Разыгрываем 50 призов по 100 000 ₽50 призов по 100 000 ₽Для участия откройте ИП в Т-БанкеЗарегистрируйте ИП в Т-Банке и участвуйте в розыгрышеПодробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Денис Свердлов
Денис Свердлов

Дата рождения:
06/06/1978

Бизнес
Arrival, производство электромобилей

Сфера бизнеса
Информационные технологии

Предыстория

Денис Свердлов родился в Грузии, но вырос, получил высшее образование и начал карьеру в Санкт-Петербурге. Его юность пришлась на 1990-е, главным увлечением стали программирование и технологии. В последних интервью Денис вот так отзывается об этом времени:

«Мы были приучены находить способы выжить. Думаю, это важный навык в том бизнесе, которым мы сейчас занимаемся». [Источник]

В конце 1990-х в России начал формироваться рынок ИТ-услуг, и Денис быстро нашел себя на этом рынке. Еще на первом курсе он стал работать системным администратором на заводе «Метиз», хотя учился на бухгалтера. В 2000 году, в 22-летнем возрасте Денис создал компанию IT Vision, чтобы продавать услуги по автоматизации бизнес-процессов. По словам Дениса, этот опыт помог ему узнать, как устроены разные типы компаний. [Источник]

В 2003 году Денис продал IT Vision конкуренту — КОРУС Консалтинг. Сумма сделки не разглашалась. Бизнесы объединились под брендом «КОРУС», Денис стал управляющим партнером и директором по продажам объединенной компании. После этого КОРУС заключил контракты с SAP, Oracle, Microsoft и внедрял их софт в предприятиях разных сегментов: промышленности, телекома и розничной торговли — METRO, ЦУМ.

Работа со средним и крупным бизнесом помогла Денису обзавестись связями, которые сыграли важную роль в его карьере. Один из первых клиентов IT Vision — предприниматель Сергей Адоньев, который в 1990‑е заработал капитал на импорте фруктов. Знакомство Свердлова с Адоньевым в итоге привело к появлению мобильного оператора Yota. [Источник]

Начало бизнеса на новых технологиях

Денис создал две компании, в основе которых лежат новые для рынка технологии, — провайдера Yota и производителя электромобилей Arrival.

Мобильный оператор Yota. В 2006 году предприниматель Адоньев предложил Денису захватить нишу быстрого беспроводного интернета на рынке телекома. Тогда он был поделен между МТС, билайном и МегаФоном, которые не интересовались беспроводными технологиями. К этому моменту заканчивалась эпоха телефонных модемов и россияне только начали привыкать к широкополосному проводному доступу с возможностью смотреть видео на стационарных компьютерах. О быстром мобильном интернете речи не шло — 3G еще не было.

Чтобы захватить нишу быстрого интернета, Свердлов и Адоньев решили использовать новую технологию — WiMAX. Она позволяла заходить в интернет с ноутбука или мобильного телефона в любом месте. В 2006 году операторы «большой тройки» только собирались внедрять 3G — инфраструктура под нее уже была.

В 2007 году Денис ушел из КОРУСА и создал компанию «Скартел» вместе с Адоньевым и его бизнес-партнером Альбертом Авдоляном. Свердлов стал генеральным директором Скартела и подготовил бизнес-план.

Чтобы новый провайдер смог предоставлять мобильный интернет с высокой скоростью, нужно было серьезно подготовиться:

  • Приобрести у государства права на радиочастоты в диапазоне 2,5—2,7 ГГц, необходимые для передачи данных по WiMAX. По словам Дениса, провайдеры российской «большой тройки» не были заинтересованы в этих частотах, поскольку они не подходили для 3G. Известно, что провайдерам ранее предлагали купить эти частоты за 70 000 000 $. По какой цене их приобрел Скартел, нам неизвестно. [Источник]
  • Создать инфраструктуру под WiMAX: оптоволоконные линии и базовые станции — антенны и радиомачты для приема и передачи сигнала. Только для запуска в Москве и Санкт-Петербурге компании нужно было построить более 150 базовых станций. [Источник]

Для воплощения проекта были нужны большие деньги. Основатели вложили накопления, взяли кредиты и привлекли финансирование от госкорпорации «Ростех» благодаря связям Авдоляна. Ростех взял долю 25% и помог провайдеру получить нужные частоты и согласовать это с Минобороны, ФСО и Роскомнадзором. Общий объем инвестиций в Скартел из всех источников составил 600 000 000 $. [Источник]

Расчет Свердлова и Адоньева на высокий спрос оправдался. В 2009 году Yota начала работу и первой предложила абонентам тарифы с безлимитным мобильным интернетом. Во многом благодаря этому за пять месяцев Yota набрала 200 тысяч клиентов и вышла на операционную окупаемость. [Источник]

Денис в должности гендиректора Yota и дальше делал ставку на новые технологии. В 2010—2011 годах многие провайдеры и производители телекоммуникационного оборудования отказались от развития стандарта WiMAX в пользу более скоростного LTE/4G. В Yota последовали тренду и объявили, что первыми в России запустят сеть LTE.

В начале работы над инфраструктурой для LTE Денис столкнулся с законодательными сложностями. В компании считали, что имеют право пользоваться для LTE теми же частотами, что и для WiMAX. Но Роскомнадзор запретил это Yota, так что компании пришлось отстаивать в суде права на частоты. Денис говорил, что развитие компании остановили на полтора года. Но в декабре 2011 года Yota все же стала первым оператором LTE в России. [Источник]

В 2012 году Денис приостановил бизнес-карьеру. Он стал замминистра связи в российском правительстве и ушел из Yota. Позже Денис объяснил это решение тем, что стремился усовершенствовать регулирование телекома в стране. Самой заметной реформой, над которой работал Денис, был закон о праве сохранить номер при смене мобильного оператора. [Источник]

В 2013 году Денис избавился от работы и российских активов. Тогда чиновникам и членам их семей запретили иметь зарубежные счета и активы, поэтому Денис ушел в отставку. В том же году Денис продал долю Yota — компанию выкупил МегаФон за 1,18 млрд долларов. Сколько он заработал на сделке — нам неизвестно. [Источник]

Производство электромобилей Arrival. В 2014 году Денис занялся международным бизнесом. Он создал в Люксембурге венчурный фонд Kinetik, чтобы финансировать технологические стартапы. По словам Дениса, миссия фонда — развивать компании, которые будут радикально менять образ жизни людей и порядок вещей в отрасли. Капитал фонда составил 500 млн долларов, источники этих денег не раскрывались. [Источник]

Фонд Свердлова инвестировал в 2014—2015 годах в три проекта. Один из них — компания по разработке электромобилей Charge, которую переименовали в Arrival, Денис развивает ее с 2015 года. Первоначальные вложения в компанию через фонд Kinetic составили 20 млн фунтов. [Источник]

Как и в случае с Yota, Денис объяснил переход в незнакомую отрасль тем, что ее лидеры не готовы к переменам, и в этом шанс для новых игроков:

«Топ-менеджер Nokia однажды сказал, что популярность смартфонов от Apple их не беспокоит. Спустя пару лет Apple оставила Nokia далеко позади. В автомобильной отрасли близится подобный идеальный шторм: электротранспорт, беспилотные технологии, системы компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Автомобили становятся гаджетами на колесах, а значит, нужно менять подход к их производству и обслуживанию». [Источник]

Если Tesla Илона Маска начинала с ниши электрических спорткаров, то Arrival решила производить электрогрузовики для бизнеса. По словам Дениса, в этом сегменте проще конкурировать:

«Личный автомобиль выбирают по многим критериям. Коммерческий транспорт — всего лишь по двум: по цене и функциональности. Это рациональное решение. Такому стартапу, как наш, лучше не пытаться завоевать аудиторию миллионов розничных покупателей, которые редко покупают новые машины. Лучше пойти в коммерческий сектор, решить их проблемы и получить свою долю рынка».[Источник]

Инновация, которую предлагает Arrival, — производить электромобили на основе платформы с шасси, двигателем и аккумулятором. В компании эту платформу называют «скейтбордом» из-за плоской ходовой части. По замыслу инженеров Arrival, благодаря этому характеристики грузовиков можно будет менять под задачи клиента. По той же технологии компания предполагает выпускать электробусы, машины такси и розничные электромобили. [Источник]

В Arrival утверждают, что их машины будут недорогими. Например, фургоны будут стоить столько же, сколько и бензиновые — около 40 тысяч долларов. Низкую себестоимость должны обеспечить технологии «скейтборда», использование клея вместо сварки и легкого композитного материала собственной разработки. Денис считает это важным: [Источник]

«Предприятия, которые покупают коммерческий транспорт, отличаются низкой маржой, так что они консервативны и считают деньги. Они не станут платить за электрофургон больше, чем за обычный грузовик. Поэтому мы предлагаем такую же цену и вдвое более дешевое обслуживание. Точка перегиба возникает там, где работает экономика». [Источник]

Другим ключевым отличием Arrival от конкурентов должна стать масштабируемая модель производства. Денис сравнивает ее с McDonald’s и Starbucks. Если Tesla изготавливает электромобили всего на нескольких «Гигафабриках», то Arrival предлагает развернуть сеть «микрофабрик» в городах-миллионниках по всему миру. Предполагается, что благодаря простоте технологии небольшие заводы смогут зарабатывать на том, что будут выполнять заказы местного бизнеса и властей на коммерческий и общественный электротранспорт. [Источник]

Денис рассказывал, что в работе над Arrival его мотивирует желание сделать воздух в городах чище. В одном из интервью он вспомнил о грязном воздухе в Санкт-Петербурге 1990-х и сравнил его с кашей. По словам Свердлова, именно коммерческий транспорт вносит наибольший вклад в загрязнение городов, так что электрогрузовики помогут снизить загрязнение. [Источник]

Концепция бизнеса позволила Денису привлечь в Arrival более 600 000 000 $ инвестиций. В стартап вложились инвестфонды BlackRock и Winter Capital и автопроизводители Hyundai и Kia. Американская транспортная компания UPS заказала у Arrival 10 тысяч грузовиков к 2024 году. Компания пока что не выпустила на рынок ни одного электромобиля. [Источник]

В 2021 году Arrival привлекла еще 660 000 000 $ на фондовом рынке после размещения акций на бирже Nasdaq. Стартап вышел на биржу в обход IPO с помощью процедуры SPAC, то есть путем слияния с компанией, которая технически уже торгуется на бирже, но фактически не имеет собственного бизнеса. Это была компания CIIG Merger Corp, ее создали специально под выход на биржу. После размещения стоимость Arrival оценили в 13,6 млрд фунтов, что стало крупнейшим листингом в истории британских стартапов. Дениса, как крупнейшего акционера Arrival, стали называть долларовым миллиардером. [Источник] [Источник] [Источник]

Что сейчас

2022 год оказался сложным для Arrival. В мае в компании заявили о том, что запустят электрогрузовики в массовое производство уже летом и выпустят до конца года более 400 фургонов. В августе это число сократили до 20. В итоге в сентябре компания презентовала на микрофабрике в Англии первый электрофургон, но так и не запустила его в серийное производство. Группа акционеров обвинила Arrival в нереалистичных обещаниях и подала на компанию в суд. [Источник] [Источник] [Источник] [Источник]

В течение года в компании несколько раз сокращали затраты. В начале 2022 года в Arrival работали 2700 сотрудников, но летом компания уволила до 30% персонала, а в октябре сообщила о еще одной волне сокращений. Кроме того, Arrival отложила разработку электроавтобусов и автомобилей. Оптимизацию в компании объяснили изменениями в экономике. [Источник] [Источник]

Капитализация компании упала. К концу 2022 года по сравнению с пиковыми значениями 2021 года акции Arrival подешевели на 95%, а Денис Свердлов перестал быть миллиардером. Компания не планирует выходить на европейский рынок и собирается выпустить первый электрофургон в США в 2024 году. [Источник] [Источник]

В ноябре 2022 года Денис ушел с должности генерального директора Arrival, но остался в компании в качестве главы совета директоров. Денис говорит, что он как никогда привержен достижению успеха компании и продолжает работать в интересах акционеров, клиентов и сотрудников. [Источник]

Контакты: https://twitter.com/dsverdlov

Фото: Минцифры

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Какие зарубежные рынки вы считаете самыми перспективными?


Больше по теме

Новости

Личный опыт

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи данных