Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как привлечь инвестиции для масштабирования бизнеса на маркетплейсах


«Я очень люблю клубнику со сливками, но когда я иду на рыбалку, то беру с собой червей», — писал Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично». Замените «друзей» на «инвесторов» и «кредиторов» — смысл концепции не поменяется. Чтобы привлечь деньги, вам придётся научиться смотреть на себя их глазами и смириться с тем, что они видят в вас только две вещи: риск и доходность. Поэтому источники и форма финансирования будут зависеть от стадии, на которой находится ваш бизнес: знакомые, краудлендинг, банки, контрагенты. Причем, если краудлендинговые платформы, банки и поставщики предоставляют только долговое финансирование, то в случае с друзьями или родственниками возникает возможность привлечь инвестора в капитал. А поэтому давайте сразу ответим на принципиальный вопрос.

Берём в долг или продаём долю?

У каждого варианта есть плюсы, плавно переходящие в минусы.

Минусы долгов понятны: их надо возвращать, причём с процентами. Это дополнительный стресс и расходы. Не хотите платить проценты — можно привлечь инвестора. Но тогда у вас появляется партнёр, который в какой-то момент может не согласиться с ценой, по которой вы продаёте товары, расходами на продвижение или с вашей зарплатой. А самое главное: если всё пойдёт по плану, вы обязательно достигнете стадии, когда деньги на развитие вам будут уже нужны не так сильно, а партнёр с вами навсегда.

Поэтому, если есть возможность взять в долг под приемлемую для вашего проекта ставку, лучше выбрать долговое финансирование. Если таких вариантов нет, то:

  • партнёра лучше выбирать под конкретный проект (например, под конкретный бренд или категорию, которыми собираетесь торговать);
  • искать партнёра не только с деньгами, но и с недостающими вам компетенциями (например, он уже ведёт успешный бизнес на маркетплейсах и может научить вас).

Теперь отправляемся на рыбалку за деньгами. При этом бизнесом вы раньше не занимались — все шишки ещё предстоит набить. И вот ваша первая шишка: никто не хочет финансировать ваш гениальный проект.

Ну, или почти никто.

Старт — ближний круг

Вы уже знаете, что ваши потенциальные инвесторы (будем относить в эту категорию и кредиторов) видят в вас одновременно источник и риска, и прибыли. Как и все люди, инвесторы любят, чтобы риска в вас было поменьше, а прибыли — побольше. Увы, на этой стадии всё наоборот: ваши риски (в глазах инвесторов) зашкаливают, а доходность существует только в вашем воображении. Поэтому краудлендинг и банки исключаем сразу: их входящие фильтры настроены так, что до стадии предметного рассмотрения заявки доходят только работающие бизнесы. Так что искать первых инвесторов вам есть смысл среди 3F (сокращенное от friends, fools, family — друзья, дураки и семья). Так прагматичные изобретатели капитализма зашифровали категорию людей, с которыми у стартаперов есть хоть какие-то шансы договориться.

Причём к этому моменту вам уже надо ясно представлять экономику проекта: где, в каком объёме и за сколько вы купите сырьё, где отошьёте первую партию, где будете её хранить, по какой цене и как долго продавать, сколько потратите на продвижение.

Соберите цифры в небольшой документ, например презентацию в PowerPoint или таблицу в Excel. Если есть похожие проекты — добавьте ссылок и картинок, чтобы стало понятно, что ваше представление о потенциальной выручке взято не из головы. Есть образец товара — ещё лучше. Чем более материальным будет ваш рассказ о себе, тем больше доверия он вызовет.

Дальше вы берёте контактную базу вашего телефона, выписываете условно 30 или 50 номеров и планомерно обзваниваете с предложением встретиться и обсудить возможность поучаствовать в вашем новом проекте.

Почему вашим «контактам» это может быть интересно? Потому что у них есть деньги, а деньги должны работать. В октябре 2024 года на банковских депозитах скопилось 53 трлн руб. Да, работают они там сейчас относительно неплохо: по данным ЦБ, средняя доходность вкладов превышает 17% годовых. Но ведь это означает, что и ставки по кредитам растут, а значит, машины, квартиры и всё, на что копят деньги обладатели этих депозитов, становится менее доступно. Да и инфляция тоже не стоит на месте. Инвесторам часто нужна доходность выше депозита, но где же её взять? Неужели в акциях, которые с начала года подешевели на 20%? Скажем на будущее, такой же логики придерживаются и банкиры с краудлендерами, речь о которых пойдет дальше. Например, чтобы банк мог выплачивать вкладчикам деньги по ставке депозита, нужно где-то разместить деньги под ставку выше депозита. Это может быть только бизнес.

Поэтому первая цель вашего рассказа — снизить у потенциального инвестора ощущение риска, показать, что вы чётко понимаете, что собираетесь сделать. Вторая цель — предложить адекватную доходность. Для вас это будет доходность, которая не убьёт бизнес в зародыше (и тут вам самим пригодятся ваши расчеты доходов и расходов), а для инвестора она должна быть точно выше, чем ставка по депозиту.

Если знакомый не прочь поучаствовать в вашем деле деньгами, проговорите с ним схему погашения долга: в течение всего срока вы платите проценты по займу, а в конце срока отдаёте всё тело займа одним платежом. В случае с займами на краудлендиговых платформах или в банках такую схему вы согласуете вряд ли — аннуитетная схема с постепенным погашением тела долга успокаивает инвесторов. Хотя схема с погашением тела в конце для кредитора более выгодна (а для вас — менее), ведь при таком подходе вы заплатите в виде процентов намного больше, чем при аннуитете. Но зато каждый платёж по отдельности будет меньше, а когда подойдёт время гасить долг, вы можете предложить кредитору пролонгировать заём. Если проценты вы платили аккуратно, велика вероятность, что кредитор согласится продлить срок займа. В конце концов, ему не нужно будет думать, что дальше делать с деньгами: они работают. Плюс такого подхода: снижается ежемесячный платёж, что даёт вам больше финансовой свободы. Минусы тоже есть:

  • увеличивается переплата;
  • вы должны быть готовы выплатить единоразово крупную сумму, если кредитор всё же решит отозвать заём, или найти нового кредитора.

Давайте посчитаем

Например, вы взяли 100 000 ₽ на один год под 20% годовых. При аннуитетной схеме вы будете выплачивать по 9300 ₽ в месяц и выплатите в виде процентов 11 200 ₽. Если гасить заём одним платежом в конце, вы заплатите за год 20 000 ₽ — почти вдвое больше, но зато ежемесячный платёж составит 1700 ₽.

Главное на этом этапе — не переусердствовать в убеждении потенциальных инвесторов, что у вас всё под контролем. Будьте честны: вы начинающий предприниматель, и ваш проект действительно рисковое мероприятие. Шансы потерять деньги у ваших компаньонов велики — именно поэтому вы предлагает им доходность не на уровне ставки депозита, а, например, в два раза больше. Инвесторы должны чётко понимать обратную сторону этой сверхдоходности и быть морально готовы расстаться с деньгами. Во-первых, с таким подходом вы покажете себя реалистом. Во-вторых, лучше остаться без денег (и, возможно, так и не запустить бизнес), чем потерять друзей, поссориться с родственниками и договариваться с нервными кредиторами о возврате просроченных займов. В-третьих, коллективный разум — тоже здорово. Если вы не смогли убедить большое количество людей помочь вам стартовать, возможно, с вашей идеей действительно что-то не так.

Если же все идёт по плану — поздравляем, вы сделали первый шаг к обложке Forbes!

Через несколько месяцев у вас появится понимание того, как работает бизнес, насколько востребован ваш товар, с какими дополнительными расходами пришлось столкнуться. И скорее всего скоро вы столкнётесь с ситуацией, когда деньги за проданный товар вы ещё не получили, а закупать новый нужно прямо сейчас.

Кассовые разрывы — наиболее частые поводы для займов, согласно исследованию ПСБ, «Опоры России» и MAGRAM Market Research. Соответственно, заём на пополнение оборотных средств — нормальная практика в любом бизнесе. У вас уже есть выручка и товар в обороте, так что стартапом вас никак не назовёшь: время снижать ставки по займам и переходить на следующий уровень финансирования — краудлендинг.

Первые деньги — краудлендинг

Краудлендинговые платформы — это организации, которые «сводят» вместе бизнес, ищущий деньги на развитие, и инвесторов, готовых эти деньги одалживать. Задача платформы — убедиться, что вы не мошенник, что бизнес устойчив, что спрос на товар есть. Открыв магазин на маркетплейсе, вы сделали правильный выбор: несмотря на высокую ключевую ставку ЦБ и общее торможение потребительского спроса, маркетплейсы продолжают развиваться. Посмотрите на отчётность Ozon, публичной компании: совокупная выручка всех магазинов на этой площадке за девять месяцев 2024 года выросла на 59% к аналогичному периоду прошлого года.

Поэтому некоторые краудлендинговые площадки даже создают специальные продукты для предпринимателей, торгующих на маркетплейсах. Например, одна из первых краудлендинговых платформ, Ко-Фи, недавно запустила кредитный продукт для селлеров. Объем финансирования составляет до 3 млн руб. в зависимости от параметров вашего бизнеса, срок — до года с возможностью продления займа. Короткие трёхмесячные займы выдаются под 24% годовых. Максимально длинный — годовой заём — под 33%. Обычно сбор нужной суммы занимает до 7 дней.

Похожие продукты можно поискать и на других краудлендинговых площадках.

Что дальше?

Чем больше вы становитесь, тем больше новых способов финансирования у вас открывается. Со временем поставщики начнут доверять вам, и вы сможете брать у них товар в кредит — тоже способ финансировать бизнес и расти ускоренными темпами.

Не забываем о банках: да, в отличие от того же краудлендинга, они гораздо более забюрократизированы и неповоротливы, но если вы держите расчётный счёт постоянно в одном и том же банке, показываете стабильно растущий оборот, через год вы вполне можете претендовать на приемлемые условия по кредиту, и ставка по нему скорее всего будет ниже, чем в других вариантах финансирования.

Главные выводы

Подведем итоги:

  1. Стороннее финансирование — способ быстро масштабировать бизнес.
  2. Привлекайте инвестора в капитал под отдельные бренды.
  3. Требуйте от инвесторов в капитал не только денег, но и компетенций.
  4. Источник первых денег — 3F.
  5. Краудлендинг — способ пополнить оборотные средства после того, как бизнес начнёт показывать стабильную прибыль.
  6. Банки и поставщики — выгодные источники финансирования на более позднем этапе.

Займы — естественный ускоритель для здорового бизнеса. Для разных этапов развития и ситуаций подходят разные инструменты, и зачастую одни не исключают других. Чем больше вариантов вы попробуете, тем больше опыта получите, тем богаче будет ваша кредитная история, тем легче и выгоднее будут следующие займы.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Сухотин
Александр Сухотин

Какой вид привлечения финансирования больше всего подошел вашему бизнесу?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации