7 февраля мы запустили персонализацию интерактивного контента уроков с помощью ИИ. Это стало значимым шагом в развитии образовательных технологий: система анализирует уровень знаний ученика, его интересы и цели, создавая персонализированные уроки без участия преподавателя. Как это изменит edtech-рынок и что ждет индустрию в ближайшие годы?
Ключевые этапы работы
Skyeng всегда был высокотехнологичной образовательной компанией. Академический директор Анна Анащенко увидела возможность создать «движок персонализации», а руководитель бизнес-направления английского языка Анастасия Шишова считала, что мотивация учеников напрямую зависит от их вовлеченности в процесс. Проект начался ещё в 2022 году, задолго до повсеместного внедрения GPT-моделей, поэтому мы сосредоточились на собственном «движке» и методической базе.
Первая задача — создание стандартов качества контента. За 10 лет Skyeng накопил сотни тысяч контентных карточек, созданных методистами. Карточка — это наша атомарная единица контента. Из карточек состоят уроки, а из уроков — программы. Нам нужно было найти идеальные карточки и уроки, чтобы использовать их как образцы для генерации качественного контента. Мы создали инструмент для методистов — «генератор карточек», который позволял прямо в CMS генерировать контент по заданным параметрам. Затем методисты вручную дорабатывали и редактировали его перед публикацией.
Вторая задача — персонализация. Она оказалась сложнее: нам предстояло научиться адаптировать контент под интересы любого ученика, чтобы повысить вовлеченность. Проблема заключалась в том, что здесь требовалась не столько генерация, сколько персонализация или адаптация контента под интересную для ученика тему. Но наша атомарная единица — «карточка» — изначально не подходила для этого. Карточка была частью образовательной программы и зависела от контекста соседних карточек. Чтобы решить эту проблему, мы разработали шаблоны карточек и уроков с нейтральным контекстом. Они содержали нужные и при этом универсальные конструкции упражнений и грамматические блоки, которые можно было легко адаптировать под любой контекст. Это позволило нам создавать «независимый» контент и совершить прорыв в генерации материалов.
Всё же сложности остаются. Мы еще учимся адаптировать все интерактивные механики платформы. Например, подстраивать контент под интересы ученика с помощью создания качественного аудиоконтента для практики аудирования. Или встает вопрос: как адаптировать ручные иллюстрации, которые являются ключевой частью объяснения темы, под интересы ученика? Пока мы используем персонализацию контента осторожно — только там, где это уместно и безопасно для образовательного результата. Впереди еще много работы. Над созданием этого чуда трудится команда настоящих талантов — продакт-менеджеры, ML-инженеры, промт-инженеры, архитекторы, системные аналитики, разработчики, методисты, дизайнеры и иллюстраторы. И вот что цепляет по-настоящему: синхронизация методологической части с технологическими решениями — это как рок-н-ролл в мире образования! На наших глазах рождается магия, от которой уже сейчас мурашки. И мы не собираемся останавливаться — наша цель оставаться лидерами, меняющими правила игры на рынке.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Как это работает сейчас?
Мы объединили образовательную программу, методические структуры уроков и данные об уровне и интересах учеников с генеративными нейросетями, создав единую систему, которая позволяет проводить персонализированные уроки и выдавать домашние задания.
Теперь всего за несколько минут формируется индивидуальный урок, на подготовку которого раньше уходили несколько дней работы методистов и иллюстраторов. Уже сегодня мы видим, как разнообразны интересы учеников — от футбола и гостиничного бизнеса до музыки 90-х и последних медицинских открытий. Это позволяет сделать обучение более эффективным и релевантным.

Что теперь будет с edtech-рынком?
Компании, не внедряющие автоматизацию контента, рискуют отстать от конкурентов. Генерация образовательных материалов — дорогостоящий процесс, особенно с учетом регулярных обновлений. Например, каждый год появляются новые ФГОСы, контент устаревает, жизнь учеников меняется. Важно закрывать актуальные потребности учеников и успевать за спросом. Школа, тратящая по-прежнему много на разработку и обновление контента, проиграет конкурентам, которые делают это быстрее, дешевле и лучше. Обновлять контент затратно, адаптировать вручную под интересы и потребности учеников — ещё дороже.
Тренды на ближайшие годы:
- Автоматизация контента — компании смогут быстрее адаптировать курсы под новые стандарты и запросы аудитории.
- Усиление персонализации — сборка индивидуальных образовательных траекторий (от персональной образовательной программы до формата обучения).
- ИИ как ассистент преподавателя — технологии не заменят учителя, но снимут с него рутинную работу.

Как edtech изменится через 5 лет?
Несмотря на внедрение искусственного интеллекта, ценность живого общения и наставничества остается ключевой. В Китае, где технологии развиваются стремительно, ИИ используется как помощник, а не как альтернатива учителю. ИИ возьмет на себя рутинные задачи: подготовку контента, проверку домашних заданий, анализ прогресса ученика. А преподаватели смогут уделять больше времени мотивации и персональной работе с учениками.
Однако, прогрессивные школы научатся создавать уникальную среду, адаптированную под потребности и интересы каждого ученика. Преподаватель останется мотиватором и наставником. ИИ, персонализация контента, умные отчеты о прогрессе и рекомендации, основанные на касании учеников навыков, станут неотъемлемыми инструментами или “экзоскелетом преподавателя”, который снимет рутину и позволит сконцентрироваться на главном — общении с учениками и достижении образовательного результата.