Карта для всех дел от Т-БанкаКарта для всех дел от Т-БанкаОплачивайте личные и рабочие покупки напрямую с расчетного счета ИПОплачивайте любые личные и рабочие покупки с расчетного счета ИП без лишней отчетностиПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

За 17 лет бизнес-карьеры в международных компаниях у меня выработался мощный бекграунд в этом направлении и четкое понимание, какие системы и технологии точно работают. Метод убедительных продаж — один из действительно рабочих инструментов.

«Я никогда не буду работать в продажах»

Удивительно, но именно с этой фразы началась большая карьера, неразрывно связанная с продажами. Когда-то я была убеждена, что продажи — это чистая манипуляция. Будучи психологом и учредителем фонда социально-психологической помощи, я считала, что эта сфера категорически противоречит моим ценностям. Фраза «Я никогда не пойду работать в продажах» в рамках профессиональной деятельности в некоммерческом секторе казалась аксиомой и абсолютной истиной.

Как уже можно догадаться, у судьбы на каждого из нас свои планы. И в этот раз она решила поиронизировать. Я принимала участие в одном конкурсе и писала историю успеха в попытке выиграть парфюм или поездку в Женеву… А в результате неожиданно получила предложение о работе в Procter & Gamble. В отделе Customer Business Development я должна была анализировать бизнес-процессы партнеров, искать возможности для роста и развития создания совместной ценности и согласовывать планы, чтобы развивать бизнес.

«Я отлично умею это делать, прекрасная перспектива», — подумала я. Но через какое-то время поняла, что по сути работаю в продажах. И красивое название из 3 иностранных слов легко можно заменить одним — Sales.

Продажи — это умение договариваться

Позже отдел был официально переименован в Sales, и я успела поменять свое отношение к восприятию этой сферы. Я поняла, что продавать — это не «впихивать», не навязывать что-то ненужное. Продавать — это умение договариваться о совместной ценности и находить эту ценность. Продажи — это про поиск взаимовыгодных решений, где предложения органично дополняют возможности партнера, а результат приносит пользу конечному потребителю.

Смотреть на продажи и переговоры стоит именно через призму сотрудничества. Это не про манипуляцию, а про синергию, умение выстраивать диалог и находить точки соприкосновения. В основе успешной работы лежит не давление, а договоренность о том, как вместе создать дополнительную ценность и развиваться, двигаясь к общей цели.

Переходя к теме переговоров и создания совместной ценности, необходимо отметить, что любой процесс начинается с анализа текущей ситуации и понимания потребностей целевой аудитории. Чтобы успешно развиваться и находить новые возможности, важно не только определить, для кого мы создаем ценность, но и оценить рыночные условия, в которых мы работаем. Поэтому первое, с чего мы начинаем всегда, это некий анализ текущих условий. На этом этапе необходимо ответить на ключевые вопросы: «Что мы создаём?», «Для кого?» и «На каком рынке?».

Метод убедительных продаж

Формат PSF (Persuasive Selling Format) включает в себя несколько этапов и представляет структурированный подход к подготовке и проведению переговоров.

Первым этапом PSF является подготовка — ключ, который играет важную роль в переговорах. На этом шаге важно оценить свои позиции и интересы, а также позиции и интересы партнера. Определите, что именно вы можете предложить, какие выгоды хотите получить, а также насколько ваши интересы близки друг к другу (или же далеки) и насколько большая (или наоборот практически отсутствующая) зона потенциальной договоренности (Zone of Potential Agreement).

Если вы понимаете, что максимально далеки с клиентом друг от друга, то нужно поискать точки соприкосновения. А если вы близки, то понять, что нужно вашему партнеру, что нужно вам и где находится это создание совместной ценности, а желательно — совместной дополнительной ценности. Дальше очень важно понять, для кого вы работаете, кто ваш потребитель и кто ваш покупатель.

Consumer Is The Boss, или потребитель в центре внимания

Второе правило PSF — это Consumer Is The Boss. Очень важно определить, кто такой потребитель, какие у него потребности и что мы делаем для того, чтобы донести ценность, которую будем создавать вместе с партнером. Здесь необходимо думать о том, какую пользу мы принесем конечному потребителю услуги или товара, будь то клиент B2C или партнер B2B.

И поэтому первое, с чего все начинается, — это анализ условий, ограничений, возможностей, потребностей вашего партнера, потребителя и самого рынка. Другими словами, оценка того, где сейчас находятся все сегменты рыночных отношений. Где вы находитесь, как человек, который идет что-то продавать, развивать, создавать; где находится ваш партнер, с которым вы планируете сотрудничать и какие у него условия, цели, задачи, какие инструменты он использует; где находится тот потребитель, для которого создается ваш товар или услуга.

Big idea

Шагаем дальше. После анализа рыночной ситуации следующим этапом становится разработка большой идеи. Большая идея (Big idea) — это то, что вы можете сделать, что в конечном счете способно привести к изменениям, внести улучшения и создать дополнительную ценность для всех участников процесса.

Big idea — это что-то очень понятное, короткое, ясное для вашего партнера. Допустим на рынке сложилась некая ситуация, в которой имеются определенные возможности, ограничения, и появляются нужды. Например, после анализа вы выясняете, что необходимо провести определенную активность, привлечь дополнительное внимание через какие-либо площадки и сгенерить дополнительно 1 миллион долларов товарооборота через инвестицию в 100 тысяч долларов в нужные площадки продаж.

Big idea должна быть короткая, емкая и умещаться в одном-двух предложениях. Это основополагающая мысль. В практике бывают истории, когда идея большая, но нерелевантная тому, что вы рассказывали на первых шагах. То есть это история, когда вы рассказываете про рынок, партнеров и потребителей, а потом предлагаете идею, которая вообще не связана с целями заказчика или партнера. Так случается, и это ошибка.

Например, цель вашего партнера — товарооборот, маржа. Тогда ваша идея должна быть связана с чем? С товарооборотом и маржой. Если же цель вашего партнера — сокращение затрат, тогда ваша идея должна содержать соответствующие предложения. Если акцент на увеличении трафика и привлечении как можно большего количества людей, то идея должна быть сосредоточена на методах его увеличения, и все, что вы будете делать, также будет говорить о том, где трафик, где покупатели, как устроен рынок, как это привлечет людей. Мысль понятна? Предложение идеи всегда релевантно исходному запросу.

 Фотография Лары Марченко
 Фотография Лары Марченко

Big idea должна быть содержательной и умещаться в одно-два предложения

Big idea должна быть содержательной и умещаться в одно-два предложения

Как это работает?

Итак, вы определились с тем, как устроена реальность, какая у вас есть большая идея для того, чтобы привнести что-то новое с учетом той реальности и тех потребностей, которые есть на рынке и у вашего партнера. Дальше переходим к самому интересному — объясняем, как это работает. Эта часть называется «How does it work?».

Здесь наша задача — отобразить, какие методы позволят добиться поставленных задач. Определяете, где нужно разместиться, на каких площадках запустить рекламу, рассчитываете стоимость, прирост аудитории, какие выгоды это принесет, объясняете и показываете окупаемость инвестиций. В большой идее мы показываем, что релевантно для того, чтобы партнер понял, как это работает в реальности и как оно превращается в конкретный план.

Подчеркиваем выгоды

Нельзя забывать о том, чтобы подчеркнуть те выгоды, которые получит партнер при совместном создании ценности через ваше предложение. Это следующий шаг.

Например, вы говорите: «Благодаря нашим предложениям, мы получаем дополнительный плюс 20% трафика и плюс 5−10% товарооборота. Вы экономите два пункта маржи через сокращение определенных расходов». То есть здесь вы отмечаете ключевые метрики, которые важны для вашего партнера и выполнение основной задачи. После этого вы приступаете к завершающему шагу, где в легкой форме говорите, например: «Скажите, пожалуйста, когда мы можем приступить к тому, чтобы разместить рекламу?» или «Когда мы можем сделать первую промоактивность, которая привлечет покупателей?». То есть завершаем беседу вопросом, который поможет подытожить и перейти к конкретике.

5 главных шагов

Таким образом, у нас есть пять закономерных шагов:

  1. Описание ситуации рыночной реальности с учетом потребностей и ограничений рынка потребителей.
  2. Большая идея, короткая и релевантная.
  3. Как это работает.
  4. Подчеркивание выгод.
  5. Легкое завершающее действие, переходящее к делу.

И все это происходит в контексте joint value creation — совместного создания ценности. Конечно, в моменте, когда вы оцениваете первую часть, очень важно не только отметить, какие есть потребности и возможности на рынке и у партнера, но и понять, чем он готов торговать, какие разменные части для него действительно важны и сверить с тем, как это у вас.

Стоит отметить, что чаще всего эффективность на стороне партнера больше находится в фокусе. И здесь очень важно понять, где вы готовы отступать, торговаться, двигаться, а где нет. Об этом стоит подумать заранее.

Продажи — это искусство. Но не искусство убеждения или какого-то обмана, а искусство выстраивания системы. Чем четче, подробнее и качественнее выстроена система, тем эффективнее будут продажи.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Лара Марченко
Лара Марченко

Делитесь опытом, а как вы выстраиваете продажи? Какими принципами и техниками пользуетесь


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных