Каждый предприниматель понимает: чем больше у него рекламных каналов, тем лучше продается продукт. Возможностей для диджитал-рекламы сейчас много: блогеры, купонные сайты, баннеры, контекст. Договариваться с каждым рекламораспространителем сложно — а порой просто невозможно.
Покупать рекламу на многих каналах сразу помогают партнерские программы. В статье рассказали, как они работают и чем выгодны бизнесу.
Что такое партнерская программа и как она работает
Партнерская программа — это маркетинговый инструмент, который позволяет продвигаться во множестве каналов сразу.
В партнерских программах есть три участника:
- Рекламодатель — бизнес, которому нужно прорекламировать товар или услугу.
- Рекламораспространитель, их принято называть веб-мастерами. Это могут быть блогеры, владельцы телеграм-каналов, собственных сайтов, диджитал-специалисты, которые занимаются арбитражем трафика или контекстом.
- Сама программа, то есть агрегатор и посредник между участниками сделки.
Показали на схеме, как строятся взаимоотношения между участниками.
«Схема похожа на реферальную программу, например как у банков. Если клиент привел в банк друга и тот оформил карту, клиент получает от банка вознаграждение. Партнерские программы действуют примерно так же: люди приводят клиентов, получают за это от рекламодателя деньги».
Александр Кузнецов
Руководитель отдела конверсионных медиа Realweb
Посмотрим, как это работает, на примере:
Разработчик настольных игр запускает новую настолку. Он идет в партнерскую программу, чтобы продвинуть свой продукт через лидеров мнений. Рекламораспространители — блогеры — делают рекламные интеграции в своих каналах: распаковки, обзоры, распространяют промокоды. За это они получают вознаграждение. Часть денег рекламодателя остается у агента — владельца партнерской сети. Он берет комиссию за посреднические услуги.
Партнерские программы еще называют CPA-сетями, от английского cost per action. То есть рекламодатель, который использует этот инструмент, платит только за целевые действия. Вот какими могут быть целевые действия, за которые платят рекламодатели в партнерских сетях:
- cost per sale — оплата за продажу. Бизнес платит только в том случае, если клиент перешел с рекламы и купил товар;
- cost per lead — оплата за клиента. Рекламодатель платит только за тех пользователей, которые стали клиентами бизнеса. Как именно — оговаривают заранее. Это может быть подписка, заявка, анкета, регистрация или любая другая заполненная форма;
- cost per visit — схема, когда предприниматель платит за переход на сайт или другую площадку;
- cost per install — модель с оплатой за установку программы, например приложения, антивируса или онлайн-игры.
Обычно у крупных CPA-сетей есть две схемы сотрудничества с рекламодателем:
- Фиксированная оплата за целевое действие.
- Доля от выручки, revenue share.
Фиксированная оплата за целевое действие. Допустим, менеджер сети и владелец онлайн-школы договариваются, что целевое действие — регистрация на бесплатный вебинар. Рекламодатель платит за каждого клиента, которого привела партнерская программа, 1 500 ₽.
Доля от выручки, revenue share. Рекламодатель и площадка договариваются на определенный процент от покупок. В зависимости от суммы сделки и от привлекательности предложения это может быть от 2 до 10%. Если в инернет-магазине техники продаются и телевизоры за 100 000 ₽, и фены за 3 000 ₽, рекламодателю будет удобнее работать именно по такой схеме, нежели платить фиксированную выручку независимо от суммы покупки.
С каждым отдельным рекламодателем менеджеры партнерской сети договариваются отдельно и фиксируют в документах схему сотрудничества, проценты и суммы.
Плюсы и минусы партнерских программ
Партнерские программы охватывают большое количество разнообразных каналов и задействуют много распространителей рекламного сообщения. Кажется, что это волшебный инструмент, который может заменить предпринимателю целый отдел маркетинга. Но, как у любого рекламного инструмента, у CPA-сети есть свои плюсы и минусы.
Преимущества продвижения через партнерки:
- низкие финансовые риски. Так как рекламодатель платит только за целевое действие, он не потратит впустую рекламный бюджет. Не нужно заранее планировать рекламные расходы и резервировать под это деньги, можно отдавать процент от фактической выручки;
- нет затрат на производство контента. Рекламодатель только оформляет ТЗ, где написано, как блогеры и веб-мастера будут подавать его рекламное сообщение. Вся остальная работа ложится на рекламораспространителя, ему решать, как привести клиентов;
- простая статистика. По большому счету учитывать нужно одну цифру — количество лидов или покупателей. Какой должен быть охват у рекламного сообщения, чтобы на следующем этапе воронки продаж было нужное количество людей, — решает веб-мастер.
Минусы такого продвижения:
- сложно контролировать контент в партнерской сети. Заказчик не уверен на 100%, что его рекламное сообщение сформулируют корректно и разместят в нужном контексте. Например, веб-мастер может не соблюдать ToV бренда или разместить рекламу в канале рядом с политической новостью, что не понравится читателям. Чтобы этого не было, можно согласовывать каждую публикацию, но это может до бесконечности растянуть срок рекламной кампании. К тому же если веб-мастерам будет неудобна такая схема работы, они откажутся от сотрудничества;
- могут быть нарушения по видам трафика. Например, рекламодатель не хочет, чтобы его продвигали через контекст, но веб-мастеру это выгодно, и он закроет глаза на запрет. Если нарушение откроется, CPA-сеть попросит остановить рекламную кампанию и отменит плату за конверсии для рекламодателя;
- реклама в партнерской сети, как правило, работает только на последних этапах воронки продаж. То есть купоны, скидки, кэшбэк могут только подтолкнуть клиента совершить покупку. Этот вид рекламы не способен сильно расширить целевую аудиторию или проинформировать клиентов о продукте;
- веб-мастера сети могут отказаться рекламировать продукт. Например, если предложение покажется сложным или УТП товара будет слабое. Предприниматель не может напрямую повлиять на рекламораспространителя и принудить его работать;
- довольно долгий срок до старта кампании. Предпринимателю может показаться, что реклама в СРА-сети — это простой инструмент, который можно быстро запустить. Но чтобы рекламная кампания раскрутилась и стала привлекать нужное количество лидов, требуется от одного до трех месяцев.
СРА-маркетинг будет выгоден продавцу, который рассчитывает на массовый спрос, то есть предлагает товары или услуги широкой аудитории. Например, это может быть интернет-магазин одежды или обуви, заказ билетов, доставка еды или рационов. Важно, чтобы товарная матрица была широкой. В таком случае будет аудитория на верхних этапах воронки продаж, а значит, будут и покупки.
Кому не подойдут партнерские программы:
- продавцам одного продукта. Например, если предприниматель продает тонометр, который говорит голосом Николая Дроздова, покупок с СРА-сети будет мало. Если же у него в ассортименте несколько видов тонометров и термометров, тогда рекламная кампания будет иметь смысл;
- B2B. Если продавец предлагает металлопрокат большими объемами, у него не такая широкая аудитория. Продажи в таком случае можно наладить через холодные звонки, а не через массовый инструмент.
СРА-маркетинг не всегда подойдет селлерам маркетплейсов. Площадки делятся не всей внутренней статистикой, путь клиента на платформе часто бывает неизвестен. К тому же покупка на маркетплейсе может быть отложенной во времени: человек положил товар в корзину, а закажет его только через месяц. В такой ситуации веб-мастер получит свой процент от покупки не сразу. Это может быть невыгодно для рекламораспространителя.
Селлерам можно сотрудничать с биржами блогеров, например Getblogger. У таких агрегаторов есть готовые решения для работы с маркетплейсами.
Как выбрать партнерскую программу
При выборе программы нужно смотреть, с какими нишами работает сеть. Ниши бизнеса еще называют вертикалями: это может быть, например, вертикаль е-com или travel. Обычно большие агрегаторы работают по нескольким вертикалям.
Самый простой вариант выбрать партнерскую программу — посмотреть рейтинги, которые составляют авторитетные медиа. Например, AdIndex.
Перед запуском кампании через CPA-сети лучше всего посетить специализированные конференции по партнерским программам. Их устраивают большие компании, которые занимаются этой областью диджитал-маркетинга, например Adv.Cake или KINZA. На таких встречах можно получить много ценной информации и собрать контакты представителей партнерок и крупных веб-мастеров.
Если компания собирается постоянно работать с СРА-сетями, лучше нанять в штат узкого специалиста в этой области диджитал-маркетинга. Эта сфера довольно специфична и во многом построена на личных контактах. Поэтому профессионал из другой области маркетинга может быть недостаточно компетентен. Если трафика нужно много, возможно, одним специалистом не обойтись, придется формировать в компании СРА-отдел.
«Часто бывает выгоднее обратиться в маркетинговое агентство. Там работают узкопрофильные специалисты, которые знают, как выстроить работу с партнерскими сетями. Агентства, такие как Realweb, обычно используют свое программное решение, партнерскую платформу. К ней подключают клиента: его сайт или CRM, с ней же интегрируются СРА-сети. За счет этого статистика по СРА-трафику становится прозрачной для всех участников. Для рекламодателя это одна точка входа во все доступные на рынке инструменты СРА. Агентство в данном случае предоставляет электронный сервис, контролирует качество рекламы и выступает как эксперт».
Александр Кузнецов
Руководитель отдела конверсионных медиа Realweb
В работе с партнерской программой самое главное — не бояться тестировать работу конкретной CPA-сети. Тестовые запуски не будут обременительны для маркетингового бюджета, потому что оплата совершается за целевое действие.
Какие партнерские программы актуальны в 2025 году
На рынке существуют сотни СРА-сетей — от крупных, которые объединяют тысячи веб-мастеров, до мелких, которые работают только с одним видом трафика и специализируются на одной вертикали.
Вместе с экспертом собрали 20 проверенных партнерских программ, с которыми может сотрудничать бизнес.
CityAds. Одна из крупнейших СРА-сетей, которая работает в РФ и в некоторых зарубежных странах. К сети подключено много веб-мастеров, к тому же CityAds сами работают как агентство по арбитражу трафика.
Admitad. Лидер рынка с широким выбором инструментов распространения рекламы. Экспертиза во всех основных вертикалях.
Adv.Cake. Работает со множеством вертикалей. Есть личный кабинет, который позволяет рекламодателю самостоятельно вести свои рекламные кампании. Предоставляют услуги по организации собственной партнерской программы на базе их платформы. Есть антифрод-решение, то есть метод борьбы с мошенничеством в трафике.
Где Слон? Партнерская сеть и агентство c опытом в разных вертикалях. Есть веб-мастера для работы с e-com, сервисами заказа, образовательными и туристическими проектами.
Leadgid. Лидеры рынка в финансовой вертикали. Имеют доступ к 40 000 профильных интернет-площадок с активным трафиком, консультируют по запуску и быстрой интеграции с вашей CRM-системой.
Unicom. Эксперты в финансовой вертикали, работают с большинством финансовых тем. Помогают банкам, микрофинансовым организациям и страховым компаниям привлекать новых клиентов и точнее оценивать их благонадежность с помощью собственных технологий.
Rafinad. Основная специализация — финансы. Но работают и со смежными вертикалями.
Advertise. Партнерская сеть с опытом в e-com и финансах, также будут интересны для продвижения приложений и игр.
ePN. Начинали как кэшбэк-сервис, теперь это группа компаний, которая занимается в том числе и CPA-программами. Опыт в e-com, финансах, образовании. Рассматривают и рекламные предложения из других вертикалей. Есть личный кабинет и возможность управления своей рекламной кампанией.
Liknot. Финансовая партнерская сеть, большой опыт работы с банками и МФО.
CpaHub. Компания с большой экспертизой в финансах, страховании, HR. Развивают направления недвижимости и авто.
Guruleads. Финансовая партнерская сеть. Давно на рынке, обширный опыт с банками, МФО, брокерами.
LEADS.SU. Специалисты в финансах и HR.
Perfluence. На данный момент крупнейшая биржа блогеров. Рассматривают и запускают разнообразные проекты. Есть личный кабинет рекламодателя.
Getblogger. Платформа работает с блогерами, подключено более 100 000 инфлюенсеров. Работают и по СРА-модели, и по CPP, то есть когда рекламодатель платит за охват. Есть личный кабинет, в котором можно следить за результатами.
Otclick. Основное направление — генерация целевых звонков. Актуально для недвижимости, авто.
Datacon. Работают с генерацией трафика, звонками, есть свой колл-центр. Услуги актуальны для недвижимости, авто, ретейла, e-com.
Know How. Новый, но сильный игрок на рынке, специалисты из телекома. Составляют конверсионные базы на основе своих данных, могут предоставить базу для обзвона, а могут обзвонить силами своего колл-центра и отдать уже целевые лиды.
BlueCollar. Основное направление — трудоустройство в сфере производства, промышленности, строительства, а также в сфере услуг.
Workle. Одни из первых в вертикали HR.
В списке перечислили только основных игроков рынка CPA, в действительности партнерских программ намного больше.
«Мир диджитал-маркетинга разнообразен. Тут оцифровывается все, что попадается под руку, инструменты и площадки эволюционируют постоянно. Кто не развивается, быстро пропадает с радаров, на их место приходят новые, более гибкие и технологичные игроки. Ну а стремительное развитие нейросетей придает дополнительное ускорение».
Александр Кузнецов
Руководитель отдела конверсионных медиа Realweb
Для удобства мы собрали все перечисленные программы в таблицу и обозначили, на каких вертикалях они специализируются. Таблица актуальна на октябрь 2024 года, информация может измениться: например, СРА-сеть расширит специализацию или, наоборот, уберет какое-то направление.
Стоит помнить, что на рынке постоянно появляются новые игроки, например маленькие агентства, которые специализируется на узкой отрасли. Это не значит, что бизнес не должен доверять новичкам. Чаще всего бывает так, что агентство открывают люди, которые давно работают в определенной нише бизнеса и хорошо ее знают. Лучший способ проверить, что партнерская программа работает, — сделать тестовый запуск.
Какими партнерскими программами вы успешно пользовались? Если вы представитель СРА-сети, расскажите о своей программе и о том, на каких вертикалях она специализируется.