Представьте двух сотрудников. У одного зарплата выше рынка, но он каждый день автономно выполняет рутинные задачи в офисе, не зная, для чего он это делает. А у другого зарплата меньше, но он видит, как его действия влияют на метрики бизнеса, а еще есть регулярная обратная связь от руководителя и мастер-классы от экспертов в его области. Как думаете, какой сотрудник больше вовлечен в работу бизнеса? Эксперты уверены, что второй.
Вовлеченность влияет на то, как много и хорошо будет работать сотрудник. Если задачи интересные, есть куда расти, есть отдача — работник принесет больше пользы бизнесу и с меньшей вероятностью выгорит или уйдет.
В статье рассказываем, как растить мотивацию сотрудников и не раздувать ФОТ.
Чек-лист «Как мотивировать сотрудников, чтобы удерживать ценные кадры»
Руководителю стоит задуматься о том, как мотивировать сотрудников. Подготовили краткий гайд, как определять уровень мотивации работников и влиять на удаленные команды.
Как устранить причины текучести кадров
Если посмотреть на мотивацию как на пирамиду, стоять она будет все равно на деньгах. Но помимо денег есть еще три уровня мотивации: личная выгода, личная убежденность и чувство долга.
Что это значит: как только зарплата будет в рынке, можно переходить к другим уровням мотивации, не наоборот. Методы удержания персонала не помогут, если люди понимают, что их труд не ценится.


Если мотивировать человека только высокой зарплатой, всегда найдется место, где платят больше, а задачи интереснее. Лучше всего работает сочетание материальной и нематериальной мотиваций, то есть зарплаты в рынке и того, что нельзя отправить на банковскую карту.
«Когда я только отучилась на командного коуча, у меня случился интересный кейс. Одна из проблем команды была в том, что сотрудники не понимали, что они делают. Собственно, запрос был в том, чтобы это исправить.
Я устроила командную сессию. Все сотрудники собрались и в открытую поделились всеми сложностями работы, обсудили цели компании и что конкретно им нужно сделать, чтобы их достичь.
В конце сессии мы зафиксировали план каждого сотрудника и перестроили работу, потому что за всей рутиной потерялись человеческие желания. Условно, гораздо лучше передать общение клиентов сотруднику, которому нравится с ними общаться. В итоге мы перераспределили задачи так, что, несмотря на другие проблемы компании, мотивация появилась сама собой».

Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Если зарплаты в рынке, а сотрудники все равно стремятся покинуть компанию, вот на что стоит обратить внимание в первую очередь:
- организация труда. Рабочее место должно быть удобным, а рабочие процессы — последовательными и понятными;
- качество коммуникаций. Если руководитель или коллектив ведет себя токсично, то есть проявляет неуважение, нарушает личные границы, критикует и манипулирует, сотрудники там не задержатся;
- возможности для развития. Если сотрудники видят, что компания не позволяет расти им в профессиональном плане, заниматься тем, что интересно, или рассчитывать на повышение в будущем — есть риск, что они начнут искать работодателя, который такие возможности предоставляет;
- режим труда и отдыха. Постоянные переработки, сокращенные перерывы или их отсутствие могут привести к выгоранию и полной потере мотивации.
Эти проблемы можно выявить во время личного разговора с сотрудниками. Часть из них, например те, что касаются коммуникации, можно решить без дополнительных вложений.
Как можно мотивировать сотрудников
Чаще всего простого разговора с сотрудником недостаточно, поэтому можно использовать другие способы мотивации, которые не требуют больших затрат. Собрали главные в таблице.
Если вернуться к пирамиде, то на ней все поощрения распределяются так.


Эффективность способов мотивации зависит от потребностей и предпочтений сотрудников, особенностей компании. О том, как выстроить работающую систему мотивации, мы поговорим дальше.
Подробнее о нематериальной мотивации
- Как давать обратную связь, чтобы после нее сотрудники не захотели уволиться.
- Как перевести команду на удаленку и сохранить ее эффективность: опыт компании sBoard.
- Как решиться делегировать часть ответственных задач сотрудникам.
- Как давать работникам больше ответственности и взращивать чувство причастности к команде: лучшие советы о мотивации из книги «Лидер и племя».
- Как провести тимбилдинг, чтобы потратить деньги и время не зря.

Рассылка: как вести бизнес в России
Раз в неделю присылаем самые важные новости и лайфхаки для развития вашего бизнеса

Как разработать систему мотивации
Есть пять шагов, которые помогут создать эффективную систему мотивации:
- Проверить процессы.
- Понять потребности сотрудников.
- Определить цели мотивации.
- Выбрать способы мотивации.
- Внедрить и адаптировать систему мотивации.
Шаг 1. Проверить процессы. Чтобы магия мотивации сработала, нужно проверить, нет ли проблем в процессах и комфортно ли сотрудникам выполнять их основные задачи. Например, если отдел продаж работает за старыми зависающими компьютерами, нужно сначала закупить новую технику, а потом ставить цели.
Возможно, для начала нужно обучить руководителей и менеджеров навыкам работы с сотрудниками или четче сформулировать должностные обязанности подчиненных. Без упорядоченной работы бизнеса как и без удовлетворения потребности в деньгах получить лояльный и вовлеченный коллектив не получится.
«Нельзя смотреть на работу людей только с технической точки зрения. Бесплатные обеды — это важно. Но никакая система мотивации не сработает, если руководитель будет позволять себе орать матом на сотрудников.
Если предприниматель понимает, что не справляется с управлением персоналом сам, лучше нанять эйчара, который сможет найти проблемы, предложить решения и посчитать, сколько они будут стоить».

Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Чтобы заметить слабые места, можно провести анонимный опрос среди сотрудников.
Шаг 2. Понять потребности сотрудников. Проведите опрос или лично пообщайтесь с сотрудниками, чтобы выяснить их уровень мотивации и проблемы. Важно узнать, что вдохновляет подчиненных, что они ценят и чего ожидают от своей работы. Это поможет отобрать конкретные способы мотивации.
Вот примерный список вопросов, которые можно задать сотрудникам:
- Оцените от 1 до 10, насколько вам комфортно работать.
- Расскажите, чего вам не хватает.
- Как вы оцениваете уровень своей зарплаты от 1 до 10?
- Что повлияло на вашу оценку?
- Важно ли для вас наличие ДМС?
- Если бы у нас были корпоративные скидки от партнеров, вы бы ими пользовались?
- Важна ли для вас компенсация питания и/или спорта?
- Чего вам не хватает, чтобы вы могли назвать свою работу работой мечты?
- Как вы оцениваете работу вашей команды от 1 до 10?
- Что могло бы увеличить вашу оценку?
- Оцените уровень коммуникации с руководителем от 1 до 10.
- Что бы вам хотелось изменить в коммуникации с руководителем?
Даже если в компании принято открыто обсуждать проблемы, лучше беседовать тет-а-тет. Это снизит барьеры и поможет узнать у сотрудников больше подробностей.
Как соберете данные — посмотрите на сайтах с вакансиями, что из этого делают ваши конкуренты.
«Всегда лучше спросить у сотрудников, чего им не хватает, чтобы назвать компанию работой мечты. Но еще можно посмотреть, как в целом выглядит конкурентный рынок, то есть чем пользуются компании, чтобы мотивировать сотрудников.
Эту информацию можно добыть из исследований, описания вакансий конкурентов и во время собеседования с соискателями. В разговоре всегда становится ясно, что происходит у других. Если увидите повторяющийся паттерн, вполне возможно, это неспроста: конкуренты уже провели исследование и выяснили, что этот метод работает. Спросите сотрудников и попробуйте его внедрить.
Еще исследование подсветит слабые места в организации работы. Например, если конкуренты устраивают сотрудников по ТК, а вы заключаете договоры только с самозанятыми, это повод задуматься».

Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Шаг 3. Определить цели мотивации. Любая система мотивации нужна, чтобы достичь целей и задач бизнеса — важно продумать KPI, которые хотите достичь с помощью изменений. Например, увеличить продажи на 20% или снизить текучку кадров.
Сами цели должны быть реалистичными и достижимыми. Их можно ставить по методике SMART.
Шаг 4. Выбрать способы мотивации. Нужно сопоставить результаты исследования мотивации сотрудников и цели бизнеса. От них будет зависеть, что предприниматель сможет предоставить сотрудникам. Допустим, опрос показал, что маркетологу некомфортно работать в офисе из-за шума. Тогда предприниматель может оценить, как часто сотрудник должен присутствовать на совещаниях, и выделить ему удаленные дни.
Чтобы система мотивации работала, сотрудники должны знать, какие ожидания есть у руководителей и какие вознаграждения они могут получить при достижении целей.
«Если нет лишних денег, то как мотивировать сотрудников? Создавать классную команду!
Сотрудников мотивирует то, что им доверяют большие проекты и что их слушают. Отсутствие микроменеджмента, поддержка — это мотивация, которая ничего не стоит для бизнеса».

Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Больше о том, как удержать ключевых сотрудников в компании
- Как удерживать ценных сотрудников. Вместе с руководителями из Т-Банк разбираем, как сохранить баланс между комфортной атмосферой в компании и затратами на персонал.
- Что делают компании, чтобы удержать сотрудников. Российские предприниматели рассказывают, как мотивируют работников и готовы ли повышать зарплаты.
- Как платить сотрудникам, чтобы бизнес не страдал. Даже если у вас самые лучшие сотрудники, есть потолок, выше которого платить не получится. Рассказываем, что можно сделать, чтобы сохранить мотивацию работников и не разориться.
- Как организовать корпоративное обучение. Вкладываясь в образование, бизнес не только получает более компетентных сотрудников, но и создает дополнительный стимул для работы на него.
- Баддинг и шедоуинг: как наставничество помогает бизнесу. Система наставничества может стать альтернативой внешнему обучению и позволяет адаптировать новых сотрудников в короткие сроки.
Шаг 5. Внедрить и адаптировать систему мотивации. Когда подготовка закончена, можно составлять план внедрения системы мотивации и реализовывать его. На последнем роль руководителя не заканчивается — наверняка понадобятся доработки. Поэтому важно получать обратную связь от сотрудников и вовремя вносить изменения в систему.


Если что-то сломалось или не сработало, исправить систему можно почти так же, как она создавалась.


Больше о мотивации сотрудников
Книги от эксперта статьи, которые помогут построить из отдельных сотрудников мотивированную команду и взглянуть на работу их глазами.
- Сьюзен Фаулер «Почему они не работают?» — автор более 10 лет исследовала, как устроена мотивация в разных странах. В результате получилась книга, которая поможет узнать, что нужно вашим сотрудникам и как мотивировать их на пути к большим целям бизнеса.
- Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — классическая работа, где сформулирована пирамида потребностей человека. На основе ее и появилась пирамида мотивации из нашей статьи.
- Дэниел Пинк «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует» — автор рассказывает, почему только финансовая мотивация не работает, и перечисляет инструменты, которые помогут развить внутреннюю мотивацию сотрудников.
- Светлана Иванова «Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?» — автор учит связывать факторы мотивации с теми стимулами, которые нужно применять в бизнесе. Вышла простая инструкция, которую можно применять в работе.
- Александр Фридман «Делегирование: результат руками сотрудников. Технология регулярного менеджмента» — автор больше 25 лет изучает технологии управления персоналом и смог описать, как ставить задачи так, чтобы их выполняли.
- Патрик Ленсиони «Пять пороков команды» — бизнес-роман о том, как создать корпоративную среду, в которой ни один способ мотивации не сработает. Пять конкретных проблем и способы их решения.
Как вы мотивируете команду сейчас? Расскажите о самом удачном кейсе в комментариях