
Я выходила на Wildberries в 2021 году. Конечно, тогда было легче, чем сейчас, не было такой большой конкуренции. Но я все равно совершила типичные ошибки новичков — многие начинающие селлеры допускают их и сейчас. На старте не проходила курсы по работе на Wildberries, все шишки набивала сама. Пробовала продавать разные товары, но нашла свою нишу только спустя полтора года работы на площадке. Начинала с товаров для дома, а сейчас у меня свой бренд материалов для маникюра — топы и гели.
Ошибка № 1. Не использовала сервисы аналитики при выборе товара
Перед выходом на Wildberries я бездумно искала товары для продажи. Аналитику не проводила, выбирала по принципу «товар должен в первую очередь нравиться мне».
До выхода на Wildberries у меня был небольшой лайфстайл блог, где я рассказывала о жизни, материнстве и бизнесе — у нас с мужем есть маникюрный салон. Решила продавать товары для дома, чтобы заодно рекламировать их в блоге. Для начала выбрала четыре позиции: органайзер, точилки для ножей, менажницу и овощечистку с контейнером. Считала так: раз мне эти вещи нужны, они нужны всем.
Заходила с небольшой суммой, как и большинство продавцов: в первую поставку вложила всего 20 000 ₽. Товары закупили на Садоводе небольшими партиями — по 20—30 штук каждого.
Но, как оказалось позже, эти вещи нужны далеко не всем. Например, не у всех есть в кухонном ящике место для органайзеров, кому-то удобнее хранить ножи в подставке. Деревянные менажницы — тоже не самый ходовой товар. С ними выходят на маркетплейс многие новички, потому что на изделия из дерева нужно только отказное письмо. Этот документ легко получить, а стоит он дешево. Еще и конкуренция в нише на тот момент была огромная, вывести товар в топ было сложно.
✅ Совет. Выбирайте товары постоянного спроса, которые будут актуальны для большой аудитории. Например, косметику, бытовую химию, принадлежности для личной гигиены или товары для животных. Такие вещи нужны всегда: даже если конкретные покупатели, которые у вас уже заказывали, не вернутся, у вас закажут другие.
Товары вообще не должны вам нравиться. Личная любовь к ним должна стать последним критерием для выбора. Сейчас это очевидно, но на старте я так не считала. Обязательно смотрите в сервисах аналитики для маркетплейсов, что продается хорошо, а что плохо, сколько зарабатывают конкуренты. Если суммы от 700 000—800 000 ₽ в месяц, в нишу можно заходить.
Не советую выбирать низкоконкурентные ниши, где до 5 000 товаров в категории. Там, скорее всего, будут маленькие обороты, на товары не сформирован спрос, а значит, придется его формировать. Это долго, сложно, затратно и точно не подойдет новичкам — им стоит выбирать понятные и прогнозируемые ниши.
В высококонкурентных нишах другая особенность — нужно будет много вкладывать в рекламу.
Выбирайте то, что уже продается и показывает хорошие результаты. При выборе смотрите на такие показатели:
- объем рынка;
- количество товаров и продаж в категории;
- средний чек — он должен быть от 500—1 000 ₽;
- выручка по товару — не менее 700 000—800 000 ₽ в месяц;
- нет монополистов и популярных брендов в категории, например Xiaomi в электронике или Pampers в подгузниках.
Не стоит верить курсам по продажам на маркетплейсах, где заявляют «Вложи 5 000 ₽ и получи 50 млн рублей» — это не работает. Ваша прибыль будет пропорциональна вложенным деньгам. Грубо говоря, если вложили 50 ₽, получите 250 ₽, если 50 000 ₽ — получите 200 000—250 000 ₽ в зависимости от маржинальности товара. Два-три миллиона можно заработать, если вложить миллион.


Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Ошибка № 2. Не считала юнит-экономику
Первые четыре месяца мы продавали практически в ноль, первая прибыль пришла только на пятом месяце. Тогда мы не учитывали комиссию, логистику, хранение, налоги — просто ставили цену вслепую.
Продавать товары дорого мы не могли: у конкурентов они стоили дешево, поэтому делали наценку в 20—30 ₽ с товара. Получалось, что работали без прибыли. Например, точилки для ножей продавали по 299 ₽ за штуку, цена закупа оптом на Садоводе — 139 ₽. Помимо этого, платили 55 ₽ за логистику и 33 ₽ за обратную логистику на склад, если клиенты возвращали товар на ПВЗ, комиссию Wildberries 15%, налоги и страховые взносы. В итоге поняли, что получаем 10—20 ₽ с одной точилки. До этого продавали их за 280 ₽ и были в минусе на 5 ₽ с каждого товара.
За первые полтора месяца продаж на Wildberries в 2021 году мы сделали три поставки, на которые потратили около 80 000 ₽ — товары, упаковка, пленка, запайщик, документы и фотосессия. Заработали всего 60 000 ₽ — даже не вышли в ноль, а потеряли 20 000 ₽. У некоторых новичков вообще нет продаж первые месяцы. Но мне помогал блог — товары покупали подписчики.
✅ Совет. Считайте юнит-экономику каждого товара: какая цена должна быть на единицу, чтобы получить с нее прибыль. На старте мы учли не все статьи расходов, сталкивались с ситуациями, о которых не знали. Например, на складе площадки повредили нашу коробку, сам товар не пострадал, но клиент вернул его как брак. В итоге мне пришлось заплатить за утилизацию этого товара.
Другая ситуация. На Wildberries все продавцы участвуют в акциях — без этого не попасть на первые страницы. На тот момент были две акции — скидки и промокоды. В один день площадка отменила промокоды и оставила только скидки — об этом селлеров предупредили.
Я начала редактировать карточки ножеточек: отменила промокоды, снизила цены, а они отредактировались некорректно. Промокод не отменился, а цена резко упала и стала ниже себестоимости — 119 ₽. Ножеточки мгновенно раскупили: на складе было 22 штуки, и в момент их не стало. Только потом я узнала, что если цена на товары резко падает, их скупает бот площадки, чтобы потом реализовать. Тогда точилки были нашим ходовым товаром, на складе их не оказалось, и мы ушли в минус. Плюс оплатили логистику по 50 ₽ за каждый товар.
Ошибка № 3. Продавала товары низкого качества
Мы начинали с дешевых товаров, закупали их на Садоводе — в нашем ценовом сегменте не могли ждать от них хорошего качества. Например, в менажницах были заусенцы на дереве, не идеальная обработка и форма изделий. Процент возвратов был небольшой, потому что покупателями были подписчики моего блога. Они мне доверяли, выкупали товар и даже писали хорошие отзывы.
У меня была своя лояльная аудитория, но если ее нет — продавать дешевые товары с низким качеством нельзя. Это чревато негативными отзывами, падением рейтинга карточки и отсутствием продаж.
Со временем поняли, что по низкой себестоимости сложно найти товары хорошего качества. На тот момент мы оставили в продаже только две позиции из четырех — органайзеры для ножей и менажницы. Решили заказывать менажницы из дерева на производстве более хорошего качества, добавили в линейку товаров деревянные подставки для чашек и ключницы. Так мы уменьшили себестоимость товара и чуть больше заработали. Товары были более качественными, чем на Садоводе.
✅ Совет. Не продавайте товары низкого качества, потому что на них нельзя много заработать: будут возвраты и плохой рейтинг, а это сильно влияет на дальнейшие продажи. Качество должно быть в приоритете, а от самых дешевых товаров его ожидать не стоит.
Если закупаете товар на оптовых рынках, купите одну штуку, попробуйте в быту и только после этого запускайте в продажу. Если поставщик удаленный, например в Китае, закажите минимальную тестовую партию. Если нет возможности протестировать товар или тестовая партия выходит дорого, запросите подробный видеоотчет у поставщика или байера, чтобы они показали товар со всех сторон и в действии.
Если закупаетесь на китайских сайтах, читайте отзывы и всю подробную информацию о товаре. Например, на страницах китайских продавцов есть определенные значки, на которые нужно обращать внимание: как давно работает, сколько раз заказали товар, проверенная ли у него компания.
Ошибка № 4. Полагалась на одного поставщика и не имела запасов на складе
В один момент почти все наши товары раскупили, мы собрались ехать за новой партией на Садовод. Написала постоянному поставщику, но у него ничего не было в наличии. С Китаем тогда еще не работали, выкручивались как могли: выбирали из того, что есть, и по сильно завышенным ценам, попадали в ситуации, когда остатков на складе не было.
✅ Совет. Рекомендую иметь в запасе несколько мест, где можно закупить товар. Если закупаетесь в Китае, найдите поставщика того же товара и в России: у него можно будет быстро докупить товар, если поставка из-за рубежа задерживается.
Всегда заранее отслеживайте, что и в каком количестве нужно купить. Главное — не доводить до ситуации, когда в остатках ноль, карточка упала в выдаче и потеряла рейтинг.
Ошибка № 5. Слишком поздно решила закупить сезонные товары
В первый год на Wildberries решила добавить к основному ассортименту сезонные товары. Выбрала подарочные боксы к Новому году: носки, чай и открытка в красивой коробке с наполнителем. Это был конец ноября. Тогда я не знала, что начинать нужно примерно в сентябре — октябре: закупить товары, сделать на них документы, создать карточки, запустить рекламу. Например, нужно время, чтобы получить сертификаты на шерстяные носки и декларацию на чай — к тому же стоят они недешево. Боксов нужно было сделать много, чтобы выйти с ними в плюс.
✅ Совет. Если думаете продавать сезонные товары, готовьтесь к продажам сильно заранее — минимум за три месяца или раньше. Нужно успеть выбрать товары, заказать, привезти, проверить, упаковать и отгрузить на склад. Еще нужно время на продвижение карточки, чтобы к старту сезона она прокачалась и сразу приносила продажи.
Ошибка № 6. Не использовала внешнюю рекламу
Первую маленькую поставку органайзеров для ножей раскупили очень быстро, реклама была только через блог и мои страницы в соцсетях. Эти товары были не из конкурентной ниши, выйти в топ было несложно. Например, на тот момент таких органайзеров было всего около 15 карточек, и мы были на первой странице.
Вторую поставку в 200 штук продавали медленнее. Платная внутренняя реклама на Wildberries тогда не дала ожидаемых результатов с моими товарами: были просмотры, но не было заказов. Надо было сразу подключать внешнюю рекламу — продажи были бы больше.
Сначала я купила рекламу у блогера с 15 000 подписчиков. Кроме органайзеров решила продвигать деревянные ключницы. Мои товары блогер показывала в сторис в соцсетях, но ничего не изменилось, продажи не шли.
Ключницы никто не покупал. Сейчас я понимаю, что их вообще не нужно было продавать, хотя по этим товарам уже смотрели аналитику и суммы продаж у топовых продавцов нас устраивали. Я считала: если буду продавать на такую сумму — будет классно. Но оказалось, что этот товар продать сложно, он не ходовой и нужен далеко не всем.
После этого я нашла работающий метод — подборки товаров у блогера. Как это работает: блогер выкладывает пост в соцсети, в нем — карусель из фотографий его находок на Wildberries с артикулами. Цена такой рекламы была всего 300 ₽, у блогера было 5 000 подписчиков.
Реклама сработала: все 160 органайзеров раскупили примерно за месяц. Плюс в том, что подборка работает долго: пост, в отличие от сторис, не удаляется. Новые люди заходят на страницу блогера, смотрят подборки и заказывают, если что-то понравилось.
✅ Совет. Нужно использовать разные виды рекламы: не только внутреннюю на площадке, но и внешнюю, например у блогеров, во ВКонтакте и в телеграм-каналах. На старте я использовала для рекламы товаров только свой блог, а надо было сразу расширять каналы.
Многие покупают рекламу у блогера, а потом его ругают, если товар не продается. Но дело не в блогере. Самое важное — какой у вас товар, какого качества, насколько актуален у его аудитории. Блогеры в принципе работают все одинаково. Если людям не нужен ваш товар — покупать его не будут.
Чек-лист: советы новичкам при выходе на Wildberries
✅ Выбирайте товары постоянного спроса, которые будут актуальны для большой аудитории. Например, косметику, бытовую химию или товары для животных.
✅ Товар не должен нравиться вам, важнее — количество товаров и продаж в нише, высокая выручка у продавцов. Смотрите в сервисах аналитики маркетплейсов, что продается хорошо, а что плохо, сколько зарабатывают конкуренты.
✅ Считайте юнит-экономику каждого товара, учитывайте все статьи расходов.
✅ Не выбирайте самые дешевые товары в категории, качество должно быть в приоритете. На продаже товаров низкого качества нельзя заработать: будет много возвратов и плохой рейтинг.
✅ Имейте в запасе несколько мест, где можно закупить товар. Если закупаетесь в Китае, найдите поставщика такого же товара и в России.
✅ Если думаете продавать сезонные товары, готовьтесь к продажам минимум за три месяца или раньше. Нужно успеть выбрать товары, заказать, привезти, проверить, упаковать и отгрузить на склад. Еще нужно время на продвижение карточки.
✅ Кроме внутренней рекламы на Wildberries используйте внешнюю — в соцсетях у блогеров, во ВКонтакте и в телеграм-каналах.
Какие советы показались вам полезными? Узнали что-то новое для себя? Делитесь в комментариях.