Для выхода торговой марки на российский рынок автозапчастей важно не только найти надёжных поставщиков, но и грамотно организовать сертификацию продукции. Какие особенности поиска производителей, как выбрать качественные комплектующие и избежать лишних затрат — разбираем в материале.
Предисловие
Выбор надёжных производителей-поставщиков и контроль качества автозапчастей — одна из ключевых задач для компаний, работающих в автомобильной индустрии. На российском авторынке около трети всех запчастей производится на территории России, а оставшиеся 60-70% поступают из-за границы, что делает выбор оптовиков крайне важным и ответственным процессом.
Основные поставщики — это контрактные производства на территории Китая и азиатских стран, а также небольшие объемы из Евросоюза, Америки и Японии.
Где оптовику искать поставщиков автозапчастей
В современной ситуации для поиска запчастей можно отправить своего представителя в дружественный нам Китай, или воспользоваться услугами посредника в КНР (как правило, это китаеговорящий соотечественник). Также крупные оптовики представлены на онлайн площадках TaoBao, Alibaba, 1688, Made-in-China.
Но удобнее всего общаться вживую с представителями заводов-производителей на международных выставках в РФ. В российском легковом сегменте — это в первую очередь московские майские MIMS Automobility Moscow в Экспоцентре и CTO-Expo в Крокус Экспо, там же в августе проходит ИнтерАвтоМеханика.
Этот метод наиболее предпочтителен, и применяется закупщиками компании Surai уже более 10 лет. В первую очередь, основное внимание уделяется заводам, которые используют японские материалы и технологическое оборудование — Murata и Yamaguchi Electric (YEC). Поскольку бренд Surai позиционирует себя как автокомпоненты японского качества, то такой производитель с богатой историей и широким ассортиментом продукции подходит как нельзя лучше.

Наибольший выбор, если говорить о восточном направлении — в Японии (Car-Mecha, Car-Ele Japan, International Auto Aftermerket Expo) и в Китае на Automechanika Shanghai, пекинской CIAACE Beejing, Auto Maintenance & Repair в Тяньцзине, Capas Chengdu, Shanghai International Automotive Manufacturing Technology & Material Show. Но в этом случае пригодится знание английского, а лучше китайского языка.
Выставочные мероприятия предоставляют уникальную возможность для компаний ознакомиться с образцами продукции, а также изучить результаты тестирования различных запчастей — на выставках производители демонстрируют свои достижения, а покупатели могут оценить качество изготовления предлагаемых товаров.

За последние десять лет ситуация на рынке автозапчастей значительно изменилась. Если еще недавно запчасти, произведенные в Китае, ассоциировались с низким качеством, полуподвальной кустарщиной и ненадежностью, то сегодня это высокотехнологичная продукция, соответствующая международным стандартам. А китайские промышленные гиганты уверенно занимают места в топе мировых производителей.
Ведущие китайские компании инвестируют в современные технологии и оборудование, что позволяет им производить автозапчасти, которые успешно конкурируют с европейскими и японскими аналогами. В Китае активно развиваются предприятия, которые используют автоматизацию и роботизацию процессов, что значительно повышает точность и качество производства при выгодных ценах.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

По каким критериям выбирать поставщика запчастей
Отбор кандидатов для закупки проводим по опробованной годами схеме.
Наличие действующих сертификатов. В первую очередь — IATF (TS) 16949, подтверждающий возможность OEM поставок на конвейеры автопроизводителей и рынок афтермаркет. Обладатель «Original Equipment Manufacturer», как минимум, имеет необходимое оборудование, и способен обеспечить стабильные поставки. Наличие ISO 9001 дает определенную уверенность в качестве запчастей. А ИСО 14001 позволяет судить об экологичности предприятия. Если нет информации на сайте (что должно насторожить) — запросите отдельно.
Например, производство Yamaguchi Electric Company, где Surai размещает часть заказов, сертифицировано по международным стандартам ISO 9001 и ISO 14001, а также по японскому JCQA — 0110. Катушки зажигания, крышки трамблера, прерыватели и выключатели, производимые этой компанией на заводе в Японии, применяются для послепродажного обслуживания японских автомобилей, что гарантирует высокое качество и надежность.
Ассортимент и ориентированность продукции. Изучаем сайт и каталоги, чтобы понять, для каких автомобилей выбранный завод производит детали, насколько широка номенклатура. И при каких объёмах готовы осваивать новую продукцию с требуемыми характеристиками — в частности, производить запчасти по техзаданию, образцу или чертежам.
Спектр поставок. Полезно узнать, на какие автозаводы производитель поставляет оригинальные запчасти, и под какими брендами его продукция продается. Если это известные марки/упаковщики с хорошей репутацией — вряд ли они будут заказывать детали сомнительного качества. Но стоит насторожиться, если помимо автодеталей ваш потенциальный контрагент предлагает, например, посуду.
Станочный парк и сырье. Обращаем внимание на производственное оборудование. От него в первую очередь зависит качество продукции. Роботизированные системы способны обеспечить более стабильные характеристики. Так, заводы, на которых изготавливаются запчасти SURAI, используют современные станки Komatsu JKT и JTEKT — это высокоточное и производительное промоборудование.
Испытательные лаборатории и полигоны. Наличие тест-центра — ещё не факт, что продукция проходит проверку. Оборудование для тестирования может быть либо арендованным для показа потенциальным заказчикам, либо стоять для видимости и не использоваться. Как вариант — запросить видеоэкскурсию с демонстрацией хода испытаний.
Минимальный объем закупок. Как правило, серьезные предприятия требуют заказ от 1000 единиц одного артикула брендированной продукции. И это может стать проблемой (заморозка капитала), т.к. продать такое количество фильтров, подходящих к разным моделям машин, гораздо проще, чем столько же датчиков, используемых лишь в одной модификации, пусть и достаточно популярной.
Отзывы пользователей/партнеров. Найти информацию о надежности поставщиков, их репутации и качестве продукции можно на оптовых торговых платформах, перечисленных выше. А таможенная база ВЭД покажет, что поставляла уже эта компания в РФ. Это позволяет существенно уменьшить риски при выборе партнеров.
Как выйти на российский рынок автозапчастей
Помимо создания инфраструктуры (склады, гарантийная работа, мотивация закупщиков и конечных потребителей) и положительного имиджа марки в медиапространстве, формирования ценовой политики, решения таможенных вопросов, важную роль играет получение необходимых сертификатов.
Для этого рассмотрим подробнее процесс подготовки разрешительных документов (сертификатов и деклараций), а также нюансы работы с испытательными центрами.
Сертификат на запчасти. Ввозимые автозапчасти должны соответствовать требованиям техрегламента Евросоюза для транспортных средств 018-2011 — реализация на территории ЕАЭС возможна только при наличии этого сертификата. Поэтому специалисты по качеству Surai начинают именно с его получения. Основные действующие на момент написания статьи (2024-2025 год) — это ЕАЭС RU C-CN.HA96.B.02491/22, C-CN.HA72.B.00246/22 и KG 417/043.CN.02/01824.
Помимо ТР ТС, испытательные лаборатории руководствуются пунктами ГОСТов 22748-77, 33670-2015, 33997-2016, 53602-2009.

Для получения сертификата РосТест на автомобильные запчасти нужно:
- Определиться с регулярностью поставки — получать на единичную партию, или серийное производство.
- Подать заявку в орган по сертификации, имеющий действующую аккредитацию.
- Собрать комплект документации на продукцию: уставные документы и реквизиты заказчика, сертификаты соответствия, для серийных деталей российского производства — номера ТУ или ГОСТ, которым соответствует продукт, договор аренды или свидетельство о собственности на помещение; для импортных — контракт и описание.
- Отвезти образцы для сертификации.
Сертификатор берет заявление, заключает договор на услуги, исследует образцы, принимает решение о выдаче сертификата и регистрирует его в едином реестре. Как правило, документ выдается на 4 года.
Для большинства категорий автозапчастей сертификация обязательна, ей подлежат:
- двигатели, моторные фильтры, детали системы подачи топлива;
- шины, запчасти подвески и тормозов,
- электрооборудование и зажигание;
- автостекла, фары и их части;
- элементы для бронирования авто.
Полным список — в Постановлении № 982 от 01.12.2009 г. с изменениями от 2020 г.
На часть автотоваров, которым не требуется обязательный сертификат, нужно оформить только декларацию и отказное письмо. Эта касается рессор, амортизаторов, подшипников, карбюраторов, цепей, уплотнителей.
Добровольная сертификация. Помимо получения обязательных сертификатов, есть смысл оформить добровольные. Это будет дополнительным козырем при реализации продукции через дистрибьютеров и магазины.
В этом случае импортер сам выбирает, на соответствие какому стандарту сертифицировать ввозимую продукцию. Для получения понадобится заявление, реквизиты и копии уставных документов, описание товара и стандарт, которому соответствует изделие.
В современных реалиях при наличии ЭЦП проходить сертификацию можно и удаленно, отправляя образцы и получая сертификаты курьерской службой. Но чтобы этим заниматься, необходимо содержать в штате целый отдел, или, как минимум, опытного специалиста. Поэтому целесообразно отдать эту процедуру на аутсорсинг, как это происходит с привлечением таможенных брокеров.
Так, в компании SURAI этим занимаются партнеры — аккредитованные центры, которые сами готовят все необходимые документы, при необходимости взаимодействуют с поставщиками, и гарантированно предоставляют сертификаты точно в срок. С продукцией SURAI проблем у сертификаторов не возникает, поскольку если автозапчасти качественные, то они с запасом проходят все тесты на соответствие стандартам.
Важно
Вывод на российский рынок автозапчастей — это многоступенчатый процесс, который требует внимательного анализа различных факторов: надежности производителя, изучения производственного оборудования, ассортимента и объёма поставок, наличия испытательных центров, и получения сертификатов качества.