За последние 100 лет бизнес-модели заметно эволюционировали. Сначала бизнес строили вокруг продукта — этот подход иллюстрирует известная фраза Генри Форда «Вы можете купить машину любого цвета, при условии, что она черная». Тогда топ-менеджмент определял, каким должен быть продукт — опираясь исключительно на свои представления и чувство прекрасного.
Ближе к концу XX века бизнес обратил внимание на мнение покупателей — так стал развиваться клиентоориентированный подход. Появились разные продукты, предназначенные для определенных целевых аудиторий. «Клиент всегда прав» и «мы работаем для вас» — лозунги этого периода.
В 2010-х годах технологии позволили глубже изучать покупателей и их потребности, что определило переход на следующую ступеньку — клиентоцентричность. Воплощением этой концепции стала бизнес-модель Beyond Taylor, придуманная во «ВкусВилле»: бизнес-процессы и организационная структура компании выстроены таким образом, чтобы максимально полно и быстро удовлетворять потребности покупателей. Такую систему управления назвали клиентократией.
На пике интереса к автоматизации и искусственному интеллекту начался новый виток эволюции бизнес-моделей — от клиентоцентричности к человекоцентричности. Это значит, что компании будут ставить во главу угла человека — не только клиента, но и сотрудника. В более широком понимании — общество в целом. И это потребует создания новых смыслов.
Клиент — не покупатель, а личность
В человекоцентричной бизнес-модели клиент перестает быть исключительно источником дохода. Важно, чтобы он не просто купил нужный ему продукт, а с его помощью достиг своих целей или решил проблему. Именно такой фокус становится приоритетным у наиболее продвинутых участников рынка.
Человекоцентричность на практике
Например, Сбер объявил человекоцентричность своей стратегической целью до 2026 года. «Мы уходим от цели продать продукт к цели сделать бизнес клиента успешным», — описал новый подход в корпоративном сегменте первый зампред Сбера Александр Ведяхин. Человекоцентричный сервис строят и компании из сферы b2b.
С другой стороны, компании стремятся удовлетворить максимальное количество потребностей клиентов — не решить одну узкую задачу, а помочь бесшовно и быстро достигнуть всех целей в рамках группы смежных задач. Именно поэтому усиливается тренд на создание экосистем как в b2c-сегменте, так и в b2b. Это приводит к росту числа сделок M&A — крупные компании активно включают в свою экосистему уже работающие на рынке решения и интегрируют их между собой. Например, экосистема hh.ru, в основе которой крупнейшая платформа по поиску сотрудников и работы, стремится охватить задачи, связанные с наймом и управлением сотрудниками — от быстрого подбора до подписания всех кадровых документов в электронном виде.

Сотрудник как главная ценность
В человекоцентричной бизнес-модели сотрудники не воспринимаются как функции, абстрактные винтики большой системы, — это личности, чьё благополучие становится приоритетом компании. Конечно, настроение, удовлетворение, чувство защищенности людей напрямую влияют на степень их вовлеченности и результаты работы. Но главное здесь именно смена фокуса — забота о сотрудниках не ради увеличения прибыли, а как одна из стратегических целей существования компании.
Это предполагает персонализированный подход к каждому человеку: важно понимать, что его мотивирует, какой стиль управления наиболее близок, к чему он стремится. И тогда компания сможет обеспечить условия, в которых сотрудники максимально раскроют свои таланты и будут чувствовать себя счастливыми.
При этом участие работодателя в жизни сотрудников не ограничится рамками офиса и рабочих задач. Продвинутые компании будут помогать и в личных вопросах — от улучшения жилищных условий до обучения детей и поддержания здоровья всех членов семьи. Ведь наиболее эффективны те специалисты, которые не отвлекаются на бытовые проблемы и не переживают из-за жизненных трудностей.
Роль технологий
Необходимый для перехода на человекоцентричные бизнес-модели уровень персонализации обеспечивают технологии. И если еще недавно вполне серьезно велись разговоры о том, что «роботы» заменят людей, то теперь становится понятно: современные бизнес-модели подразумевает совместную работу человека с технологиями, и в первую очередь с искусственным интеллектом.
Технологии возьмут на себя три роли: исполнение, аналитику и контроль.
Исполнение. Люди сосредоточатся на трех ключевых аспектах — креативность, эмоциональный интеллект, стратегическое мышление. Технологии, в свою очередь, будут отвечать за исполнение большинства операций и целых бизнес-процессов. Таким образом, люди станут формировать идеи и ставить цели, а реализовывать их будут «умные» системы. Главное преимущество технологий — в скорости. Так, крупнейшие банки обладают подробными данными о клиентах и в нужный момент помогают людям решать важные для них задачи.
Например, практически моментально выдать кредит или за несколько минут согласовать ипотеку. Технологии освобождают от рутины, увеличивая производительность различных специалистов. Например, при бумажном кадровом документообороте один эйчар ведет 150-200 сотрудников. После перехода на электронный документооборот — 500-800 человек. И речь идет о базовой и довольно простой технологии. Оптимизационные возможности искусственного интеллекта могут быть еще выше.
Аналитика. Технологии помогают глубже понять потребности людей — и даже предвосхитить их. Это касается и клиентов, и сотрудников. Так, искусственный интеллект поможет анализировать настроение специалистов, вовремя откликаясь на их запросы и сигнализируя о проблемах, даже если речь идет о многотысячной компании. Кроме этого, учитывая психологические особенности, предпочтения и цели человека, поможет подобрать программы обучения и строить карьерные треки.
Контроль. У работодателей становится больше возможностей для объективной оценки эффективности сотрудников. Это исключает возможность халтурить и скрывать свои недоработки, но одновременно делает прозрачными заслуги и достижения. Такой подход коррелируют с запросом людей. Исследование, проведенное Detech Group в 2024 году, показало, что на первое место среди мотивирующих факторов сотрудники разных возрастов ставят получение результата: им важно знать критерии оценки своего труда и быть уверенными, что их труд будет оценён объективно и своевременно. Технологии контролируют не только людей, но и процессы. И это, в свою очередь, тоже помогает людям эффективнее работать, а клиентам — быстро и качественно решать свои задачи. Например, в офисе Dodo Pizza выводятся на экран показатели работы каждой пиццерии в реальном времени, что позволяет оперативно корректировать ситуацию, если возникает необходимость.
Технологии и свобода
Десять лет назад Фредерик Лалу, партнёр McKinsey & Company, предложил концепцию бирюзовой компании — динамично развивающейся, инновационной организации, где ценят свободу и творческие способности сотрудников. В бирюзовых компаниях могут быть разные модели управления (социократия, холакратия и т.д.). Все они отрицают иерархию и передают ответственность за принимаемые решения командам. Это, по мнению сторонников самоуправления, увеличивает производительность сотрудников и уровень их удовлетворенности работой. Что, в свою очередь, помогает бизнесу успешно развиваться за счет появления и воплощения новых идей.
В целом идеи бирюзовых организаций созвучны концепции человекоцентричности. Но возникает вопрос — должны ли быть границы у такой свободы и как их выстраивать?
Идея полного самоуправления, скорее всего, не приживется в России, но некоторые принципы бирюзовых компаний могут быть полезны для выстраивания человекоцентричных бизнес-моделей. Например, можно регулировать автономность департаментов компании в зависимости от их специфики. Где-то стоит дать больше свободы в принятии решений и выборе способов для достижения целей, где-то — критически необходимо действовать в рамках четких инструкций. Важно отслеживать результат и стремиться сохранять баланс между свободой, которая позволяет людям раскрыться, и управлением, которое минимизирует возможные риски.
При этом искусственный интеллект может взять на себя некоторые функции руководителя в автономных командах. Например, контролировать норму риска в принятии решений, подсказывать лучший вариант, прогнозировать сценарии развития событий.
А что если нет
Человекоцентричность меняет не только компании, но и требования к людям. Так, для сотрудников критически важно освоить цифровые инструменты и научиться работать вместе с технологиями, делегируя «машинам» все рутинные операции. Повышается и уровень ответственности: прозрачность не радует тех, кто привык работать спустя рукава.
Поколение Z вполне готово к подобным переменам. Люди старшего возраста часто более настороженно относятся к технологиям — им труднее принять необходимость изменений. Так, 38% россиян не доверяют искусственному интеллекту, показал недавний опрос ВЦИОМ. Этот показатель, кстати, вырос за последние два года на 6 п.п.
Приверженность привычке работать «от звонка до звонка» и нежелание осваивать цифровые инструменты вынуждает людей искать новые места работы — консервативные компании, которые продолжат жить по-старинке. Они останутся в традиционных отраслях с минимальным уровнем конкуренции. В более конкурентных нишах таким компаниям обеспечена роль аутсайдеров.
Готовы ли вы и ваша компания к переходу на человекоцентричность?