Цена остаётся ключевым фактором, влияющим на принятие покупателями решения о покупке. В условиях высокой конкуренции ритейлерам и онлайн-продавцам важно оперативно реагировать на изменения на рынке, чтобы привлекать клиентов и сохранять маржинальность. Однако традиционные методы мониторинга цен, основанные на ручном сборе данных, уже неэффективны. Компании, регулярно анализирующие цены конкурентов, способны быстрее реагировать на рыночные изменения, оперативно корректировать стоимость своих товаров и минимизировать риск потери клиентов.
Зачем бизнесу следить за ценами конкурентов
Мониторинг цен конкурентов — это систематический процесс сбора и анализа информации о стоимости товаров и услуг на рынке.
Основные задачи такого анализа:
- Оценка конкурентоспособности ценовой политики.
- Выявление трендов и сезонных колебаний цен.
- Адаптация ассортимента с учётом рыночного спроса.
- Оптимизация промо-кампаний.
- Прогнозирование изменений стоимости товаров.
- Определение лучших поставщиков и условий закупки.

Основная цель мониторинга — получить актуальную и достоверную информацию, которая поможет принимать правильные управленческие решения в торговле. Конкуренция вынуждает бизнес внимательно следить за ценами конкурентов, чтобы оставаться востребованным на рынке. Если у соседнего магазина аналогичный товар дешевле, то покупатели, скорее всего, предпочтут его. Отсутствие своевременной реакции на изменения цен может привести к снижению продаж и утрате позиций на рынке.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Какие данные о конкурентах можно отслеживать
Цены — не единственное, что компаниям интересно о конкурентах, мониторинг включает и другие важные аспекты:
- ассортимент;
- наличие / отсутствие в интернет-магазинах;
- наличие в розничных магазинах;
- акции и скидки;
- остатки;
- параметры доставки;
- рейтинги;
- отзывы;
- выдача в поиске.
Но чаще всего мониторят цены, ассортимент и акции.
Какие преимущества дает регулярный мониторинг цен
Полученные сведения помогают компаниям не только оставаться конкурентными, но и наращивать долю на рынке, переманивать покупателей, предлагать лучшие условия сервиса и доставки. Кроме того, мониторинг даёт возможность выявлять тренды, анализировать сезонные колебания, корректировать ассортимент и разрабатывать эффективные маркетинговые акции.

Что можно делать с данными мониторинга:
- разрабатывать стратегии ценообразования;
- анализировать новинки и акционные предложения;
- определять эластичность спроса по цене;
- прогнозировать изменения в стоимости товаров;
- определять сезонные колебания;
- искать лучших поставщиков.
Таким образом регулярный мониторинг цен позволяет увеличивать скорость реакции на изменения рынка, вести проактивную ценовую политику, реагировать на скидки у конкурентов, а также видеть, на что можно добавить маржинальности, а на что провести распродажу.
Зачем автоматизировать мониторинг
Современные ритейлеры работают в условиях высокой конкуренции и огромного количества товаров на онлайн-площадках. Ручной мониторинг цен — сложный и трудозатратный процесс. Если у компании 10 000 товаров и 10 конкурентов, придется отслеживать 100 000 позиций. У крупных ритейлеров ассортимент ещё больше, а цены меняются ежедневно.

Именно поэтому бизнес активно внедряет автоматизированные системы сбора данных. Программные решения на основе парсеров позволяют быстро и точно отслеживать цены, анализировать изменения и формировать отчёты. Автоматизация не только ускоряет процесс мониторинга, но и снижает вероятность ошибок, свойственных ручному сбору данных.
Как работает автоматизированный мониторинг
Современные решения для мониторинга максимально сократили количество запросов к сайтам и не допускают повышенных нагрузок на сервера, чтобы предотвратить их перегрузку. И при этом обходят блокировки интернет-магазинов.
Профессиональные парсеры используют алгоритмы машинного обучения и искусственного интеллекта, анализируют структуру веб-страниц и извлекаю нужные данные, такие как текст, изображения, ссылки и другие сведения. Работают с различными форматами: HTML, XML и JSON. Парсить информацию можно как с сайтов, так и с маркетплейсов и мобильных приложений.

Сколько товаров можно мониторить
Например, парсер Metacommerce может «собрать» весь «М. Видео», «Ситилинк» или «Утконос». Возможности позволяют извлечь сайт или весь цифровой источник, который нужен заказчику. В некоторых кейсах были собраны 6-7 миллионов товаров с Wildberries или Ozon.
Автоматизированный мониторинг цен — мощный инструмент для повышения конкурентоспособности. Компании, которые используют современные технологии анализа рынка, получают возможность быстро реагировать на изменения рынка, вести проактивную ассортиментную и ценовую политику, сократить затраты на мониторинг цен и анализ данных.