиса и могли соблюдать все антиковидные требования.

Совет. Если ваш бизнес не может работать онлайн, поищите нестандартное решение — посмотрите на опыт коллег не только из своей ниши, но и из других отраслей. Вполне вероятно, что вы сможете найти решение, которое устроит и контролирующие органы, и клиентов и позволит вам продолжать работать даже в кризисное время.

При дефиците кадров ищите специалистов в команду по-новому

Проблема. В сфере услуг есть отрасли, где дефицит квалифицированных кадров проявляется особенно сильно. Например, ниша авторемонта: в целом по рынку там не хватает до 30% квалифицированных кадров.

Проблема с подбором персонала особенно остро встала весной 2020 года. Автосервисы до последнего старались удержать ценных механиков, но не у всех это получилось. Когда первая волна коронавируса отступила, клиентский поток восстановился, и СТО пришлось срочно искать новых сотрудников. Особенно непросто было компаниям в городах, которые пострадали от коронавируса сильнее всего. Например, в московских автосервисах часть механиков просто отказалась выходить на работу.

Решение. Предприниматели придумали брать сотрудников из регионов. Для этого автосервисы предлагали работу по вахтовому графику и заселение в хостелы недалеко от точки — часто СТО брали на себя расходы на проживание. Метод показал себя настолько хорошо, что некоторые автосервисы решили пользоваться им на постоянной основе.

Совет. В кризис старайтесь удержать ценные кадры любой ценой. Но если у вас это не получилось, а найти качественную замену сотрудникам сложно, подходите к поиску новых работников нестандартно. Например, если нельзя перевести работу на удаленку, можно попробовать найти подходящих соискателей в другом регионе, а сотруднику предложить вахтовую или проектную занятость.

Автоматизируйте процессы с прицелом на перспективу

Проблема. Бизнес может терять деньги и возможности из-за рутинных процессов и даже не догадываться об этом. Разберем на примере.

Собственник редакторского бюро тратит 6 часов в неделю на оформление документов и выплаты копирайтерам-фрилансерам, с которыми сотрудничает. Если автоматизировать процесс выплат, у собственника освободится около 30 часов в месяц, которые он сможет потратить на развитие и масштабирование своего бизнеса.

Решение. Некоторые процессы можно автоматизировать прямо сейчас с помощью готовых решений. Например, можно подключить систему онлайн-записи и уведомлений Yclients, чтобы снять часть нагрузки с менеджеров. Или создать интернет-магазин на базе Конструктора сайтов от Т-Банк — это можно сделать без разработчика и покупки домена. Так клиенты смогут сделать заказ без участия менеджера по продажам.

Автоматизировать можно практически любой бизнес-процесс — от продаж до управления запасами товара. Современные автоматизирующие решения быстро распознают данные о пополнении склада или клиентах и вносят их в базу автоматически. А значит, сотрудники могут обрабатывать заявки быстрее и снижается риск, что заявка потеряется или нужного товара не окажется на складе.

Системы становятся все более сложными и персонализированными под конкретную нишу: для цветочных магазинов, салонов красоты, автосервисов и других.

Например, в Wilgood Soft внедрили автоподбор запчастей и работ, которым может пользоваться мастер-консультант без специфических технических знаний. Для многих автосервисов это означает, что теперь не нужно нанимать мастера по подбору запчастей, — можно сэкономить расходы на ФОТ.

Совет. Подумайте, как можно оптимизировать процессы в вашем бизнесе. Может показаться, что рискованно тратить ресурсы на автоматизацию в пандемию, но автоматизация — это игра вдолгую, результат будет заметен на дистанции. В случае, когда процессы в бизнесе уже оцифрованы и оптимизированы, следующий кризис можно пережить с меньшими потерями.

Обратитесь за поддержкой к государству или своему банку

Проблема. В период пандемии доходы у многих компаний и ИП упали почти до нуля, а расходы снизились незначительно или остались на доковидном уровне. Нужно продолжать платить аренду, выдавать зарплату штатным сотрудникам и нести другие постоянные затраты.

Решение. С началом пандемии правительство сформировало список пострадавших отраслей, для которых предоставили отсрочки по платежам, страховым взносам, налоговые льготы и субсидии на различные нужды.

Господдержка не прекращается независимо от спадов и подъемов активности коронавируса. Например, правительство Москвы в этом году предоставляет 14 видов субсидий для малого и среднего бизнеса.

Для отраслей, которые не вошли в список пострадавших, государство также старается подготовить меры поддержки.

Например, Минцифры совместно с РФРИТ недавно объявили, что компании смогут получить скидку 50% на приобретение лицензии на программы автоматизации. Всего в списке 14 облачных платформ со скидкой, среди них решения от 1С, «Эвотора», «Вилгуда» и других.

Чтобы воспользоваться скидкой, собственникам не нужно собирать подтверждающие документы или проходить по конкретным кодам ОКВЭД — достаточно, чтобы бизнес был внесен в Единый реестр МСП.

Также рекомендуем пользоваться возможностями, которые государство предоставляет малому и микробизнесу: налоговыми льготами, субсидиями, обучением, помощью в выходе на международные рынки.

Некоторые банки тоже участвуют в поддержке бизнеса, например предоставляют льготные кредиты. Многие банки шли навстречу своим клиентам — предлагали рефинансирование кредитов, временное или постоянное снижение процентной ставки, выгодные тарифы на банковские сервисы.

Совет. Попробуйте обратиться за поддержкой в свой банк либо к государству. Обратите внимание: для получения помощи от правительства в большинстве случае малому бизнесу необходимо быть прозрачным и открытым для налоговой.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 62 423 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Барно Турсунова
Барно Турсунова

Какой стратегии выхода из кризисной ситуации придерживаетесь вы?


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных