Чтобы принимать эффективные решения в бизнесе, предпринимателю важно уметь качественно работать с большими объемами данных, строить причинно-следственные связи, выбирать оптимальные варианты действий из доступных, просчитывать риски и выгоду от них. Все это невозможно без аналитического мышления.
Вместе с предпринимателями разобрались, везде ли нужно уметь мыслить логически, как прокачать у себя этот навык и всем ли он доступен.
Что такое аналитическое мышление
Аналитическое мышление — это способность глубоко и качественно анализировать информацию и использовать результаты для своих целей. Человек обрабатывает большие объемы данных, сопоставляет их, отделяет важное от менее значимого, делает выводы и в итоге находит оптимальное решение.
Например, предприниматель переезжает в новый офис, и нужно сделать ремонт. Если он обладает аналитическим мышлением, то сможет обработать большой объем информации вокруг этой темы: какие задачи надо выполнить, какие ресурсы потребуются, какая сейчас ситуация на рынке с ценами на материалы и на услуги подрядчиков. В результате такого анализа он составит план действий, смету, подберет нужные материалы в конкретных магазинах и выберет оптимальных по соотношению цены, сроков и качества подрядчиков.
«Аналитическое мышление помогает выделить основные причины возникшей проблемы. Например, почему на рынке снизились продажи: из-за сезонности, изменений рынка, активности конкурентов, неактуальности продукта. Благодаря аналитике можно исследовать возможные варианты действий в сложившейся ситуации: поменять продукт, запустить рекламу, сменить рынок. И дальше мы оцениваем последствия: как каждый вариант повлияет на бюджет, позиции компании, долгосрочные планы».
Наталья Глазунова
Основательница детской академии «Территория футбола» и PR-агентства «Матрешка»
Все ли способны на аналитическое мышление
Мозг человека функционирует асимметрично, и у каждого полушария своя зона ответственности. Левое связано с речевыми функциями, правое — с невербальными функциями и с эмоциями. На фоне этого развилась теория, что активность одного из полушарий отвечает за способности человека:
- Правое — это творческие способности и интуиция, то есть качества «гуманитариев».
- Левое — это логика, критическое мышление и другие способности «технарей».
Однако вокруг этой теории в научном сообществе идут споры. Для нее нет четких научных доказательств. Известно, что язык и речь у большинства людей действительно зависят от левой половины мозга, из-за чего, например, инсульт этого полушария нарушает речь. Другие функции не так жестко привязаны к конкретной стороне.
Так, творческие способности не зависят исключительно от правого полушария. Повреждения разных областей мозга у людей, которые были связаны с искусством, не отнимали у них творческие навыки полностью.
В то же время в устройстве и работе мозга есть еще много неясного. Но даже если верить в теорию полушарий, она говорит лишь о том, что человеку будет лучше даваться определенное направление — творческое или техническое. Ведь обе половины мозга всегда включены в работу. Поэтому аналитическое мышление может развить каждый человек.
Где пригодится аналитическое мышление
Благодаря аналитическому мышлению человек может делать качественные выводы из ситуации, прогнозировать ее развитие, планировать действия, выделять наиболее значимые факты из большого объема информации. Все это приносит пользу в разных областях.
В бизнесе. Аналитическое мышление помогает прогнозировать ситуацию на рынке, строить более эффективные стратегии действий. Например, если предприниматель сталкивается с падением продаж, он сможет понять, что стало причиной, — и найти оптимальный выход из ситуации или нивелировать ущерб от нее.
Кроме того, сегодня большую роль в бизнесе играет подход data driven. Он требует обрабатывать огромные объемы данных, что невозможно делать без аналитического мышления.
«В нашей практике одна из самых главных проблем при проведении стратегических сессий — отсутствие предварительного аналитического этапа. Команда оказывается в ситуации, когда она должна поделиться собственными представлениями о бизнесе и текущих проблемах. Это тоже хорошо, но если речь заходит про вопросы позиционирования на рынке, оценки сильных и слабых сторон продукта, оценки клиентов относительно нашего предложения, для проработки этих вопросов нужно собрать данные с рынка и от клиентов. С ними вырастает вероятность правильного принятия стратегических решений.
Важно отслеживать показатели, за которые отвечает один отдел, но на которые влияют и другие. Это помогает установить связи между целями разных отделов и в итоге выстроить общую стратегию компании».
Василий Лебедев
Основатель школы инноваций и креативного мышления «ИКРА»
В жизни. При решении бытовых вопросов без аналитического мышления тоже не обойтись. Оно помогает более качественно спланировать день, выбрать более выгодное предложение у нескольких банков, эффективнее управлять своими финансами, временем и многим другим.
«Не представляю современного человека, который не обладает аналитическим мышлением в той или иной степени. Это следующий пункт после инстинктов, мне кажется. Анализ происходящего — это необходимость выживания в глобальном смысле. Дети с рождения начинают учиться проводить анализ, и чем старше человек, тем более развит этот навык и точнее анализ».
Ольга Дмитрик-Кононова
Руководительница Бюро интерьерных решений
В работе. Аналитическое мышление помогает лучше справляться с задачами и проектами: человек систематизирует данные, приоритизирует шаги по значимости, строит качественный план, и ему становится легче решить задачу в установленный срок. После анализа человек задействует стратегическое мышление, чтобы выстроить курс движения.
«В моей сфере без аналитики не получится успешно работать. Для качественно реализованного инвестпроекта требуется провести структурный и качественный анализ рынка недвижимости, конкурентов, тенденций, бюджетирование и так далее. Для этого нужно делать „средний срез“ и регулярно анализировать изменения в нем.
Не каждому специалисту и не в каждой отрасли требуется высокий навык анализа, но, на мой взгляд, его стоит тренировать даже линейному работнику для успешного дальнейшего карьерного роста. С приходом в нашу жизнь ИИ многократно выросли требования к универсальности и знаниям людей, к скорости обработки информации. Чем выше ваш уровень аналитических возможностей, тем лучше для бизнеса и жизни».
Ольга Дмитрик-Кононова
Руководительница Бюро интерьерных решений
При этом во всех сферах жизни человеку нужно задействовать разные типы мышления для решения одной задачи. Например, чтобы выбрать рынок для продажи продукта, предпринимателю нужно не только быть аналитиком, но и включать критическое мышление. Поэтому умственные способности важно развивать в разных направлениях.
Как оценить его уровень
В сети можно найти онлайн-тесты на оценку мышления и пройти их бесплатно. Предлагаем несколько известных вариантов.
Тест Войнаровского. Он состоит из 30 маленьких задач и помогает оценить логическое мышление. В каждой задаче есть факт — условие — и три возможных следствия: из них только одно будет правильным.
Например, условие: «Джон всегда либо урдит, либо мурлит». Возможные следствия из этой мысли: «Джон иногда урдит», «Джон иногда урдит, а иногда мурлит», «Джон никогда не занимается одновременно и урдением, и мурлением».
В конце система покажет неправильные или пропущенные ответы и оценит уровень развития логического мышления в баллах. Он может быть низким, средним или высоким.
Шкала аналитичности-холистичности, AHS. Этот тест помогает понять свой тип мышления: аналитический или холистический. Наличие первого говорит о том, что человек хорошо выделяет отдельные элементы из целого, проводит последовательный анализ и логически обосновывает выводы. Второго — о том, что человек оценивает ситуацию в целом, принимает решения интуитивно.
В конце теста система показывает, к какому типу мышления ближе человек и как он анализирует ситуации, как понимает причины действий, как воспринимает изменения и работает с противоречиями.
Экзамен GMAT. Этот экзамен проходят кандидаты, которые хотят поступить в бизнес-школы, на MBA-программы. Он проверяет у испытуемых языковые навыки, умение анализировать и интерпретировать данные, а также логические и аналитические навыки в математических задачах. Экзамен платный, но в сети можно найти бесплатные онлайн-варианты, чтобы потренироваться и оценить себя. Единственный нюанс — они на английском языке.
Кроме этого, можно оценить свое аналитическое мышление по личным способностям работы с информацией. Однако эта оценка будет субъективной, ведь человеку сложно говорить беспристрастно о своих качествах.
9 лучших техник для развития аналитического мышления
Аналитическое мышление крепко связано с логикой, умением видеть причинно-следственные связи и планированием. Отработать эти навыки помогают игры, книги и даже групповые дискуссии.
«Как можно чаще задавайтесь вопросами „Зачем?“ и „Как?“, увлекайтесь решением головоломок, интересуйтесь новым, участвуйте в публичных обсуждениях, играйте в настольные игры, изучайте иностранные языки. Это даст достаточную нагрузку для мозга и насытит его новыми задачами, даст импульс для постоянного развития и совершенствования имеющихся навыков».
Ольга Дмитрик-Кононова
Руководительница Бюро интерьерных решений
Играть в игры на логику. Самый простой вариант — шахматы: они отлично развивают умение анализировать информацию, оценивать разные варианты действий противника, причем заставляют делать это очень быстро. Помимо этого, будут полезны такие настольные игры, как Scrabble, или любые игры на логику в смартфоне.
Использовать приложения на прокачку логики. Они предлагают упражнения для тренировки мозга, и к ним можно обращаться, если есть свободные 10—15 минут. Например, можно использовать приложения NeuroNation, Lumosity или CogniFit — в них много интересных мини-игр и упражнений для мозга, которые помогают развивать скорость мышления, логику, концентрацию и многое другое.
Читать книги и анализировать. Это могут быть узконаправленные книги для развития аналитического мышления, которые дадут практические инструменты.
Что можно почитать:
- «Философия аналитики», Юрий Курносов;
- «Работа с данными в любой сфере», Кирилл Еременко;
- «Искусство статистики. Как находить ответы в данных», Дэвид Шпигельхалтер.
Смотреть фильмы и анализировать. Как и в случае с книгами, пользу принесут и фильмы, в которых можно наблюдать игры ума персонажей — детективы, кино про бизнес и предпринимателей, и более легкие картины. Главное — включать их не для фона или под попкорн, а размышлять над ситуациями и действиями героев.
Вот какие фильмы помогут включить логику и анализ:
- «Исходный код», 2011;
- «Иллюзия обмана», 2013;
- «Начало», 2010.
Моделировать ситуации. Создавайте в голове различные сценарии и размышляйте, как бы действовали в них, какой бы выход искали в зависимости от развития событий, какое из ваших решений было бы самым эффективным и почему.
Например, вы оказались в другой стране, завтра утром вам нужно вернуться домой, но рейс отменили, а следующий прямой только завтра в обед. Как вы будете действовать и почему? Можете усложнить задачу, добавляя дополнительные переменные: допустим, ограничен бюджет на билеты, а компенсация за отмененный рейс придет на карту только через 3—7 дней.
«Один из самых частых кейсов в нашей практике — это применение так называемых „деревьев“ Элияху Голдратта. В своей „Теории ограничений систем“ он разработал два инструмента аналитического мышления: ДТР, деревья текущей реальности, и ДБР, деревья будущей реальности. С помощью инструментов можно представить причинно-следственные связи в виде желательных и нежелательных явлений, увидеть узкие места бизнеса и смоделировать возможное развитие событий при изменении каких-либо факторов».
Василий Лебедев
Основатель школы инноваций и креативного мышления «ИКРА»
Вступать в дискуссии. Речь идет не о том, чтобы спорить ради острых эмоций, а о том, чтобы инициировать обсуждение и учиться обосновывать свою точку зрения, выявлять причинно-следственные связи в аргументах второй стороны. Это могут быть и дискуссии внутри рабочих процессов, и оторванные от них — со знакомыми, друзьями, близкими на личные или бытовые темы.
«Если команда обсуждает собранные данные — например, по рынку, — стоит обратить внимание на то, как организована эта дискуссия. В моей практике часто бывает, что человек, который предоставляет данные, становится „королем“ дискуссии и диктует ход разговора. Но сами данные — это же результат работы всей команды, и улучшать их нужно сообща. Более того, данные могут вызывать эмоции у группы, и игнорировать их — значит лишить команду возможности открыто высказаться.
К примеру, британский психолог и писатель Эдвард де Боно предлагал обсуждать данные поэтапно: сначала факты, потом плюсы и минусы, потом предложения по улучшениям и, наконец, проговаривать чувства по поводу этих предложений. Данные дают бесценные подсказки, но не прямые ответы на то, как действовать бизнесу».
Василий Лебедев
Основатель школы инноваций и креативного мышления «ИКРА»
Анализ обстановки. Представьте свою главную цель и оцените, насколько обстановка способствует ее достижению. Если есть препятствия на пути к цели, подумайте, как их устранить с теми ресурсами, которые доступны, с меньшими затратами сил и времени.
Возможно, в результате такого анализа вы поймете, что цель нужно поменять, потому что она нереалистична или не окупает необходимые для ее достижения усилия. Это упражнение помогает научиться видеть причину и следствие или прогнозировать риски.
Антон хочет к концу года удвоить оборот компании — это его главная цель. Он начинает размышлять, может ли ее достичь: какая сейчас ситуация на рынке, насколько активна аудитория, все ли хорошо с продуктом.
Большинство внешних факторов в порядке, но клиенты снизили средний чек. Тогда Антон начинает искать причины и думать, не помешает ли это нарастить продажи: возможно, клиенты сейчас сильно экономят и стимулировать их чаще покупать продукт не получится.
Дальше Антон размышляет, может ли он решить проблему поведения покупателей или ему нужно искать другие пути поднять продажи — например, попытаться дотянуться до другого сегмента аудитории, с которым он раньше не работал.
Поиск решения. Когда перед вами появляется задача, задавайте себе набор вопросов: «Как я могу решить эту проблему?», «Кто может мне помочь?», «Какие инструменты я могу использовать?», «Какие еще варианты у меня есть?». Постарайтесь дать как можно больше ответов, сделать их максимально подробными и обоснованными. В конце упражнения нужно найти самый эффективный способ решить задачу.
Ретроспектива. Когда вы решили задачу, в спокойной обстановке подумайте, можно ли было справиться с ней иначе, выбрали ли вы самый оптимальный выход или нет. Проанализируйте, что получилось не так хорошо, как могло бы, и почему.
Все это лучше делать на бумаге или хотя бы в заметках смартфона, чтобы наглядно видеть свой мыслительный процесс — это будет стимулировать мозг активнее размышлять.
Как аналитическое мышление помогает вам в бизнесе? Поделитесь опытом в комментариях.