По данным опроса компании Kept, больше половины (52%) работодателей испытывают сложности при взаимодействии с сотрудниками так называемого поколения зумеров: 88% из них отмечают «слишком высокие требования к вознаграждению при недостаточных знаниях и навыках», 82% — быструю потерю интереса к работе, 56% — эмоциональную чувствительность, еще 44% — клиповое мышление. Такая статистика на первый взгляд может показаться демотивирующей: судя по всему, зумеры не стремятся к максимальной продуктивности на рабочем месте. Однако на самом деле потенциал у молодежи огромный — нужно только научиться его грамотно раскрывать. В этом помогут развитые навыки управленца и адаптивность. О том, как эффективно работать с зумерами, разбираемся в этом материале.
Зумеры — другие. Стереотип или правда?
Существует множество различных классификаций в рамках теории поколений, которые зависят от демографических особенностей той или иной страны. В данном материале для удобства принята следующая классификация:
- Х или бэби-бумеры — родились примерно в 1946 — 1964 гг.
- Y или миллениалы — 1981 — 1996 гг.
- зумеры — 1997 — 2012 гг.
Признаемся: правда. Тому есть несколько объективных причин. Во-первых, разница в технологическом восприятии. Бумеры выросли в эпоху, когда технологии только начинали развиваться. Они часто предпочитают традиционные способы коммуникации (личные встречи, телефонные звонки) и могут быть менее гибкими в использовании новых цифровых инструментов. Миллениалы родились уже в период активного развития интернета, но всё же не так сильно зависят от мобильных устройств, как зумеры. Для последних же технологии — это часть повседневной жизни. Они привыкли к мгновенной обратной связи, используют мессенджеры и социальные сети для общения и работы.
Вывод: бумеры и миллениалы могут считать такой стиль работы поверхностным или непрофессиональным. Зумеры, в свою очередь, называют старших «медленными».
Во-вторых, различия в подходах к карьере. Бумеры и миллениалы часто относятся к работе как к долгосрочному проекту, где важны цель, результат, стабильность и рост. Зумеры же воспринимают работу лишь как одну из частей своей жизни, где в целом важны самореализация, быстрые результаты и баланс между работой и личной жизнью. По данным исследования, молодые люди не готовы работать сверхурочно, потому что ценят work-life balance и уделяют повышенное внимание собственному ментальному здоровью. Это создаёт конфликт ожиданий: старшие поколения могут считать зумеров «нетерпеливыми», а люди младше — воспринимать старших как «консервативных».
Вывод: зумеры могут быстро переходить от одного проекта к другому, если чувствуют, что текущая работа их не устраивает.
В части коммуникации и обратной связи старшее поколение предпочитает формальную коммуникацию: руководитель даёт указания, а подчинённые их выполняют (решения принимаются «сверху вниз»). Обратная связь обычно даётся редко и в строгой форме. Миллениалы более открыты к обратной связи, но всё ещё могут быть консервативны в своих методах управления. Молодые работники ждут регулярной, честной и конкретной обратной связи, поскольку выросли в эпоху горизонтальных коммуникаций (соцсети, блоги) и ожидают большего участия в принятии решений.
Вывод: если прозрачности и взаимоуважения нет, зумерам кажется, что их не слышат или недооценивают. Как следствие, они могут потерять мотивацию.
Люди поколения Х традиционно работали в офисе полный день и ценили дисциплину. Для них важно, чтобы сотрудники физически присутствовали на рабочем месте. Поколение зумеров начинает осознавать ценность гибкости, но всё ещё могут придерживаться некоторых старых принципов. Для зумеров гибкий график, удалённая работа и возможность совмещать личную жизнь с карьерой — это норма. По данным исследования, больше половины представителей опрошенных зумеров выбирают удаленную работу, а 32% предпочитают гибридный формат.
Вывод: на 100% офисный режим работы для зумеров выглядит устаревшим и непродуктивным форматом.
Ну и конечно, типичная проблема “отцов и детей”: бумеры более консервативны и осторожны в принятии решений, которые ведут к изменениям в процессах. Миллениалы готовы к переменам, но иногда слишком сосредоточены на собственных целях. Зумеры привыкли к постоянным изменениям и воспринимают их как часть жизни, поэтому они не готовы годами ждать повышения зарплаты и должности, как показывает исследование Fortune.
Вывод: молодые работники могут терять интерес, если изменения в компании происходят слишком медленно или не соответствуют их ожиданиям.

Укрощаем строптивых: 5 инструментов для работы с зумерами
Для того, чтобы работа с зумерами проходила легко и эффективно, делюсь несколькими инструментами:
Внедряйте современные технологии для коммуникаций. Зумеры привыкли к мгновенной коммуникации через мессенджеры и платформы для совместной работы: Slack, Microsoft Teams, Telegram, Trello, Asana. Внедрение этих инструментов поможет сделать среду общения более динамичной и оперативно обсуждать задачи, получать обратную связь и делиться файлами.
Давайте регулярный фидбэк. Молодые сотрудники нуждаются в регулярной и конструктивной обратной связи, а не только в ежегодных или ежеквартальных отчётах. Целесообразно разработать систему регулярных встреч один на один (например, раз в неделю или две недели). Можно использовать метод «сэндвича» при обсуждении ошибок — начинать с положительного момента, затем указывать на недостатки и завершать позитивом.
Подумайте о гибридном формате и награждайте за успехи, а не за время. Зумеры предпочитают гибкий график и возможность работать удаленно. В этой связи уместно внедрить систему гибкого рабочего времени и удалённой работы, оценивать результаты, а не количество часов, проведенных в офисе. Например: если сотрудник выполняет задачи качественно и в срок, ему не обязательно находиться в офисе строго с 9 до 18. Важно отметить, что зумеры выросли в эпоху видеоигр и социальных сетей, поэтому они хорошо реагируют на системы вознаграждений и достижений. В этой связи в рабочих процессах будет полезным использование системы микромотивации и игровых элементов.
Обучайте. Что зумеры точно оценят по достоинству, так это культуру обучения и развития. Молодежь стремится постоянно развиваться и получать новые знания. Они быстро теряют интерес, если чувствуют, что застряли на одном месте. Для этого им можно дать доступ к онлайн-курсам, тренингам и мастер-классам, или создать программу наставничества, где более опытные сотрудники помогают новичкам.
Дайте возможность принимать решения. Зумеры не верят в длинную карьерную лестницу и хотят чувствовать себя значимыми и быть услышанными уже сейчас. Они любят участвовать в процессах принятия решений, даже если они ещё молоды или имеют меньше опыта. Соответственно стоит создавать проектные группы, куда будут входить представители разных поколений, чтобы зумеры могли предложить свои идеи.
Начните с себя: 5 уроков, которые старшие могут взять у младших
Если процессы не работают так, как хочется, не стоит обвинять в этом только новое поколение. Миллениалам и бумерам тоже есть чему поучиться у молодежи.
Во-первых, откажитесь от предвзятого отношения. Старшие часто могут воспринимать зумеров как слишком зависимых от технологий или недостаточно дисциплинированных. Важно осознать, что их подход к работе не хуже, а просто другой. Здесь можно попробовать посмотреть на ситуацию глазами зумера — какие инструменты они используют для повышения продуктивности, какие ценности они считают важными. Кстати, зумеры — одно из самых эмпатичных поколений, так что можете ожидать аналогичного отношения и к себе.
Попробуйте иначе взглянуть на процесс менторства: традиционно бумеры и миллениалы выступают в роли наставников, но зумеры также могут поделиться своим опытом использования новых технологий и подходов. Необходимо создать культуру взаимного уважения и реализовывать парные проекты, где опытные сотрудники учат зумеров корпоративным нормам, а молодежь показывает, как использовать современные инструменты.
Если вы ещё не знакомы с современными платформами (Slack, Trello, Zoom), стоит потратить время на их изучение. Это поможет лучше понять, как зумеры предпочитают работать. Можно начать с простых шагов, например, создать аккаунт в Slack, и попробовать общаться через эти каналы. Используйте технологии как мост, а не барьер. Цифровые инструменты — это способ наладить коммуникацию между поколениями.
Притворитесь зумером и фокусируйтесь на результатах, а не на процессе. Вместо того, чтобы контролировать, сколько времени сотрудник проводит за рабочим столом, сосредоточьтесь на качестве выполненной работы. Установите четкий KPI и оценивайте достижение целей, а не количество часов, проведённых в офисе.
Развивайте лидерские качества нового типа: не только контроль, но и поддержка, наставничество и вдохновение. Разумно работать над тем, чтобы стать ментором, который помогает развивать таланты, а не просто ставит задачи. Тогда будущее окажется не только за зумерами, но и за вами.
О чем хотите спросить автора статьи? Пишите вопросы в комментариях.